Методологическая роль системного подхода в соотношении общества и природы

Общество и природа с точки зрения системного подхода. Человеческое общество - диалектическая саморазвивающаяся система, способом существования которой является материальное производство, высшая социальная форма движения материи. Сущ­ность социальной формы движения материи как способа существования обществ заключается в производстве и воспроизводстве основных компонентов этой системы (людей и средств производ­ства) и всех общественных отношений. Следовательно, в вещест­венном отношении общество состоит из людей и средств произ­водства.

Природа, окружающая человеческое общество, также системно организована. Здесь можно выделить несколько типов систем. К первому типу относятся системы, подобные человеческому общест­ву - это диалектические саморазвивающиеся системы, способом существования которых являются конкретные формы движения мате­рии (геологическая, географическая, биологическая). Такими системами могут быть системы земной коры; системы, состоящие из элементов гидросферы и тропосферы; биологические системы, подобные лесным биогеоценозам.

Второй тип образуют системы, входящие в состав самораз­вивающихся систем. Они обладают собственными законами строе­ния и функционирования, но могут существовать лишь в рамках систем первого типа. Это "автономные" системы. К ним относит­ся, например, муравейник в лесном биогеоценозе.

Третий тип образуют системы, в которых системообразуюшими являются корреляционные связи. Это корреляционные системы. Примером корреляционной системы является географический ланд­шафт. В ней могут быть объединены несколько саморазвивающих­ся систем (биогеоценозы в ландшафте), отдельные элементы саморазвивающихся систем (горные породы, микромассы воздуха со своим микроклиматом, поверхностные воды, рельеф в ландшафте).

К четвертому типу относятся системы, компонентами кото­рых являются однокачественные саморазвивающиеся системы. В ка­честве примера можно назвать содружество социалистических стран. В природе, окружающей общество, такими системами явля­ются биосфера (как совокупность биогеоценозов), географическая оболочка, состоящая из систем-носителей географической формы движения материи.

К этому типу примыкает пятый тип систем. Они состоят из однокачественных систем корреляционного типа. Ландшафтная оболочка, как совокупность корреляционных систем - географических ландшафтов, сама является системой особого типа.

Таким образом, было бы методологически несостоятельно рассматривать природу, окружающую, человеческое общество, как систему. В этом плане системное видение природы дает нам бо­лее правильную картину. И многие вопросы, связанные с взаимо­действием общества и природы, необходимо исследовать, обраща­ясь к системной организации природы, окружающей общество. Так, например, рассмотрение вопроса о том, входит ли общество в природу, является ли ее частью на уровне таких абстрактных категорий как "общество - вообще" и "природа - вообще" не может дать верного ответа. Сколько дискуссий ведется по этому вопро­су? Однако более конкретное рассмотрение природы - представле­ние о том, что она состоит из различного типа систем, позволя­ет более корректно сформулировать прежний вопрос: частью какой природной системы является человеческое общество? Нет ни од­ной системы природы, которая включала бы общество как часть в свое содержание. Разве ландшафт, биогеоценоз и т.д. включают в свое содержание человеческое общество? Конечно, же нет. Все они имеют свои "части" и могут существовать без человеческо­го общества. А целое, как известно, без своей части существовать не может. Такое представление о соотношении общества и природы согласуется с диалектико-материалистическим пониманием соотно­шения форм движения материи. Высшая форма движения материи ни­когда не является частью низшей, формы движения. Уже в силу своей сущности высшие формы движения не могут входить в содер­жание низших форм движения материи. Так, материальное произ­водство не входит в содержание биологической формы движения, а последняя не является частью химической и т.д.

Системное видение природы позволяет критически отнестись к некоторым спекуляциям на системном подходе. Так, сомнительно существование системы "общество-природа", где совершенно не­понятно, что из себя представляет вторая часть системы "при­рода". Более корректной была бы иная постановка вопроса: об­разует ли общество с такими-то системами природы новую систе­му, и к какому типу систем тогда относится эта система "обще­ство-природа"?

