Пересчет QNH в QFE производится следующим образом.
От полученного от органа ОВД или ATIS значения QNH необходимо отнять эквивалент барометрической высоты ВПП (Rwy Elev), который можно найти на Approach Chart фирмы Jeppesen в разделе Communication. Получив значение QFE в миллибарах (или других единицах), нужно перевести его в миллиметры по таблице из клапана Tables & Codes сборника Jeppesen.
Например: QNH = 1035 мб. Rwy Elev = 81 мб.
QFE = 1035 - 81 = 954 мб.
QFE = 715 мм рт. ст. Или QFE = 954 мб ´ 0,75 = 715,5 мм рт. ст.
Если на карте захода на посадку отсутствует барометрический эквивалент высоты ВПП, необходимо с Profile View на карте захода взять высоту зоны приземления TDZE и перевести ее в барометрическую высоту, используя таблицу из клапана Terminal сборника Jeppesen.
Например: QNH = 1020 мб. Высота TDZE = 600 фт.
QNH = 1020 ´ 0.75 = 765 мм рт. ст.
TDZE = 180 м. TDZE Elev = 180 / 11,2 = 16мм рт. ст.
QFE = 765 - 16 = 749 мм. рт. ст.
QFE = 749 / 0,75 = 999 мб
Кроме того барометрическая высота может быть рассчитана аналитически по значению средней барометрической ступени, которая определяется из таблицы в зависимости от диапазона высот:
Высота, м | Ср. бар. ступ. | Высота, м | Ср. бар. ступ. |
0 – 500 | 11,2 | 0 – 2000 | 12,2 |
0 – 1000 | 11,6 | 0 – 2500 | 12,5 |
0 – 1500 | 11,9 | 0 – 3000 | 12,8 |
При полете над территорией государств даны, как правило, в специальной рамочке на карте под термином "Altimeter setting":
Для некоторых районов устанавливается граница по высоте и расстоянию, где осуществляется перестановка
давления.
На картах отмечается так: QNE(FL 130 or above)
QFE(11000 or bellow)
Изменение в правилах публикуются в "CHART NOTAMS", "ENROUTE CHART".
ТЕРМИНЫ И УРОВНИ ОТСЧЕТА.
Правила ИКАО определяют систему выдерживания высот полета и метод установки барометрических шкал высотомеров, основные принципы которых заключаются в следующем:
1. При полете по маршруту барометрическая шкала высотомера устанавливается на давление 1013,2 гПа (QNE) и положение воздушного судна (ВС) в вертикальной плоскости определяется эшелонами полета.
2. В районе аэродрома ниже эшелона перехода барометрическая шкала высотомера устанавливается на давление аэродрома (порога ВПП), приведенное к среднему уровню моря (QNH), положение ВС в вертикальной плоскости определяется абсолютной высотой полета.
3. Изменение системы отсчета от эшелонов к абсолютной высоте и наоборот происходит на высоте перехода (ТА) при наборе высоты и на эшелоне перехода (TL) при снижении.
4. При заходе на посадку сохранение минимальной безопасной высоты пролета над препятствиями осуществляется по высотомеру, барометрическая шкала которого установлена на давление аэродрома (порога ВПП), приведенное к среднему уровню моря (QNH). По желанию экипажа может быть рассчитано и установлено на барометрической шкале высотомера давление аэродрома (порога ВПП) (QFE).
760мм.рт.ст. = 1013,2мб. = 29,92inches.
Airoport elevation - наивысшая точка летного поля относительно уровня моря
QNE ¦ FL ¦ ЩНЕ ¦ уровень стандартный
QNH ¦ Altitude ¦ ЩНХ ¦ средний уровень моря
QFE ¦ Height ¦ ЩФЕ ¦ уровень аэродрома
STD - показания барометрического высотомера, установленного по QNE без учета температурной поправки.
ALT - показания барометрического высотомера, установленного по QNH без учета температурной поправки.
SOL - показания барометрического высотомера, установленного по QFE без учета температурной поправки.
TA - Transition Altitude - высота перехода, абсолютная высота полета, над которой и ниже которой вертикальное положение ВС определяется по QNH.
TH - Transition Height - высота перехода, относительная высота полета, на которой и ниже которой вертикальное положение ВС определяется по QFE. В некоторых государствах установлена единая высота перехода, а эшелон перехода дается, как правило, диспетчером.
TL - Transition Level - эшелон перехода, самый нижний эшелон полета, который может быть использован над высотой перехода, определяется по QNE. Эшелон перехода - величина переменная, которая зависит от от давления на аэродроме, и сообщается диспетчером или передается в информации ATIS, о чем сообщается в заголовке схемы захода на посадку аэропорта.
TL - Transition Layer - переходный слой - воздушное пространство между высотой и эшелоном перехода, используемое для набора и снижения, а также изменения уровня отсчета высоты полета.
Экипажи снижающихся ВС используют в переходном слое QNH (QFE), а экипажи ВС, набирающих высоту, используют в переходном слое QNE (760 мм рт. ст. = 1013,2 гПа = 29,92 дюйма).
На схемах SID используется только высота перехода по QNH.
Экипажи СНГ на эшелоне перехода все высотомеры переводит на давление аэродрома QFE (порог ВПП), а футомеры на QNH. По правилам ИКАО экипаж может запросить QFE перед выходом на посадочную прямую.
Высота, измеренная на уровне QFE, носит название height и на схеме дается абсолютной величиной в скобках.
