Характеристика средств обучения геогр., их классификация.
Ср-во обуч – разнообр мат-лы и «орудие» Уч.Пр. благодаря исп-ию кот более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть цели обуч.. Это мат-льный или идеальный объект, кот исп-ся учителем и уч-ся д/ усвоения знаний (П. И. Пидкасистый). Главное дидакт назначение средств обуч. – ускорить процесс усвоения уч мат-ла, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным хар-кам. 1.По хар-ру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные ср-ва, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3.По происхождению: натуральные прир ср-ва (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовиз. ср-ва. 4.Классиф. А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева: естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы); объемная (геометрические фигуры); изобразительная (фото); графическая (схемы); символическая (глобус); звуковая; мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и ср-ва дистанц. обуч..
58. Формирование географических умений и навыков.Умения-это практические действия,сознательно выполняемые учащимся на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.Навыки-это учебн.действия,приобретаемые в рез-те многократного выполнения,носят автоматизированный характер.Например:навыки определения геогр координат. К физ-геогр умениям относятся: умение работать с источниками геогр информ (карты, диаграммы), умение определять геогр положение объектов, обозначать и подписывать их на контур карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природ ы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.В эконом геогр: умение оценивать прир.ресурсы для хоз-го использования, умение анализировать стат. данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, эконом районов. В совр шк роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Особенности умения:умение неразрывно связана с сознанием;умение связано с применением источников географ знаний. Этапы формир. умений и навыков:показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется;ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий;показ и объяснение учителем образца выполнения действий;тренировочные упря для овладения умением;Самост.применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач. Кол-во умений и навыков зависит от многочисл.причин:наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихсяот учителя (учитель должен отразить процесс формир.умений и навыков в темат.планировании).Программа - это основной госуд. док, по кот. работает учитель в процессе обучения курсу геогр.
59.Технология проектной деятельности шк.Проект-какой-либо замысел,план,разработка.В геогр прообраз предполаг.или возможного прир.или соц-эконом объекта,состояния прир.комплексов.Технология проект. Деят. учащихся на уроках геогр создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деят, рационального стиля мышления, эмоционально, теоретич и практич познания окруж.мира.Средства обуч:учебники,атлас,раб.тет,практикумы и др,содержащие вопр и задания,рассчитанные на применение в уч.процессе активных методов обуч.(Примеры заданий:создание проектов вариантов новых ж/дорог в РФ;созд-ие прокета освоения территории). Технолог проектной деят-ти требует от учителя: -особая подготовка шк-ка,разъяснения им заданий,способов их выполнения,требований к оформлению рез-тов.На выполнение задания, т.е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы);-составление плана работы;подбор источниов инфы;-работы по созанию уч.проектов м/б индивидуальной,групповой;-обсуждение рез-тов на спец.отводимых для этого урока типа диспутов,конференций,смотра знаний,отчетов или на обобщающих уроках в конце темы (раздела).
60.Анализ учебников «Начальный курс физической географии» (6 класс) и приемы работы с ним.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова, «Начальный курс географии», 6 кл, ООО «Дрофа» 2007г.Фарзац учебника красочно иллюстрирован условными знаками.Учебник открывается введением и структурно разделен на 5разделов : 1) Виды изображ повер-ти Земли 2) Строение Земли 3)Население Земли 4)Влияние прир на жизнь и здоровье чел-ка 5)Приложение Доп. Текст выделен синим цветов и интервалами. Содержательная часть логично связана и последовательна. Метод – индуктивный. Программа раскрыта в полной мере. Перед § есть вопросы, чтобы вспомнить материал пройденный ранее. Вопросы различной напр-ти: на краевед-ий и научн.В конце § есть задания для закрепления мат-ла и направленные на практическую деятельность. Много рисунков(104)карт, помогающий усвоению материала. Словарь есть, но не раскрыт. Текст изложен на достаточном ур-не, опирается на научность.В приложение входят: указатель географ.терминов, задания для работы на местности с таблицами. Соответствует основным стандартам. Является комплексным для изучения этого предмета.
