Технология проблемного обучения

Проблемное обучение рассматривается с разных позиций: - как новый тип обучения (М.Н.Скатин, И.Я.Лернер); -. как подход или принцип обучения (Г.А.Понурова, Т.В.Кузнецов); - как метод обучения (Л.МПанчешникова, В.Оконь); как новая дидактическая технология Г.Ю.Ксенозова, Н.Г.Савина). В рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Основные понятии проблемного обучения:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика; явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА - это тон элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание. Для них характерно противоречие между имеющимися знаниями и известными способами действий, с одной стороны, и требованиями задания, с другой. Поэтому их решение связано с поиском новых способов деятельности.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ - догадка, предварительная мысль.

ГИПОТЕЗА-обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств объектов и явлений действительности.

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ: - в основе содержания которых лежит научная гипотеза (например, о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на Земле); проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее ус военными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении количества осадков экваториального и тропического поясов Африки школьники должны определить, почему на побережье Атлантического океана выпадает разное количество осадков); - задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий в разрез с привычными научными или бытовыми знаниями (например, известно, что чем севернее, тем природные условии Сибири более суровые. Однако в ХУ веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с се-вера на юг); - на установление многозначных причинно - следственных связей (на-пример, степи и лесостепи России - это основные земледельческие районы, но их возможности еще не исчерпаны. Что необходимо сделать для того, чтобы выполнить задачи обеспечения нашего населения продуктами питания?);

- требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (например, какое влияние оказывает большая территория на экономику - благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства)

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: 1 Осознание проблемы, вскрытие противоречия. 2 Формулировка гипотезы. З. Доказательство гипотезы. 4. Общий вывод,

18. Методы обучения по источнику получения знаний:

а)словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б)наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в)практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Виды: рассказ, школьная лекция ,беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Чаще всего применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших .Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы. Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.



Наши рекомендации