Выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ

Курсовая работа показывает степень зрелости будущего специалиста на определенном этапе его становления. Выполнение курсовых работ помогает студентам овладеть научным методом познания. Само название говорит о том, что курсовая работа предполагает показ степени усвоения студентом определенного блока знаний, умения ориентироваться в изученных закономерностях. В задачи курсовой работы входит не только углубление знаний в области определенной дисциплины, но и ознакомление студента с системой научно-исследовательской работы, формирование навыков поиска и обработки нужной информации, правилами научного изложения фактов, формулирования проблемы и выводов, правилами написания и оформления научных работ.

Курсовые работы, как правило, имеют небольшой объем (15–25 стр.). Они могут представлять собой аналитическое изложение теоретического вопроса по одной из изучаемых дисциплин, или посвящены наблюдению или эксперименту с последующим его анализом.

Курсовая работа может представлять собой один самостоятельный вопрос (в этом случае на каждом курсе студент выбирает разные вопросы), или стать частью будущей дипломной работы (в этом случае темы курсовых работ на разных курсах обучения логически должны быть связаны). Тематика курсовых работ определяется кафедрой согласно ее профилю. Сроки выполнения и защиты курсовых работ утверждаются на заседании кафедры.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) отличается от курсовой работы большим объемом (30-50 страниц бакалаврская работа и 80-100 страниц магистерская диссертация), серьезностью и глубиной проникновения в поставленную проблему. Для нее характерен высокий научно-теоретический уровень и практическая направленность. Над темой дипломной работы студент должен работать не менее одного календарного года. Очень выгодно, если студент работает над выбранной темой в течение двух-трех лет. В ВКР студент должен показать результаты собственного научного исследования, умение делать собственные обобщения, что составляет основу оценки зрелости специалиста.

Порядок выполнения курсовых работ и ВКР определяется выпускающими кафедрами, которые составляют и утверждают их тематику на очередной учебный год.

Научный руководитель определяет со студентом тему курсовой работы, ее содержание, консультирует студента по вопросам выполнения курсовой работы, организует и проводит процедуру защиты курсовой работы. Дает оценку выполненной работе. Результаты оценки оформляет в зачетной книжке студента и соответствующей ведомости деканата.

Научный руководитель: выдает задание на ВКР; утверждает и затем отслеживает график выполнения задания (приложение 3); оказывает студенту помощь в выполнении ВКР; систематически консультирует студента по вопросам выполнения ВКР; проводит работу со студентом по подготовке научной публикации по результатам учебно-научного исследования в рамках ВКР; проверяет выполнение ВКР (по частям и/или в целом); дает письменный отзыв о ВКР (приложение 11).

Задание и план-график работы над ВКР утверждается на заседании кафедры, за которой закрепляются студенты выпускного курса на основании их личных заявлений (приложение 1). Завершенная ВКР и ее электронная копия (CD/DVD диск или USB Flash носитель в одном экземпляре, с указанием ФИО студента, года выпуска, темы работы) представляется студентом на выпускающую кафедру за 5 дней до срока предварительного рассмотрения работы на выпускающей кафедре (предзащиты). Предзащита проводится не менее чем за 20 дней до защиты ВКР. За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за достоверность всех данных ответственность несет непосредственно студент ‑ автор ВКР.

Научный руководитель обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста выпускной квалификационной работы до ее сдачи на кафедру, о чем студент на последней странице ВКР должен сделать следующую запись: «Настоящим подтверждаю, что ВКР выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах и составляют ___%».

Во время предзащиты оценивается: самостоятельность написания ВКР студентом, в том числе, научным руководителем через портал «Антиплагиат» (http://www.etxt.ru/antiplagiat/); степень готовности ВКР и объем необходимых правок; способность автора к систематизации, обобщению, классификации материала, другие навыки проведения теоретического и экспериментального исследования; умение применить полученные знания при решении вопросов и проблем, поставленных в ВКР; подготовленность студента к самостоятельной практической работе; использование материалов, собранных автором ВКР лично в период преддипломной практики; умение сделать доклад, презентующий основные результаты ВКР, подготовить презентацию, компетентно отвечать на вопросы.