Система связей общества и природы

Как мы видим, системный подход позволяет увидеть действи­тельно существующее многообразие связей общества и природы. С каждым типом систем у общества устанавливается свое соотно­шение, которое может исторически меняться. Рассмотрим на примере лесного биогеоценоза, как меняются связи общества с саморазвивающимися системами. На первом этапе их соотношения общество черпает из лесного биогеоценоза необходимые ему продукты питания (дичь, ягоды, грибы и т.д.), некоторые вещества (смола, воск и т.д.), древесину для строительства и для отоп­ления. Общество потребляет отдельные элементы биогеоценоза. Вместе с тем оно все более и более следит за состоянием этой системы, и по необходимости активно вмешивается в борьбу с вредителями (путем расселения муравейников, • через вырубку больных деревьев, разрежение леса и т.д.). Лес используется для акклиматизации полезных человеку животных и растений. Расширение связей общества и биогеоценоза постепенно должно при­вести к тому, что человек научится управлять биогеоценозом, и тогда процесс его жизнедеятельности превратится в техноло­гический процесс, а сам биогеоценоз, следовательно, станет компонентом общественной системы, средством производства необ­ходимых человеку продуктов.

Автономные системы, подобно лесному муравейнику, исполь­зуются обществом в качестве своеобразных рычагов воздействия на саморазвивающиеся системы. Учитывая тот факт, что биогеоце­ноз является компонентом географического ландшафта, можно ут­верждать, что автономная система может быть звеном в переда­че наших воздействий не только на саморазвивающуюся систему, но и на корреляционные системы. Как бы то ни было, но связи общества с автономными системами представляют собой особый тип связей, расширение знаний о которых необходимо для рацио­нального воздействия на природу.

Связь общества с корреляционными системами нацеливает нас на комплексный подход к природе. Именно здесь улавливает­ся та лавина вторичных трудно предвидимых последствий воздей­ствия человека на природу, о. которой писал Ф. Энгельс. Вместе с двумя последними из названных нами типов систем они образу­ют сложное переплетение связей различных природных явлений, знание о которых необходимо для прогнозирования изменений природы земной поверхности под воздействием человеческого об­щества.

В установлении связей общества и природы важное место принадлежит содержанию общественной системы. Такие основные компоненты общества как люди, техника и экономико-географическая среда с каждым типом природных систем устанавливают свои связи и отношения, знание которых необходимо для регулирова­ния функционирования и развития человеческого общества. Эти связи привели к возникновению человеческих рас, влияют на фор­мирование образа жизни людей, воздействуют на специфику раз­вития-техники и экономико-географической среды.

С точки зрения системного подхода можно конкретизировать связи различных сторон общества с системами внешней природы. Каждая сторона общественной системы (промышленность, сельское хозяйство, образ жизни, политика и т. д.) связаны преимущест­венно с каким-нибудь типом материальных систем, либо с их ком­плексом. Это позволяет детализировать действительное влияние природы на общественную систему, на жизнь людей. Вместе с тем детализируются и воздействия общества на природу, что также необходимо для управления процессом соотношения общества и природы.

Соотношение понятий "географическая оболочка", "ландшафт­ная сфера", "биосфера" и "географическая среда"

Системный подход является плодотворным и в анализе соотно­шения понятий, которыми авторы пользуются для обозначения либо всей, либо части той природы, которая окружает человеческое общество. Говоря о системной организации мира, объективной ре­альности, мы считаем, что существует определенная субордина­ция систем различного типа. Фундаментом такой субординации си­стем являются диалектические - саморазвивающиеся системы. Имен­но в них рождается все многообразие материальных предметов. Формы движения материи, которые лежат в основе каждой такой системы, являются особыми "технологическими" процессами, теми типами взаимодействия, каждый из которых порождает определен­ный класс явлений. Эти системы являются первичными, "матери­нскими" системами в мире. Над диалектическими саморазвиваю­щимися системами как бы "надстраиваются" .системы всех других типов: автономные, корреляционные и т.д.