61.Компоненты содержания географического образования (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности).Знание-это отражение внешнего мира.Знания подразделяются на теоритические и эмпирические. Теоретич знания в содержании программы представлены теориями,гипотезами,понятиями,принципами,связями-законами и закономерностями.Важную часть теоретич.знаний составляют понятия.Без них нельзя раскрыть связи, закономерности,нельзя сформировать научное мировоззрение.Понятие -это форма логического мышления, отражающая существенные св-ва, связи и отношения объектов и явлений. Они имеют строгое логич. определение и выделены в программе как единицы, заданные для усвоения. Овладеть понятием- значит не только усвоить его содержание, но и уметь использовать понятие в ходе учебного познания. Эмпирические знания представлены в шк.геогр.многочисленными фактами, представлениями, они служат базой для формирования теоретических знаний. Однако они важны и сами по себе, так как факты в геогр играют большую роль, ведь геогр наука не только теоретическая, но и практическая.Умения - это практич.действия,сознательно выполняемые учащимся на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.Умения особенно важны в содержании программы, так как познавательная деятельность шк.развивается в том случае, если их обучают самостоятельно добывать знания. Сделать это можно только путем формирования у шк. умений и навыков. Знания и умения тесно м/у собой связаны и формируются одновременно.(Например, знания о геогр.координатах и умения их определять по карте).Опыт творческой деятельности-это надпредметное содержание, это умственные действия разного характера (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения).Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности. Опыт эмоц-ценностного отношения к миру, к деятельности вкл.мотивы деят-ти, нравственные проблемы, кот. находят отражение в поведении шк.
62.Подготовка учителя к уроку. Календарное, тематическое и поурочное планирование. Составление конспекта урока.Темат. план.-предполагает выявление системы уроков по теме,взаимосвязанных по содерж,мотадам обучения,характеру познават деят-ти.В темат.плане предусматриваются след.данные:№урока,тема урока,основные знания и умения,практич.работы,методы формы обуч,средства обуч.При составлении плана учитель руководствуется программой и учебником. Календарно-тематический план- это распределение по урокам учебного материала каждой темы,составляется на полугодие или год и утверждается администрацией шк. Поурочный план отражает объем и содержание изуч.материала, последовательность этапов урока, виды деят-ти учащихся,оснащение объем д/з. Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя.Конпект-план урока:Урок №,Тема урока, Цели урока: Образовательные цели: самое главное из содержания урока который должен освоить ученик; отмечаются также повторение, углубление, закрепление знаний. Воспитательные цели: воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание интереса к историч.личностям, любовь к изучению предмета. Развивающие цели: наблюдение, мышление,учить сравнению, развивать творческое воображение. Методы обучения(репродукт,частично-поисковый,проблем.излож)Тип урока (урок вводный, изучения нового, комбинированный (смешанный), контрольный, урок проверки и учета знаний, повторительно-обобщающий). Оборудование урока.список технических средств обучения,которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, интерактивная доска, ЭВМ (компьютер, ноутбук) и т.д.). Вкл.в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы, CD, DVD-диски и др.). Ход урока->Организационный момент->Актуализация опорных знаний (Проверка домашнего задания). Вопросы учителя -Предположительные ответы учащихся-> Изучение нового материала (25-30 минут). Работа учителя -Деятельность учащихся ->Домашнее задание на след урок (№ §, рекомендации).
