Электропневматические тормоза

Характеристика;

Электропневматические тормоза (ЭПТ) представляют собой комплекс электрических и пневматических устройств, в котором управление осуществляется при помощи электрического тока, а в качестве источника энергии для торможения используется давление сжатого воздуха.

На пассажирском подвижном составе применяется прямодействующий неавтоматический ЭПТ, обеспечивающий торможение с разрядкой и без разрядки тормозной магистрали. Такой тормоз состоит из одной тормозной магистрали, приборов питания и управления ЭПТ и электровоздухораспределителей установленный на каждой единице подвижного состава и соединенных электрическими проводами с приборами питания и управления. Электропневматические тормоза по сравнению с пневматическими тормозами обладают существественными преимуществами. К ним относятся;

Сокращение тормозного пути и повышение плавности торможения благодаря одновременному срабатыванию тормозов в поезде и уменьшению времени наполнения тормозных цилиндров; гибкое регулирование тормозной силы, высокая точность остановки поезда т.е. лучшая управляемость тормозами путем ступенчатого отпуска; практическая неистощимость в действии, т.е. возможность торможения без разрядки тормозной магистрали и пополнения из нее запасных резервуаров через ВР усл.№ 292-001; давление в ТЦ не зависит от выхода штока.

Применяемые ЭПТ обладают рядом недостатков;

6. Неавтоматичность действия (при потере питания происходит самопроизвольный отпуск)

7. Относительно низкая надежность

8.

 
  Электропневматические тормоза - student2.ru

Отсутствие ограничения предельного давления в ТЦ при продолжительной выдержке ручки крана машиниста в положении 5а.

рис.19.1 Структурная схема двухпроводного ЭПТ

В комплект двухпроводного ЭПТ (рис.19.1) входит блок питания БП 3 подключенный к локомотивной аккумуляторной батарее 2; контроллер крана машиниста ККМ 1; световой сигнализатор с тремя сигнальными лампами 4; блок управления БУ 5; линейные провода №1 рабочий и №2 контрольный соединенные друг с другом с помощью клемных коробок 6; межвагонные соединения МС 7 и изолированной подвески ИП 8; ЭВР усл№ 305-000 представленные в виде катушек отпускного ОВ 10 и тормозного ТВ 11 вентилей и включенного между ними диода 9.

Блок питания (БП- статический преобразователь) является источником постоянного и переменного тока для питания и контроля цепей ЭПТ. Статические преобразователи рассчитаны на входное напряжение питания 50 В и должны обеспечивать на выходе для цепей управления ЭПТ напряжение постоянного тока 50В при силе тока 7-8 А, для цепей контроля –напряжение переменного тока 50В при силе тока 0,5-0,6 А и частоте 625 Гц.

Блок управления представляет собой прибор, в котором сосредоточена вся релейно-контактная часть ЭПТ.

Световой сигнализатор имеет три лампы: О – отпуск (линия), которая горит при всех положениях ручки крана машиниста и свидетельствует о целостности линейных проводов; П-перекрыша, которая горит при 3 и 4 положениях ручки крана машиниста; Т-торможение, горит при 5, 5а и 6 положениях ручки крана машиниста.

Контроллер крана машиниста используется для непосредственного управления ЭПТ.

Междувагонные соединения состоят из рукавов с универсальными соединительными головками усл.№ 369А.

Клемные коробки служат для крепления и соединения линейных проводов.

Изолированные подвески служат для повышения соединительных рукавов на локомотиве и хвостовом вагоне.

Устройство. Электровоздухораспределителя

Усл.№ 305-000

Электровоздухораспределитель (ЭВР) усл.№ 305-000 (рис.19.2) состоит из четырех основных частей: электрической части 6, пневматического реле 28, рабочей камеры 30 и переключательного клапана 21.Электрическая часть состоит из корпуса 6, в котором на фланцах 2 и 17 установлены отпускной (ОВ) и тормозной (ТВ) вентили, закрытые кожухом 26 через резиновую прокладку. Катушки вентилей укреплены на сердечниках 18. Уплотнением фланцев 2 и 17 служат металлические диафрагмы 4 с паронитовыми прокладками. Величина тока отпадания якорей 3 и 16 регулируется винтами 1, вращением которых изменяется величина воздушного зазора между сердечником и якорем. Регулировочный винт ОВ имеет сквозной осевой канал диаметром 1,3 мм. Якоря ОВ и ТВ имеют направляющие хвостовики во втулках 5, запрессованных в корпус 6. В якоре 3 отпускного вентиля помещен отпускной клапан, а в якоре 16 тормозного вентиля - тормозной клапан 14. Электропневматические тормоза - student2.ru

рис. 19.2 Электровоздухораспределитель усл.№305-000

В седле 15 тормозного клапана имеется калиброванное отверстие диаметром 1,8 мм. При невозбужденных катушках электромагнитов якоря 3 и 16 удерживаются в нижнем положении пружинами, расположенными между якорями и металлическими диафрагмами 4. На ярме 27 закреплен диод 25. Провода от катушек и диода выведены на зажимы колодки 24, которая соединена с контактной колодкой 23, укрепленной на фланце корпуса электрической части. Колодка 22 крепится к фланцу рабочей камеры. Обе колодки имеют по три зажима и по три электрических контакта. В схеме двухпроводного ЭПТ используется только по одному зажиму и одному контакту.

Пневматическое реле состоит из корпуса 28 и ввернутого в него цоколя 29 с уплотнительной манжетой и атмосферными отверстиями. Между корпусом электрической части и корпусом пневматического реле помещена резиновая диафрагма 13 с укрепленным на ней металлическим стаканом 12, на «дне» которого винтом закреплена резиновая шайба 7, выполняющая функции выпускного клапана. В корпусе реле расположен шток 8 со сквозным осевым каналом 10. На штоке 8 гайкой закреплен впускной (питательный) клапан 9, который пружиной прижимается к седлу (направляющей втулке) 11. Седлом клапана 7 является верхняя торцовая часть штока 8.

Переключательный клапан 21 с двумя резиновыми кольцами расположен в корпусе 20, закрытом с обеих сторон крышками 19, которые служат седлами переключательного клапана. Корпус клапана крепится шпильками к рабочей камере ЭВР.

Рабочая камера 30 имеет полость объемом 1.5л и четыре фланца для крепления электрической части ЭВР, воздухораспределителя усл.№ 292-001, переключательного клапана и для монтажа рабочей камеры на крышке тормозного цилиндра.

В электрических цепях ЭПТ применяются клеммные коробки расположенные по концам вагона или локомотива в месте соединения линейных проводов с рукавом № 369А. Рабочий провод должен быть подключен к подвижному латунному контакту рукава 369А, а контрольный провод к соединительным головкам рукава 369 А. Правильность монтажа обеспечивается различными диаметрами зажимных болтов, к которым подсоединяются рабочий и контрольный провода (соответственно 8 и 6 мм).

Электровоздухораспределитель усл.№ 305-001, используемый в схеме ЭПТ электро- и дизель-поездов, отличается от ЭВР усл.№ 305-000 диаметром осевого канала в регулировочном винте отпускного вентиля (2,0 мм вместо 1,3 мм), отсутствием диода и схемой включения в электрические цепи управления ЭПТ.

Наши рекомендации