Алгоритм выполнения задания. Предисловие
Предисловие
Современный этап развития отечественной образовательной системы характеризуется, в первую очередь, сменой парадигмы образования, отходом от традиционной ориентации на приобретение учащимся определённой суммы знаний («знаниевая парадигма») и приоритетным направлением на развитие личности («развивающая парадигма»). В связи с этим меняются требования к проведению практических занятий в педагогических вузах страны. В высшей школе заметно сокращается количество часов, отводимых учебными планами на лекционные курсы, и вместе с тем увеличивается удельный вес практических занятий, на которые приходится не менее ⅓ общего количества аудиторных часов. Вместе с тем повышается роль практических занятий, которые способствуют самостоятельному изучению предмета студентами.
Главная цель практических занятий состоит в приобретении студентами компетенций решения учебно-научных задач по географии почв и почвоведению с возможностью их последующего использования в самостоятельной педагогической деятельности. Практические занятия – важный элемент подготовки учителя-географа. Они призваны привить студентам ряд навыков и умений, необходимых для успешного преподавания географии в школе. Исходя из этого, занятия планируется проводить с использованием определенной доли эвристики и самостоятельности.
Выполнение всех содержащихся в пособии заданий требует от студентов предварительного изучения имеющихся литературных источников и достаточно глубокой проработки учебного материала лекционного курса. При составлении системы заданий автор стремился максимально адаптировать её к условиям педагогического университета, стараясь сохранить при этом строгую научность.
Автор надеется, что данная работа позволит студентам выполнять практические работы по географии почв с основами почвоведения на высоком уровне, что в конечном итоге не только позволит сформировать глубокие и крепкие знания, умения и навыки по предмету, но и приведёт к формированию личности педагога, готового к выполнению требований, предъявляемых современным обществом.
Методические рекомендации по выполнению заданий
Выполненная студентом практическая работа должна быть набрана на компьютере на листах формата А-4 и распечатана с использованием принтера. В виде исключения по согласованию с руководителем допускается рукописный вариант представления работы с соблюдением всех технических требований к оформлению рукописи (смотри ниже).
Работа обязательно должна содержать титульный лист, каждое новое задание начинается с новой страницы.
Порядок выполнения заданий следующий. На листе указывается номер задания (например, Задание №1). Затем приводится его тема (заголовок), цель и задание. Далее следует указание варианта задания (слово, таблица и т.д.). После этого печатается решение в строгом соответствии с алгоритмом и указанием к выполнению задания (по пунктам). В случае необходимости в заключение приводятся выводы.
Задания выполняются строго по порядку.
Правила оформления рукописи
Для успешного выполнения практических работ по географии почв с основами почвоведения необходимо учитывать следующие требования эстетического и, в некоторой степени, технического оформления:
1. Признанное на конкретное время, грамотное оформление титульного листа работы.
2. При написании текстовой части работы важно, чтобы были выдержаны параметры полей (слева – 3 см, необходимо для подшивки работы, чтобы левая часть текста свободно воспринималась для чтения и «не уходила» на изгиб; сверху – 2 см, запас для оцифровки страниц; внизу – 2 см, этот резерв в экстренном случае можно будет использовать для написания примечания; справа размер полей рекомендуется установить в 1-1,5 см.
3. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный и выравнивание по ширине.
4. Различные исправления следует выполнять как можно более аккуратно, чтобы эти огрехи не пестрили на фоне текста (способ заклейки, забелки и т.д. в вузовской системе является наиболее распространенным).
5. Необходимо, чтобы листы, на которых выполняется работа, (формат – «А-4») были однородными по цвету и плотности (исключение составляют листы миллиметровой бумаги).
6. Выделяйте заголовки разделов работы более интенсивно. Здесь важно соблюсти контраст на фоне общего текста.
1. История развития географии почв
и почвоведения
Цель: развитие представлений о вкладе ведущих отечественных и зарубежных ученых в теорию и практику географии почв и почвоведения.
Задание. Охарактеризуйте почвенно-географические представления указанных исследователей.
Алгоритм выполнения задания.
Результаты представьте в виде таблицы с обязательными полями: полное имя, годы жизни, автобиографические сведения, философская позиция, ведущие научные труды, основные положения теории, главные практические достижения, влияние на последующее развитие географии почв и почвоведения.
Варианты задания:
- Рихтгофен Ф.
- Бюффон Ж.
- Ломоносов М.В.
- Костычев П.А.
- Докучаева В.В.
- Сибирцев Н.М.
- Глинка К.Д.
- Вернадский В.И.
- Берг Л.С.
- Краснов А.Н.
- Высоцкий Г.Н.
- Прасолов Л.И.
- Неуструев С.С.
- Филатов М.М.
- Полынов Б.Б.
- Вильямс В.Р.
- Родэ А.А.
- Герасимов И.П.
- Сочава В.Б.
- Ковда В.А.
- Розанов Б.Г.
- Глазовская М.А.
- Добровольский В.В.
- Фридланд В.М.
- Келлер Б.А.