С точки зрения такого подхода, "географическая оболочка" есть понятие для обозначения однокачественных географических систем, которые состоят из элементов гидросферы и тропосферы. Например, океан, море, озеро, покровное оледенение и т.д. и воздушные массы, которые формируются над ними, - это системы, способом существования которых является географическая форма движения материи. (В их содержание входят и скульптурные фор­мы рельефа, созданные на основе тепловлагообмена между гидро­сферой и тропосферой). Эти географические системы существова­ли до возникновения жизни и человеческого общества, с которы­ми связаны биологическая и социальная форма движения материи, соответственно. Но и с появлением этих высших форм движения материи географические системы, носители географической формы движения материи, продолжают существовать и развиваться, ис­пытывая иногда сильное воздействие со стороны биологической и социальной форм движения материи. Однако в содержание геогра­фических систем эти последние не входят.

Подобным образом "биосфера" обозначает совокупность био­логических систем-носителей биологической формы движения ма­терии - биогеоценозов. Как биогеоценозы не входят в содержа­ние географических систем, состоящих из элементов гидросферы и тропосферы (носителей географической формы движения мате­рии) , точно так же биосфера как система, состоящая из однокачественных элементов, биогеоценозов, не входит в содержание географической оболочки-системы, состоящей из своих однокачественных элементов.

Географическая оболочка имеет большую вертикальную мощ­ность, чем биосфера; в ней развиваются такие географические явления как климат, сток и формирование скульптурных форм ре­льефа. Биосфера как бы помещена в географическую оболочку, но, подобно человеческому обществу, в содержание ее не вхо­дит. Сравнение этих типов систем по содержанию и по сущности (форма движения материи) говорит в пользу этого вывода.

Биологическое понятие "биосфера" иногда неправомерно отождествляют с геохимическим понятием "биосфера", которое введено в науку В.И. Вернадским. С помощью этого понятия обоз­начается не только область распространения жизни, но и все те пограничные с нею области, которые испытали на себе или испы­тывают воздействие со стороны процессов жизнедеятельности. Так, например, и атмосфера Земли, кислород, который является продуктом жизнедеятельности, организмов, -и элементы литосферы, сложенные органическими осадками или подвергающиеся воздейст­вию со стороны живого и т.д., все это охватывается геохимиче­ским понятием "биосфера". Сюда, же должно относиться и общест­во, если не все, то по крайней мере многие его компоненты.

Нередко в научной литературе происходит отождествление понятий "географическая оболочка" и "биосфера" в ее биологи­ческом смысле. Сравнивая содержание этих понятий, видим, что это приводит к обеднению действительной картины природы, с которой взаимодействует человеческое общество. Отдавая предпо­чтение лишь одному из них, мы оставляем вне нашего рассмотре­ния широкий круг явлений, отдаем предпочтение той или иной на­уке тогда, когда необходимо объединение самых различных знаний.

Многое для понимания в сложной системе связей природных явлений друг с другом и с человеческим обществом дает понятие "ландшафтная сфера", состоящая из географических ландшафтов. Эти последние состоят из биогеоценозов и элементов гидросфе­ры, тропосферы и литосферы. Связь компонентов подобной кор­реляционной системы, как мы уже видели, не дает "высшего" син­теза, подобного тому, что происходит в саморазвивающихся сис­темах. Напротив, корреляционные системообразующие связи намно­го "слабее" причинно-следственных взаимодействий в саморазви­вающихся системах. Поэтому и ландшафтная сфера, и отдельные географические ландшафты как системы как бы пронизывают дру­гие типы систем, объединяя их элементы в особый тип целостно­сти, всегда вторичный по отношению к саморазвивающимся систе­мам. Мы уже упоминали о том, что в географической литературе предлагается (М.И. Мильков) настоятельно разделить понятия "гео­графическая оболочка" и Ландшафтная сфера". (Однако ландшафт­ная сфера продолжает рассматриваться как часть географической оболочки).