По результатам предзащиты и приложенному к ней отчету научного руководителя о проверке работы на плагиат, на выпускающей кафедре принимается решение допустить (не допустить) студента к защите ВКР на заседании государственной экзаменационной комиссии. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную ВКР, тем самым допуская ее к защите. Если выпускающая кафедра не считает возможным допустить студента к защите, рассмотрение вопроса выносится на повторное заседание кафедры с обязательным участием научного руководителя ВКР и студента.

Не менее чем за 5 дней до защиты ВКР научный руководитель и рецензент представляют письменные отзыв и рецензию на дипломную работу (Приложение 11, 12). Студент, совместно с научным руководителем, готовит к защите аннотацию работы (приложение 4), если существовал факт внедрения результатов работы – акты внедрения (приложение 8, 9).

ВЫБОР ТЕМЫ

Курсовая и дипломная работа представляют собой научный труд, в котором отражается умение студента работать самостоятельно, умение подобрать необходимую литературу, получить с ее помощью необходимую информацию, умение провести наблюдение или научный эксперимент, умение делать обобщения и выводы, находить закономерности.

Тема курсовой или дипломной работы, может быть предложена научным руководителем, исходя из специфики его деятельности и научно-практических интересов. Студент может самостоятельно определить тему курсовой или ВКР, исходя из своих научных интересов.

Количество курсовых работ, обычно определяется учебным планом. Выбор темы курсовой работы зависит от перечня дисциплин, которые изучаются на соответствующем курсе. Как правило, сроки выполнения курсовой работы определяются длительностью одного семестра.

Тема ВКР должна формироваться в соответствии с содержанием дисциплин профессиональной направленности. Студент для выполнения дипломной работы закрепляется за той кафедрой, которая имеет специализацию, соответствующую выбранной теме. Минимальное время выполнения ВКР – один учебный год.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра и магистра педагогического образования являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы. Содержание ВКР по этим направлениям должно быть посвящено изучению возможностей, потребностей и достижений обучающихся, разработке образовательных программ и индивидуальных маршрутов обучения, разработкой технологий образовательного процесса, соответствующих возрастным особенностям обучаемых, изучению возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, проведению экспериментов по внедрению и анализу различных форм учебной и воспитательной деятельности. Темы ВКР должны разрабатываться с учетом перечисленных аспектов.

Стандарты 05.03.02 География и 020401.65 География предусматривают подготовку бакалавра и специалиста, способного заниматься проектной, производственной, научно-исследовательской, контрольно-ревизионной, административной и педагогической деятельностью. Он должен знать методики экспедиционных и камеральных исследований, уметь их применять, вносить инновации, проводить экспертизы географических и экологических проектов, производить комплексную диагностику явлений, заниматься территориальным планированием, проектированием и прогнозированием. Объектами профессиональной деятельности географа являются: географическая оболочка, ее строение, функционирование и развитие; природные, природно-антропогенные, социально-экономические и территориально-производственные системы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Темы ВКР должны разрабатываться с учетом перечисленных аспектов.

Закрепление за студентом темы и научного руководителя на основании личного заявления студента (Приложение 1) осуществляется решением кафедры с изданием соответствующего приказа по высшему учебному заведению. Изменение темы курсовой работы или ВКР возможно в сроки, не позднее тех, что указаны в ГОС ВПО/ ФГОС ВПО на подготовку и защиту. В случае несоблюдения сроков, отводимых для подготовки курсовой работы и ВКР, защита переносится на другую дату в соответствии с ГОС ВПО (ФГОС ВПО).

Изменение темы ВКР и перенос сроков защиты производится в исключительных случаях по решению ректора. В этом случае оформляется приказ ректора университета на основании мотивированного заявления студента, подписанного научным руководителем, зав. кафедрой и деканом факультета.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Планирование исследования

В процессе выполнения курсовой или дипломной работ кафедрой создаются благоприятные условия для самостоятельной работы студентов. Им предоставляется обязательная консультативная помощь со стороны научного руководителя, которая закрепляется определенным количеством часов в общей годовой нагрузке преподавателя.

Кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам курсовой или дипломной работы в счет времени, выделенного на научное руководство работой. Консультанты приглашаются из числа профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения или специалистов других предприятий и организаций соответствующей квалификации.