63.Новые информ технологии(ИТ).Электр(мультимедийный)учебник(ЭУ). Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть новыми информационными технологиями в образовании.НовыеИТ обучения - методология и технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств. Под ИТ понимается процесс,испол-ий совок средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового кач-ва. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:· обеспечивает практически мгновенную обратную связь;· помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;· существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;·наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
64.Компьютеризация процесса обучения географии и методика использования мультимедийных средств.Прим ИКТ на уроках геогр не только облегчает усвоение учеб. материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:повышает мотивацию учащихся к учению;активизирует познавательную деятельность;развивает мышление и творческие способности ребёнка;формирует активную жизненную позицию в современном обществе.Однако, при случайной работе на компьютере интерес к традиционным формам работы на уроке снижается. Методика исп-ия мультимедиа технологий:усиление мотива учения;улучшение качества обуч. и воспитания, что повысит информационную культуру уч-ся;повышение уровня подготовки учащихся в области современных ИТ;демонстрацию возм-ей компа, не только как ср-ва для игры. Мультимедийные уроки помогают: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания;сформировать навыки самоконтроля;сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;оказать учебно-метод. помощь уч-ся в самостоятельной работе над учебным мат-лом. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Для обеспечения эффективности учебного пр. необходимо:избегать монотонности, учитывать смену деятельности уч-ся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым уч-ся;учитывать фактор памяти ребенка.
65.Наблюдения и опыты, их значение, организация и методика проведения в обучении географии.Особенность обуч. географии, необход условие, при кот учитель управляет процессом воспр уч-ся окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей). Организация: постановка цели и задач,отбор объектов и явлений, подлежащих наблюдению,выявление сторон наблюдаемых явлений,установление порядка и последовательности ведения наблюдений,отбор фактов и их фиксирование,выделение мат-лов, подлежащих обобщению,.формулировка результатов, выводов. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Мат-лы наблюдений используются в процессе изучения теоретич мат-ла об атмо, гидро и биосфере. Обработка собранных мат-лов наблюдений состоит в вычерчивании графиков хода t, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет мат-лы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и др. явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее. В той местности, где нет спец. метео службы, собранный шк-ми мат-л наблюдений представляет ценность для администр и хоз органов управления.
66.Модульная технология в обучении географии.Основная идея-ученик должен учиться сам.Модуль-это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Структура модульной программы :Модуль 1го порядка учебный элемент- этапы урока, или это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно,2го порядка (урок),3го порядка (тема),4го порядка (содержание курса),5го порядка (учебный предмет).Задачи ученика при работе с модулем:-цели усвоения модуля (урока)и каждого УЭ ;-задания для выполнения разного сложности;-материалы для работы (ссылки на источники, приложения);-указания на вид и форму работы (как овладеть учебным мат-лом: выучить, составить конспект, решить задачу и пр);-контроль, определяющий степень усвоения учеб. материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся).Задачи учителя при работе с модулем:-оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деят-тью учащихся через модули.-уточнение модулей при практич.работе с ними.-контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.
67.Результаты обучения географии (личностные, метопредметные, предметные) по рабочей программе предметной линии учебников « СФЕРЫ» 5-9 классы. Важнейшие личностные рез-ты:1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;2) формир.личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем чел-тва;3) формир уважительного отношения к истории, культуре, нацио. особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;4) формир ценности здорового и безопасного образа жизни;5) формиров бережного отношения к окруж среде;Важнейшие метапредметные рез-ты обучения географии:1)умение самост. определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения;3) умение оценивать правильность выполнения учеб. задачи, собственные возможности её решения;4) формир и развитие компетентности в области использования ИКТ.Важнейшие предметные рез-ты:1) первичные представления о геогр. науке, её роли в освоении планеты человеком, о геогр. знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач чел-ва и своей страны, в том числе задачи охраны окруж. среды;2) знания о природе Земли,о единстве человека и природы;3) основы картографической грамотности и использования геогр карты как одного из «языков» международного общения;4) начальные умения и навыки использования геогр.знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окруж.среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;5)общие представления об экологических проблемах
68. Пояснительная записка и общая характеристика учебного предмета географии к рабочей программе предметной линии учебников « СФЕРЫ» 5-9 классы.География-ед. шк.предмет, синтезиру ющий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естеств и обществ дисциплин,природы и общ-ва в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развив и воспит значение географии.Основная цель географии в системе образования-сформир у учащихся умение использовать геогр.знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, соц-эконом и эколог. процессов и явлений, адаптации к условиям окруж.среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окруж.среде.