Методика изучения регионального курса «География Республики Татарстан».

Курс физи геогр РТимеет особое значение в геогр образовании учашихся.

География Республики Татарстан. А.С.Тайсин. Казань. Магариф. 2009 г

РАЗДЕЛ 4. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. (18 часов)

Тема 1. Природа РТ. (10 часов)

Тема 2. Население РТ. (8 часов)

Этим курсом завершается изучение региональной физ геогр, и создаются опорные знания для курса экономической геогр родного края. Образов-я цель курса - формирзнаний об естественных условиях и ресурсах нашего края, эколог напр-ть учебно-воспит-й работы на рациональное использование и охрану природы родного края. Формир эколог- й культуры школьников происходит как на уроках регион географии, так и на внеклассных меропр. При изучении курса геогр РТ учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми методами научного исследования (наблюдение за природными явлениями, такими, как ураганы, смерчи, наводнения и т.д.; обработка материалов наблюдений за эрозией почвы, за образованием оврагов и т.д.). Они начинают понимать, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом загрязнения окр среды и всё большим развитием хозяйственной деятельности человека. Школьники ежедневно воспринимают различную инф по отдельным районам Р Т, и этот поток информации не может не оказать влияние на их сознание и развитие.

Педагогическая технология составления ЛОК (ЛОС).

Идею применения опорных сигналов разработал В.Ф.Шаталов.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоре материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Рекомендации по составлению логических схем

Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

Внимательно изучите каждый параграф, выписывая из них основные понятия.

Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Т р е б о в а н и я к составлению логических схем:

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);

- наглядность схемы (цветовое решение и т.п.).

Наши рекомендации