Студент совместно с научным руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов, систематически работает над литературой, занимается сбором и анализом первичного материала по теме исследования, периодически докладывает научному руководителю о ходе работы, исправляет и дополняет содержание своей работы в соответствии с полученными замечаниями. В установленные сроки отчитывается перед руководителем, а в необходимых случаях перед кафедрой, о готовности работы.

За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений ответственность несет ее автор.

Научный руководитель выдает задание на выполнение курсовой или дипломной работы, оказывает студенту помощь в разработке графика на весь период выполнения курсовой или дипломной работы, рекомендует студенту основную литературу по теме исследования, проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком, систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел, выставляет оценку за курсовую работу в ведомость и зачетную книжку студента, дает отзыв на законченную дипломную работу и заключение о допуске дипломной работы к защите во время государственной итоговой аттестации.

Сбор и обработка материалов

Сбор материалов заключается в накапливании фактов по выбранной теме. К фактическому материалу относятся выписки из литературных источников и собственные наблюдения. Все собираемые факты должны быть достоверными. Достоверность их заключается в детальной паспортизации. Любая выписка должна сопровождаться полными библиографическими данными об источнике. Это помогает в дальнейшем правильно оформлять ссылки на используемые источники по тексту работы и список литературы, приводимый в конце работы.

Полевые материалы или наблюдения должны иметь точную дату и указание места наблюдения. При проведении наблюдений совместно с научным руководителем должна оговариваться периодичность фиксирования измеряемых параметров, форма ведения записей. В полевых условиях записи делаются простым карандашом, все цифры четко прописываются, чтобы не было двусмысленной трактовки знаков. При записи цифровых данных обязательно указывается единица исчисления. Полевые наблюдения или экспедиционные материалы считаются первичным фактическим материалом. Они могут быть приложены затем в приложении к основной работе. Таким фактическим материалом могут служить, например, таблицы наблюдений за метеоэлементами, оформленный гербарий (к характеристике ландшафта), фотографии, коллекция горных пород или минералов, схемы и пр.

Обработка собранных материалов представляет собой приведение полученных данных в соответствующий вид. Если это статистический материал, он оформляется в виде таблицы, удобной для обработки статистическими методами. Если это фотографии, они датируются и подписываются. Фотографии могут вклеиваться в дальнейшем в основной текст работы по одной или по две на одну страницу как иллюстративный материал. Если это гербарий, то растения монтируются на листы ватмана нужного формата, определяется их название (русское и латинское) с использованием соответствующих научных определителей (название определителя включается в список использованной литературы) и приклеивается этикетка. В этикетке указывается русское и латинское название растения, место и дата сбора, фамилия и инициалы собравшего. Если это коллекция, образцы должны быть разложены по ячейкам в коробке, определены и снабжены этикетками.

Теоретические выписки распределяются по группам, чтобы затем легче было с ними работать. Например, в одну папку можно сложить определения нужного термина или понятия в трактовке разных авторов, в другую – имеющиеся в литературе сведения о характере изучаемого явления и т. д. Выписки из книг или журналов могут быть дословными и иметь вид цитаты. В таком случае к библиографическим данным этой выписки обязательно добавляется номер страницы, где она находится, так как по правилам цитирования в тексте ссылка должна иметь эти сведения. Выписка может иметь вид свободного изложения, когда нужный фрагмент источника излагается своими словами. При этом важно сохранить без изменения главную мысль взятого материала. Номер страницы на этот материал в библиографической ссылке не указывается.

Чтобы приобрести навыки правильного оформления собранных материалов, студенту необходимо изучать специальные действующие стандарты, в которых эти правила прописываются, читать научную литературу различного характера, обращая внимание на правила оформления этой литературы.

Первичные материалы, собранные студентом в результате собственных наблюдений или экспедиционных работ, являются интеллектуальной собственностью кафедры, факультета или лаборатории, на базе которых осуществлялась работа. Они включаются в их научные фонды. На основе собранных материалов могут выполняться публикации, в которых студенты имеют право на соавторство, а работа относится к категории научно-исследовательской.

Наши рекомендации