Материковые и океанические лучи и секторы

Географическая оболочка в процессе длительного развития приобрела сложную структуру и ярко выраженные пространст­венные различия отдельных частей. Она дифференцирована как с севера на юг — от полюса до экватора и до другого полюса, так и с запада на восток. Первое направление дифференциации при­нято называть широтным, второе — долготным.

Однако наиболее существенной чертой пространственной неод­нородности географической оболочки следует признать ее диффе­ренциацию на материковые и океанские лучи, которых шесть: три материковых — Европейско-Африканский, Азиатско-Австралийский, Американский и три океанских: Атлан­тический, Индийский и Тихоокеанский. Их формирование обязано планетарным структурам литосферы, т. е. мегорельефу.

Очевидно, что деление географической оболочки на океанские и материковые лучи — высшая ступень ее районирования. В ши­ротном направлении ей соответствует деление Земли на северное и южное полушария.

Второй важнейшей чертой пространственной неоднородности географической оболочки является ее дифференциация на поясы и секторы, или ее поясность и секториальность.

Принципиальная схема географической зональности изложена В. В. Докучаевым (1898): «все... стихии, вода, земля, огонь (тепло и свет), воздух, а равно растительный и животный мир, благо­даря астрономическому положению, форме и вращению нашей планеты вокруг оси, несут на своем общем характере явные, рез­кие и неизгладимые черты закона мировой зональности».

В 1914 г. Р. И. Аболин, характеризуя эпигенему, указал, что она распадается на эпизоны (он наметил схему районирования до фаций). В 1930 г. Л. С. Берг охарактеризовал физико-геогра­фические (ландшафтные) зоны СССР в книге с таким же назва­нием. В 1938 г. А. А. Григорьев описал основные типы физико-географической среды экваториального и тропического поясов. В 1946 г. А. И. Яунпутнинь предложил делить сушу на три секто­ра: западный, центральный и восточный. В 1956 г. А. А. Григорь­ев и М. И. Будыко изложили «периодический закон мировой зо­нальности». Они выделили три пояса — тропический, умеренный и полярный; каждый из них соответствует определенному интер­валу величины радиационного баланса. Внутри поясов сочетание радиационного тепла и увлажнения или, как пишут авторы, индекс сухости приводит к формированию гумидных и аридных зон. В каждом поясе эти зоны чередуются одинаково и на всей Земле получается их трехкратное повторение. Например, избыточно увлажненной тундре умеренного пояса в субтропическом соответ­ствуют дождевые леса, а в экваториальном болота.

Основные зонально-региональные закономерно­сти Земли.

1. Географические пояса, обусловленные шарообразной фигу­рой планеты и распределением солнечной радиации. Зональная неоднородность географической оболочки — результат, прежде все­го поширотного на шаровой Земле распределения энергии геогра­фических и биологических процессов — солнечной радиации, вызванной ею циркуляции атмосферы и обусловленного этими процессами влагооборота.

На современной стадии развития земной природы выделяют следующие основные планетарные пояса: 1) экваториальный жар­кий и влажный, 2) тропические жаркие и сухие, 3) умеренные'; в северном полушарии теплый с большой амплитудой влажности по регионам, в южном — с океанским климатом; 4) бореальные прохладные и сырые; 5) полярные морозные и сырые.

2. Географические пояса, особенности природы которых обязаны наклону оси вращения Земли к плоскости эклиптики. По этой причине создаются переходные пояса — субэкваториальные, субтропические и субполярные с резко выраженной сезонной ритмикой
влаги в субэкваториальном, тепла и влаги в субтропическом, тепла в субполярном.

В каждом полушарии, таким образом, выделяется по восемь поясов. В южном полушарии граница между умеренным и суб­полярным поясами нечеткая. Названия географических поясов связаны с их географическим положением в определенных широтах земного шара.

3. Секторность. Поясность непременно сочетается с секториальностью. В зависимости от интенсивности и абсолютной величины обмена воздушными массами в системе океан — атмосфера — ма­терик разные части суши получают больше или меньше тепла и
влаги и отличаются характером сезонной ритмики. Поэтому каж­дый пояс распадается на части, а однотипные части разных поя­сов на шаровой поверхности Земли образуют секторы, вытянутые
с севера на юг.

Сектор — это таксономическая единица, меньшая, чем луч: на материках — западные приокеанские, центральные материковые и восточные приокеанские секторы. На океанах соответственно теплым и холодным течениям — западные и восточные секторы.

В распределении атмосферного увлажнения равноправны две закономерности: а) широтная, выражающаяся в чередовании зон минимумов и максимумов осадков, и б) долготная, или внутризональная секторная.

4. Зональность. Сочетание тепла и влаги, или атмосферное увлажнение в каждом поясе, кроме экваториального, весьма различно. На этой основе внутри поясов формируются зоны. Их называют естественноисторическими, природными, географи­ческими или ландшафтными; эти названия можно принять как синонимы.

Совокупности однородных природных образований, вытяну­тые с запада на восток перпендикулярно оси вращения Земли, называются зонами — климатическими, почвен­ными, растительными.

