Вопрос : Классификация круизных путешествий в зависимости от стоимости
Немного скажем о программах компаний- Согласно
опросам Passenger Shipping Association Cruise Information
Service, почти две трети людей, никогда не пользовав-
шихся услугами круизных компаний, считают, что та-
кой вид отдыха слишком дорог. Действительно, путе-
шествие на борту корабля — удовольствие не для бед-
ных, но все же не стоит сгущать краски.
Наиболее доступный вид круизов — так называемые
«экологические», стоимость которых в среднем варьи-
руется от $75 до $150 на человека в день, в эту сумму
входят проживание, питание и развлекательная програм-
ма на борту судна, правда, не слишком большого и не
слишком нового,, подвергшегося реконструкции. Такие
программы предлагают, например, компания Festival
Cruises на кораблях Azur и Flamenco.
Классическая круизная программа обойдется путе-
шественнику в $100-200 в сутки. Речь идет уже о новых
или полностью модернизированных лайнерах таких
крупных операторов круизного рынка, как Carnival Cruise
Line, Norwegian Cruise Line, Royal Caribbean International.
Последняя, пожалуй, наиболее известна в нашей стра-
не и является владельцем самых известных круизных
лайнеров в мире — Voyager of The Seas и Explorer of The
Seas. Стандартам классического круизного путешествия
отвечают суда ряда европейских компаний — Mistral и
European Vision (Festival Cruises), Costa Atlantica (Costa
Cruises).
Следующая категория — премиум-круизы, которые
рассчитаны на очень взыскательных клиентов. Таковым
придется потратить $350-400 в сутки за путешествие,
длящееся как минимум неделю. Такие услуги предос-
тавляют компании Princess Cruises, Celebrity Cruise Line,
'Holland America Line.
При желании путешественник может тратить и бо-
лее внушительные суммы — от $400 до $1000 в день.
Такие программы — круизы-люкс, по статистике, ко-
тируются выше, чем отдых в самой престижной гости-
нице на любом курорте мира. Выполняются они на
сравнительно небольших судах, принадлежащих таким
компаниям, как Radisson Seven Seas Cruises, Crystal
Cruises.
Круизы, стоимость которых не укладывается даже в
эти рамки, относятся к категории эксклюзивных.
Но это еще не все. В 2002 г. на воду было спущено
судно World Residence, которое в отличие от традици-
онных круизных лайнеров, предложило своим клиен-
там аренду апартаментов, т. е. своеобразный круизный
таймшер. Апартаменты также можно приобрести в соб-
ственность: стартовая стоимость — от $1 млн. При этом
World Residence ходит не по классическим круизным
маршрутам, а курсирует между крупными мировыми
портами с недельной остановкой в каждом из них. World
Residence представляет компания Breeze Line.
Путешествие на борту любого круизного лайнера
проходит в лучших традициях отдыха по системе «все
включено». Морской all inclusive, как правило, распро-
страняется на все виды питания, пользование спортив-
ным инвентарем, развлекательную программу и, разу-
меется, проживание. Различные компании стремятся в
меру своих возможностей расширять этот список. На-
пример, на самый широкий спектр услуг, включенных
в стоимость путевки, претендует компания Seabourn. С
ней готова поспорить компания Silversea. Она, в част-
ности, включает в цену все напитки на борту корабля
(вплоть до шампанского и марочных вин), авиаперелет
экономическим классом из аэропортов Великобритании,
«предкруизное» проживание в гостинице с завтраками,
трансферы, аэропортовые сборы и пошлины и даже чае-
вые. В ряде случаев в стоимость входит и небольшая
экскурсионная программа на берегу, но обычно все же
за эти услуги, наряду с услугами прачечных, парикма-
херских, массажных салонов и т.п., приходится платить
дополнительно.
Специалисты единодушно отмечают, что в после-
дние годы круизный отдых становится более демокра-
тичным. Цена на морские путешествия в течение 6 лет
снижается. Например, в Великобритании летом 2000 г.
до 30% всех реализованных круизных пакетов стоили
менее 500 фунтов стерлингов.
Свою роль в удешевлении круизного отдыха сыгра-
ли и трагические события в США осенью 2001 г., после
которых, по оценке специалистов, круизный рынок со-
кратился в 1,5—2 раза. Компаниям, в основной своей
массе ориентированным на североамериканских путе-
шественников, пришлось на 25—30% снижать цены и
вносить коррективы в маршрутную сеть. К лету 2002 г,
ситуация стабилизировалась, но цены все равно оказа-
лись на 10-15% ниже прошлогодних.
. Акк- редитация При посольстве США позволяет клиентам
туроператора максимально упростить процедуру полу-
чения въездных виз. К тому же внимание туристов, не-
сомненно, привлек уже четвертый по счету суперлай-
нер Royal Caribbean Navigator of the Seas, который был
спущен на воду в 2002 г. и начал выполнять 7-дневные
круизы из Майами.
