Выбор темы и подготовка к работе
Успех написания курсовой или выпускной квалификационной работы предопределяется правильным выбором темы. Необходимо различать понятия «тема» и «тематика».
Тема работы есть «предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества и т.п.»[5].
Тематика – совокупность тем, общее направление. Наличие множества аспектов и взглядов на процессы развития науки и общества, тенденций в функционировании объектов изучения, описанных в рамках данной тематики, определяет большое количество возможных тем для научно-исследовательской работы.
Процесс выбора темы ориентирует студентов на глубокое «погружение» в определенную область знаний, мобилизует на поиск необходимой теоретической информации, способствует принятию самостоятельных решений, внедрению инициативных предложений, акцентирует внимание на поиске проблемы, актуальной как с точки зрения развития самой науки, так и с точки зрения улучшения жизни территориальных общностей людей, социально-экономического развития регионов (т.е. имеет важную практическую направленность).
При выборе темы необходимо учитывать:
1) интересы, склонности, научно-исследовательскую деятельность студента, а также перспективы его будущей профессиональной деятельности;
2) научную специализацию выпускающей кафедры и ее профессорско-преподавательского состава;
3) наличие специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы;
4) возможность получения конкретной информации (методических разработок, статистических данных, картографических материалов и др.) для проведения анализа и обоснования результатов работы.
Наличие проблемы в исследовательской работе определяет название, объектно-предметную сущность изысканий, необходимый методический и теоретический инструментарий, логику построения исследований и оформления текстовой части работы и, в конечном счете, процесс достижения цели работы и результаты. Таким образом, сформулированная (основная) проблема в курсовой или квалификационной работе – интегрирующее ядро, организующее исследовательский поиск.
После выбора темы исследования студент получает задание с указанием объема работы и сроков ее исполнения.
Темы курсовых работ студентов кафедры социально-экономической географии определяются в соответствии с ее тематикой, учебным планом каждого курса и ФГОС ВПО по направлению подготовки «География». Тематика работ предлагается студентам их научными руководителями (особенно на младших курсах) в рамках их инициативных исследований, а в дальнейшем корректируется с учетом предпочтений и интересов студентов в области общественной географии. Если студент занимался изучением каких-либо проблем ранее, проводил научно-исследовательскую работу в общеобразовательном учебном заведении, выступал на школьных конференциях, то он может сам предложить тему курсовой работы.
Темы курсовых работ студентов очно-заочного отделения, по возможности, должны быть связаны с их практической деятельностью или деятельностью организаций, в которых они работают, но с учетом тематики обучения.
Темы курсовых работ не утверждаются на заседании кафедры, но в течение учебного года (за 2 месяца до начала процедуры защиты) на специальном заседании кафедры научные руководители докладывают о ходе написания работ.
Темы выпускных квалификационных работ, предлагаемые сотрудниками кафедры, также должны быть связаны с ее научным направлением, решаемыми прикладными задачами или выполняемыми грантами или заказами от сторонних организаций. В общем виде они касаются изучения:
1) проблем теории, методологии и практики общественной географии;
2) пространственной организации населения и хозяйственной деятельности отдельных регионов страны и мира;
3) географии видов человеческой деятельности (сфер материального и нематериального производства);
4) геодемографических, национально-этнических и конфессиональных аспектов функционирования территориальных общественных систем;
5) качества и уровня жизни населения России и других стран на постсоветском пространстве, оценки среды жизнеобитания человека;
6) разработки имиджа и образа территорий разного иерархического уровня;
7) проблем культурно-географического развития ТОС;
8) городов, сельской местности и экистических особенностей, опорного каркаса расселения населения страны;
9) политико-географических аспектов функционирования территориальных общественных систем;
10) проблем развития и функционирования территориальных социально-географических систем;
11) краеведческих, туристско-рекреационных аспектов функционирования территориальных систем;
12) экономико-географических аспектов развития и функционирования территориальных общественных систем России в условиях становления новых форм хозяйствования;
13) проблем рационализации региональных систем природопользования, мер по охране здоровья населения и улучшению среды жизнеобитания человека;
14) проблем создания комплексных типологий стран мира и регионов внутри отдельных государств;
15) проблем территориального управления и планирования на разных иерархических уровнях;
16) проблем глобализации и методов совершенствования видов международного сотрудничества;
17) проблем проведения региональной политики в России и мире;
18) проблем преподавания географии в средней и высшей школе и др.
Прежде всего, тема выпускной квалификационной работы ориентирована на проблемы, над которыми студент работал в течение всего периода обучения и освещал в курсовых работах. Однако он может выбрать такую тему, которая была им мало изучена в процессе учебы. Смена темы работы должна быть обоснована им и его научным руководителем.
Темы выпускных квалификационных работ обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры и совета факультета примерно за год до защиты. Допускается внесение изменений в название квалификационной работы, согласующихся с прежней тематикой, не позднее чем за 3 месяца до защиты.