В северном полушарии выделяют следующие зоны: ледовую, тундровую, хвойных лесов или таежную, широколиственных лесов, лесостепную, степную, пустынную умеренную, субтропических ле­сов, пустынную тропическую, саванновую, экваториальных лесов.

Между перечисленными зонами выделяют переходные: лесо­тундровую между тундровой и лесной, полупустынную между степной и пустынной и др.

Каждая зона распадается на подзоны. Например, в степной зоне выделяют северные разнотравные степи на черноземах и южные сухие типчаково-ковыльные на темно-каштановых
почвах.

Зоны и подзоны получали название по растительному покрову суши, так как растительность — наиболее яркий показатель или индикатор природного комплекса. Однако нельзя смешивать зоны растительности с географическими. Так, когда говорят степная зона растительности, имеют в виду преобладание в данном районе мезоксерофильных травянистых растений.

5. Региональное. Океанско-континентальный перенос тепла и влаги дифференцирует зоны на регионы или провинции зон. Западно-восточная дифференциация не одинаково проявляется в разных широтах. В умеренном поясе благодаря западному переносу регион наибольшей континентальности сдвинут от центра к востоку (западно-восточная диссимметрия).

Деление на секторы и регионы не означает предела дифферен­циации; любая подзона и регионы могут быть расчленены на бо­лее мелкие таксономические единицы. Региональные различия об­условлены во многом историей развития природы региона. Напри­мер, в Северо-Западной Европе, испытавшей оледенение, хвойные представлены только елью европейской (Picea excelsa) и сосной (Pinus silvestris); ель сибирская (Picea abovata) занимает неболь­шую площадь на севере; сосна сибирская или кедр (Pinus sibiriса) расселился только до бассейна Печоры.

В целом географическая оболочка зонально-региональна.

6. Различная форма зон. Конфигурация материков и их макрорельеф определяет размер и простирание зон. В Северной Амери­ке ширина степных зон оказалась больше их длины, и они при­
обрели «меридиональное простирание». В Средней Азии зона полупустынь имеет форму дуги. Сущность зональности при этом не изменяется.

8. Зоны-аналоги. Каждая из континентальных зон имеет свой аналог в приокеанских секторах. При избыточном и достаточном увлажнении возникают два варианта одной и той же зоны, например, тайга приатлантическая в Норвегии и тайга континентальная в Сибири. При недостаточном увлажнении аналогами сказываются разные зоны, например, внутриматериковым степям соответствуют широколиственные леса близ океана.

9. Диссимметрия географической зональности. Географическая зональность диссимметрична относительно плоскости экватора. Солнечная радиация распределяется пропорционально cos φ и, следовательно, симметрично в обоих полушариях. Поэтому географические пояса полушарий в общем одинаковы — два полярных, два умеренных и т. д. Но антисимметрична литогенная основа зональности, и географические зоны северного полушария весьма отличны от соответствующих им в южном. Например, большой лесной зоне северного полушария в южном соответствует океан и лишь небольшой регион лесов в Чили; в северном умеренном поясе внутриматериковые пустыни занимают большие площади,
а в южном их нет вовсе. Диссимметрия увеличивается в направлении от экватора в средние широты. Северный и южный умеренные пояса настолько различны, что требуют каждый самостоятельного описания

10. Различные темпы изменчивости природы. Отдельные области биосферы характеризуются различными темпами изменчивости природы в процессе ее развития. Известно, что океанская фауна изменяется относительно медленнее, чем наземная. Следовательно, океан представляет собой область более консервативную, чем материки.

И на суше изменчивость природы не одинакова в разных зонах. Причем это относится не только к органическому миру, а ко всем географическим условиям. Более консервативной оказывается при­рода низких широт. В жизненном оптимуме экваториального поя­са колебания географических условий никогда не опускаются до того минимального уровня, на котором организмы должны приспо­сабливаться к новым условиям и изменяться. В умеренных широтах даже незначительные колебания температуры или влажности климата, геоморфологических или гидрологических условий соз­дают новую для организмов среду и вызывают необходимость их перестройки; здесь сравнительно быстро выпадают одни виды рас­тений и животных и образуются другие.

11. Зоны с большим и малым участием живого вещества. Не смотря на то что, вся биосфера развивается при непрерывном и активном участии живого вещества, в ней есть зоны как с количественно большим, так и с количественно малым непосредственным участием жизни. К первым относятся гилея, саванна, степная, лесостепная и лесная зоны умеренных широт;
ко вторым — ледовые, пустынные и полупустынные зоны. Около половины Мирового океана (в удаленных от берегов акваториях) тоже биологически мало продуктивна. В первой группе зон суши и океанских областей жизненные условия оптимальны, во второй наблюдается пессимум.

12. Роль прогресса живого вещества в развитии географической оболочки. Качественный прогресс неживой материи имеет верхний предел — переход от неживого к живому. Развитие современной географической оболочки — биосферы обусловлено прогрессом живого вещества.

13. Целостность — взаимодействие развитие. Наиболее существенные черты географической оболочки как сложной природной системы, ее суть — это целостность, взаимодействие частей и развитие.

Наши рекомендации