Если анализируемые нами понятия обозначают совокупность различных природных систем, отличающихся друг от друга и по сущности, и по содержанию, то "географическая среда" есть понятие соотносительное с человеческим обществом. Это среда общества. Оно не обозначает объективно существующей системы, а является отражением той совокупности компонентов различных по типу систем, которые необходимы для существования челове­ческого общества на определенном этапе его развития. Более то­го, мы уже отмечали, что это собирательное понятие. Оно обо­значает как внешнюю физико-географическую природу, так и внут­реннюю для общества природу, созданную человеком и представляющую собой среду его существования. Это - экономико-геогра­фическая среда.

Общая теория взаимодействия общества и природыи соци­альная экология

Системный подход вооружает нас необходимыми принципами рассмотрения соотношения общества и природы. Попытки создания общей теории взаимодействия общества и природа, видимо, пото­му не дают желаемого результата, что не удается создать тео­рию взаимодействия общества с природными системами, которые относятся к самым различным типам. Основу такой теории долж­ны создать реально существующие законы взаимодействия общест­ва и природы. Однако, соотношение общества и природа не рег­ламентируется какими-то законами их взаимодействия, а опреде­ляется уровнем развития самой общественной системы. Это, на­пример, было показано еще К. Марксом, который отмечал истори­ческий характер в воздействии естественных богатств средства­ми жизни и средствами труда на человеческое общество. Именно уровень развития самого общества определяет значимость раз­личных элементов природа в его жизни, а не "законы взаимо­действия общества и природы". Как внутренние, так и внешние связи общества существуют на основе материального производст­ва, которое как мы видели, является глубоко внутренним для общества процессом.

В этой связи неправомерно в качестве предмета новой нау­ки "социальной экологии" представить подобные законы взаимо­действия общества и природы. Реальный процесс развития обще­ства, его отношение к окружающей природе скорее говорят о том, что люди стремятся либо сохранить природу, либо рационально использовать ее богатства, установить оптимальные отношения между обществом и природой. Причем, все это совершается всег­да в конкретно исторической форме, ибо отношение к природе капиталистического и социалистического общества нельзя выводить только из некоторой общности технологических процессов. (И здесь необходимо принимать во внимание социально-политическую сущность конкретного общества в его отношении к природе, что вряд ли учитывается сторонниками "законов взаимодействия общества и природы")

Не отнимая права гражданства у социальной экологии, от­метим, что предметом ее исследования могут быть исторически конкретные, а значит меняющиеся нормативные законы отношения общества к природе. Разработка подобных нормативных требова­ний к технологическим процессам в промышленности, рыболовст­ве, сельском хозяйстве и т.д., в соответствии с объективными законами природа и допустимыми медицинскими нормами в состоянии окружающей человека среда может составлять основной предмет социальной экологии.

Такое содержание предмета социальной экологии будет оз­начать своеобразный синтез самых различных знаний, в которых особое место займет географическая наука, в силу ее комплек­сного подхода и особого системного видения объекта .исследо­вания.

9. ГЕОГРАФИЙ КАК НАУКА

Объект и предмет географии

Ни одна наука не начинает свое развитие с полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с пер­вых шагов развития таких знаний как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные форм движения материи, которые их порождают и являются осно­вой их существования и развития, эти формы движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных, наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет матери­альный: носитель, реальные саморазвивающиеся системы» то мож­но было бы предположить именно их в качестве первоначально­го объекта исследования науки. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию свое­го объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы, постиг­нув их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее по­знания системно организован. И лишь после этого наука прихо­дит к открытию форм движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами погра­ничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг ин­тересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводи­ло к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа. Именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связыва­ла существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в опре­деленной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней вы­делялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведениё. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.