Среди других востребованных направлений — Юж-
ная Америка (с программой «по следам Магеллана», про-
ходящей через культовый для круизеров мыс Горн) и 2-
недельные программы Австралия — Новая Зеландия.
Другой заметный игрок на отечественном круизном
рынке — Breeze Line, который является генеральным
агентом компании Princess Cruises в России и странах
Восточной Европы, а также эксклюзивный представи-
тель круизных компаний как класса «люкс», так и клас-
са «медиум».
Лётом 2002 г. на круизах по маршруту «Большое
Средиземноморье» (Барселона — Венеция/Венеция —
Барселона) на лайнере Golden Princess, оператор фор-
мировал от 40 до 100 человек. По свидетельству гене-
рального директора Breeze Line Людмилы Федоровой, в
конце августа продолжались активные бронирования на
круизы класса «люкс» по европейским маршрутам на
осень вплоть до конца ноября. Причем наибольший
интерес у клиентов вызвал лайнер Seven Seas Cruises —
один из самых престижных в мире. Это судно само по
себе считается уникальным явлением в круизной инду-
стрии (все тсаюты на корабле — сьюты с балконами; в
стоимость включены чаевые и все напитки). Водоизме-
щение лайнера — 50 тыс. тонн. Он рассчитан на 700
пассажиров, хотя обычно суда такого тоннажа вмещают
до 1,2 тыс. человек. Таким образом, по соотношению
размера к количеству пассажиров Seven Seas Mariner
занимает одно из первых мест в мировом круизном
флоте. Здесь четыре ресторана, один из которых «Le
Cordon Blue» — считается визитной карточкой лайнера,
бассейн, джакузи, двухъярусный театр, салон красоты и
т.п. Кстати, в апреле 2003 г. на воду был Спущен брат-
близнец Seven Seas Mariner — Seven Seas Voyager и уже
летом 2004 г. занял достойное место среди лайнеров,
курсирующих по европейским стандартам.
Среди зимних программ Breeze Line можно выде-
лить 13-дневные маршруты Япония — Юго-Восточная
Азия и Австралия — Новая Зеландия на лайнере Regal
Princess, Северная Америка — Южная Америка (17 дней
из Форта Лаудердейл* в Сантьяго), в также 8—11-днев-
ные круизы по Карибским островам на лайнерах Grand
Dawn и Coral Princess. На всех направлениях оператор
намерен формировать довольно крупные туристские
группы.
Круизный центр «Нептун» специализируется в об-
ласти организации и продажи морских и речных круи-
зов во всему миру более 10 лет.
По результатам летнего сезона был достигнут зап-
ланированный рост объемов продаж, выполнены все
плановые групповые заезды. Среди особенностей ми-
нувшего летнего сезона можно отметить существенный
рост спроса россиян на проживание в дорогих каютах и
в целом на круизы категории «люкс». Кроме того, вы-
рос интерес к экзотическим маршрутам по Юго-Вос-
точной Азии, заметно увеличилась востребованность
круизов в районе Аляски. Более того, в среднем на 2-3
месяца увеличились сроки предварительного брониро-
вания кру^изных программ.
При этом одной из изюминок предлагаемого «Не-
птуном» турпродукта считаются так называемые круиз-
туры, т. е. дополнительные предкруизные программы.
Говоря о зимних программах компании, стоит вы-
делить круиз вдоль восточного побережья Африки. Он
стартовал 19 февраля 2003 г. из ЮАР и закончился в
Кении. При этом туристам предлагались дополнитель-
но пакеты наземного обслуживания в Южной Африке
и в Кении. Другой круиз начинался 21 марта на лайнере
Regal Princess. Его маршрут охватывал Австралию, Син-
гапур, Вьетнамки Таиланд.
Кроме того, «Нептун» предлагает своим клиентам
новогодние программы. Это безвизовый круиз по Ка-
рибам, стартующий из Доминиканской Республики, и
программа по Средиземноморью (начинается 27 декаб-
ря в Генуе на'судне European Stars).
Компания «СВО-Конти» занимается круизным
бизнесом с 1996 г. В течение последних сезонов опе-
ратор успешно сотрудничает с рядом европейских
круизных компаний, в том числе греческой Royal
Olympic Cruises и французской Royal Clippers. В со-
трудничестве с Royal Clippers и авиакомпанией British
Airways летом и в сентябре 2002 г. компания предло-
жила уникальные программы безвизовых круизов по
Карибским островам на 170-местном судне Star Clipper.
Стоимость 8-дневного маршрута начиналась от $ 1540
с перелетом до Барбадоса. Этот продукт был очень
хорошо востребован у российских туристов. Безвизо-
вые круизы по Карибскому бассейну будут предла-
гаться и в течение зимнего сезона. География предло-
жений «СВО-Конти» в этот период также охватывает
Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию, ос-
трова Таиланда.