БЕЗОПАСНЫЕ ВЫСОТЫ
Для обеспечения БП в нижнем воздушном пространстве на ВТ опубликованы безопасные высоты, гарантирующие запас высоты над наивысшей точкой рельефа местности или препятствия.
Безопасные высоты подразделяются на:
q MORA - minimum of route altitude – QNH – Нмин вне маршрута
q MOCA - minimum obstruction clearance altitude – QNH – Нмин пролета препятствий и уверенного приема радиосигналов за 20мм.
q MEA - minimum enroute altitude - QNH, QNE – Нмин. по маршруту
q MAA - maximum authotized altitude – QNE – Нмакс разрешенная
q MCA - minimum crossing altitude – QNH – Нмин пересечения
q MRA - minimum reception altitude – QNH – Нмин приема радиосигналов
q Grid MORA - внетрассовая MORA – QNH – Нмин для квадратов карты
q AMA - (area minimum altitude) - минимальная безопасная высота в районе аэроузла
q MSA - (minimum safe altitude) - аналог МБВ – QNH.
q MHA - (Minimum Holding Altitude) - минимальная высота полета в зоне ожидания
q MTCA - (Minimum Terrain Clearance Altitude) - минимальная абсолютная высота пролета над местностью.
MORA - минимальная безопасная высота полета вне маршрута, гарантирующая запас высоты 1000' над холмистой местностью в пределах по 10 NM от оси маршрута.
Если до 7000' à MORA=1000'
Если более 7000'à MORA=2000'
Значение MORA указывается 3400а 10 NM
для каждого участка трассы. --------------------------
a - altitude(высота)
MOCA - минимальная высота пролета препятствий (если они официально известны), обеспечивающая их пролет на безопасной высоте в пределах по 5 NM от оси трассы и уверенный прием радиосигналов за 20 NM до конечного пункта.
Безопасные истинные 2700t-train(препятств.) 5NM
MOCA установлены следующие: ------------
Hр+Нпреп = 5 000 - 15 000' à 1 500' - Н без.ист. пролета
Нр+Нпреп = 15 000 - 20 000' à 2 500' - препятствий.
Нр+Нпреп = above 20 000' à 3 000'
MEA - минимально разрешенная высота - самая низкая высота гарантирующая запас высоты 1000' – равнина или 2000' – горы, также обеспечивает связь.
FL 80
MEA(QNE) 4000 - MEA(QNH)
MAA - максимально разрешенная высота на данном участке маршрута или над территорией данного государства.
MAA
FL 60
Grid MORA - в случае отклонения ВС за пределы трассы, на картах обозначены эти высоты. Она указывается в квадрате карты, ограниченных 1° по широте и 1° по долготе.
При полете над морем Grid MORE=1000', более 1000' установлены только над районами мореплавания или районами буровых установок.
Grid MORA 75 ± - указывает на колеблющуюся точность
Ñ Если MEA или MORA отличаются друг от друга менее чем на 100', может даваться одна высота, MEA или MORA.
Ñ При установке РНТ на концах участках указываются только MORA.
Ñ На маршрутных картах указывается предупредительный знак об изменении безопасной высоты:
Знак изменения MEA(FL70 à FL80)
FL 70 ПОД FL 80
5100a 5100a
ВТ с 2-ух сторонним движением.
MEA (5000 à FL90)
Знак изменения MORE(2400aà 2700a)
5000 FL 90
2700a - MEA(QNH) 2400a-MEA(QNE)
ВТ с 1-о сторонним движением.
AMA - (area minimum altitude) - минимальная безопасная (абсолютная) высота в районе аэроузла. Обозначается в десятках, сотнях футов в контурах с зеленой отмывкой или в зеленом прямоугольнике. Она обеспечивает истинные высоты над рельефом местности до 7000’ à 1000’ и выше à 2000’.
MSA - (minimum safe altitude) - минимальная безопасная (абсолютная) высота в зоне аэродрома в радиусе 25NM (46км) от навигационной точки. Дается в заголовке карты инструментального захода на посадку по QNH. Обеспечивает истинные высоты полета над препятствиями 1000’ – аналог МБВ.
MRA - (minimum reception altitude) - минимальная высота уверенного приема сигналов РНТ.
Проход этой точки не ниже 4000' для захвата РНТ.
MCA - (minimum crossing altitude)- минимальная высота пересечения трассы, точки и т.д.) При полете в западном
(West direction) направлении, по трассе V7 пересечение ВТ V24 не ниже 7000'
MHA - (Minimum Holding Altitude) - минимальная высота полета в зоне ожидания, рассчитываемая с учетом наибольшего превышения в пространстве, занимаемом зоной ожидания и Buffer Zone. Обеспечивает безопасную высоту не менее 1000 футов (300 метров) в равнинной местности и не менее 2000 футов (600 метров) в горной местности. Выражается в высотах по QNH или в номерах эшелонов.
MTCA (Minimum Terrain Clearance Altitude) - минимальная абсолютная высота пролета над местностью. Применяется только в Норвегии и в воздушном коридоре Франкфурт - Берлин. Учитывает препятствия для всей официальной ширины трассы и обеспечивает минимальную безопасную высоту пролета над рельефом не менее 1000 футов (300 метров) в равнинной местности и не менее 2000 футов (600 метров) в горной местности. Указывается в высотах по QNH в футах с добавлением буквы "Т" после цифрового значения.