Географическая наука ранее других наук в силу особенно­стей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представле­ние о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической на­уки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и лавдшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая фо­рма движения материи и те материальные системы, которые яв­ляются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросфе­ры и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая нау­ка как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географи­ческие системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам и, которые существуют благодаря климату, стоку и ре­льефу как тем географическим явлениям, которые создают осо­бую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль посте­пенно приближается ко все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других на­ук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания но­вой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и состав­ляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предает географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирова­ния и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соот­ношения с другими объектами.

География и производство

Б. М. Кедров отмечал следующее соотношение между наукой и производством. На первом этапе развития производства нау­ка не существует. Возникают и начинают накапливаться лишь первичные знания. Среди них мы можем назвать математические и географические знания, которые были необходимы материаль­ному производству первобытного общества. Затем, как отмеча­ет Б.М. Кедров, материальное производство и наука существуют без особой связи друг с другом. За исключением знаний, необ­ходимых для обеспечения технологических процессов, основные научные исследования выходят за рамки потребностей матери­ального производства. Материальное производство развивается, как бы обгоняя науку. Но на третьем этапе соотношение меняется в пользу опережающего развития науки. Наука, во-первых, должна понять само материальное производство, чтобы оно стало объектом управления. Во-вторых, необходимо определить перспективы развития материального производства. И, в-третьих, дать рекомендации по развитию материального производства, чтобы оно не приводило к разрушению окружающей среды, рационально использовало природные ресурсы.

Именно современный третий этап в развитии соотношения ме­жду наукой и производством в условиях НТР выводит географию в число ведущих наук. Воздействие материального производства на природу Земли, сравнимое с глобальными процессами планеты, отрицательные локальные воздействия производства на природу по­вышает удельный вес географических знаний как науки о природе поверхностной оболочки планеты, сложной системы связей, раз­витых на земной поверхности. Именно рекомендации географичес­кой науки становятся определяющими, так как воздействие мате­риального производства касается непосредственно объекта ее исследования.

Рекомендации географии касаются наиболее рационального размещения производительных сил, рационального использования природных ресурсов, охраны и преобразования природы. Географизация материального производства как раз и означает, что раз­витие материального производства должно идти на основе науч­ных прогнозов географической науки.

пути превращения географии в непосредственную производи­тельную силу

В условиях современной научно-технической революции геог­рафия как и другие науки превращается в непосредственную про­изводительную силу. Пути превращения географии в производитель­ную силу следующие:

Во-первых, через материализацию географических знаний в средствах производства. Это происходит в тех случаях, когда на основе географических знаний создаются такие средства производства как каналы и оросительные системы, водохранилища для орошения и разведения рыбы, строительство ГЭС и аэродромов, портов и т.д.

Во-вторых, через научную технологию. Рекомендации геогра­фов по разработке научно-обоснованных приемов агротехники, размещению и использованию культурных растений и т.д.

В-третьих, география становится непосредственной производительной силой, участвующей в научном планировании и рациональном размещении промышленности и сельского хозяйства. Важнейшую роль играет здесь экономическая география. Но и физико-географические дисциплины, например, геоморфология, не менее важны при рациональном размещении сельскохозяйственных культур в зависимости от форм рельефа, который влияет на характер почв, их увлажнение и в конечном счете на урожайность.

В-четвертых, географические знания превращаются в непосредственную производительную силу через действия людей, участвующих в материальном производстве. Повышение географичес­кой квалификации людей, занятых в производстве, означает при­нятие решений, в которых материализуются географические зна­ния.

Говоря о сущности современной научно-технической револю­ции, мы отмечаем тесное взаимовлияние и взаимопроникновение науки и производства. И в этом взаимодействии теории и прак­тики географическая наука занимает одно из самых ответствен­ных мест.

География - фундаментальная наука

В понимании фундаментальной науки существуют три подхода. Первый связан с тем, что фундаментальной объявляется та наука, принципы и законы которой охватывают более широкий круг явлений. В этой связи называют фундаментальной наукой физику. Действительно физические формы движения материи образуют материальный фундамент всех высших форм движения материи, и, в этой связи, привносят с собой в каждую высшую форму движения 1 материи и свои закономерности. Однако, фундаментальность физических законов часто ничего не дает для- решения вопросов, связанных с законами строения и развития более высоких форм дви­жения материи. Какова, например, значимость фундаментальных физических законов в понимании законов строения, функционирования и развития человеческого общества? Раз закон есть отношение между сущностями, то с каждой формой движения материи связаны и свои сущностные законы. Такое понимание фундамен­тальности не относится к географическим знаниям.

Во-вторых, иногда каждую из наук подразделяют на две части: теоретическую (фундаментальную) и прикладную. Теоретичес­кие дисциплины изучают законы строения, функционирования и развития объектов, а прикладные дисциплины разрабатывают спосо­бы применения этих законов на практике. "Так или иначе, но ка­ждой фундаментальной науке, - пишет Б. М. Кедров, - соответству­ет либо внутри единой науки, либо как отпочковавшейся от нее практическая дисциплина" [10, с. 40]. Критерием фундаменталь­ности здесь выступает теоретический уровень исследования объ­екта.

При. таком понимании фундаментальности география принадле­жит к числу основных естественных наук. Она также фундамен­тальна как физика, химия или биология.

В-третьих, фундаментальность науки определяется по ее зна­чимости в развитии материального производства. Фундаменталь­ность в этом случае носит исторический характер. В число веду­щих, фундаментальных наук могут выходить те или иные науки, ранее не столь существенные в жизни общества. Так, в условиях научно-технической революции в силу ряда названных ранее при­чин выходит географическая наука. Важнейшими из них являются необходимость решения вопросов охраны окружающей среды, ее ра­ционального использования и целенаправленного преобразования.

Литература

1. Маркс К.,Энгельс ф. Сочинения.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

3. Американская география. М.,1957.

4. Букановский В.М. Принципы и основные черты классифика­ции современного естествознания. Пермь, I960.

5. Воейков А.И. Соч., т., М.-Л., 1948.

6. Гегтнер А. География, ее история, сущность и методы. Л.-М., 1930.

7. Григорьев А.А. Предмет и задачи физической географии // Закономерности строения и развития географической среды. М•, 1966.

8. Забелин И.М. Теория физической географии. М., 1959.

9. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л., 1953.

10. Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных // Вопросы философии. 1972, * 10.

11. Кошелевский Д.И. Географическая среда. Фил.энц., т.1, М., I960.

12. Кошелевский Д.И. О развитии географической среды // Проблема развития в современном естествознании.М.,1978.

13. Лямин B.C. География и общество. М., 1978.

14. Марков К.К. Пространство и время в географии.// Природа,, * 5, 1965.

15. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

16. Мечников Л.И. цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.

17. милькоеф.Н. Основные проблемы физической географии. 'М., 1967.

18. Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. М., 1985.

19. Муравейский С.Д. Реки и озера. М., I960.

20. Саушкин Ю.Г. Предисловие // Н.Н.Баранский. Избр.тр. Становление советской экономической географии. М.,1980.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. философские вопросы географии .............. 3

2. Географическая форма движения материи ......... 17

3. Место географии в классификации наук и принципы

её внутреннего деления ................ 32

4. Пространство и время в географии ........... 41

5. Методологические основы единства физической

и экономической географии ............... 56

6. Общество и природа .................. 64

7. Географическая среда и её роль в жизни общества .... 71

8. Методологическая роль системного подхода

в изучении соотношения общества и природы ....... 81

9. География как наука .................. 89

Литература ...................... 95

Наши рекомендации