Пространственный кругозор и географические представления в период Гомеровской Греции

(XII-VIII вв. до н.э.)

Период «гомеровской» Греции (XII - VIII вв. до н.э.) характеризовался разложением родового строя и зарождением рабовладельческого общества. Пространственный кругозор древних греков ограничивался территориями, прилегающими к Эгейскому морю. Западным пределом известного мира была, вероятно, Сицилия. О Черном море греки имели очень смутное представление, а страны Междуречья им не были известны вообще.

Основными источниками, по которым можно судить о географических познаниях того времени, служат произведения древнегреческого поэта Гесиода «Теогония» и «Труды и дни» (VIII-VII вв. до н.э.), а также поэмы Гомера (IX или VIII вв. до н.э.) «Илиада и «Одиссея».

Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) – первый, известный по имени, древнегреческий поэт. В эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славил крестьянский труд, грозил притеснителям крестьян гневом богов. Поэма «Теогония» (т.е. родословие богов) систематизирует и обобщает древнегреческие мифы. Гесиод противопоставлял свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи». У Гесиода имеются первые сведения об Истре (Дунае) и Фазисе (Риони).

Гомер (IX или VIII вв. до н.э.) - легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других литературных произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, сочинявшим и исполнявшим свои песни под аккомпанемент струнных инструментов. Полуфантастический образ Гомера породил так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса вообще (в т.ч. соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).

В обширной эпической поэме «Илиада» описаны эпизоды Троянской войны, относящейся примерно к 1280-1180 гг. до н.э. Это монументальное произведение было написано, вероятно, в IX в. до н.э. Вторая столь же величественная поэма «Одиссея» была, вероятно, сложена позднее, но также приписывается человеку по имени Гомер (возможно, это был другой Гомер). В то время как «Илиада» прежде всего историческое повествование, «Одиссея» – это географическое описание окраинных районов известного тогда мира. Она содержит рассказы об опасных приключениях Одиссея на его пути домой, в родную Итаку, после падения Трои. Заброшенный жестоким штормом в места, доселе никому не известные, он вынужден был скитаться в течение двадцати лет. Историки и географы многих поколений пытались идентифицировать местности, описанные в «Одиссее», и с большей или меньшей уверенностью утверждали, что поэт, например, описывал Мессинский пролив, или остров у побережья Африки, или какие-либо другие хорошо известные местности. В поэме есть строки, посвященные описанию земли, где почти постоянно светит Солнце и где один пастух скрывается со своими овцами на закате дня, а ему на смену приходит другой пастух с другими овцами. Позднее по ходу повествования Одиссей попадает в край «вечной темноты, скрытый во мгле». Греческий поэт не мог все это видеть сам. Чьи-то рассказы о природе крайнего севера, о долгой полярной ночи и продолжительном полярном дне достигли Греции и наряду с другими географическими представлениями вплелись в ткань древнейшего приключенческого повествования.

В основе гомеровских поэм и мифа об аргонавтах лежат, вероятно, предания о действительных плаваниях, но они разукрашены поэтическим вымыслом; их истолкование представляет большие трудности. У Гомера было много толкователей уже в древние века. Страбон (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э.), например, присоединялся к мнению Гиппарха (около 180-190 – 125 гг. до н.э.) и некоторых других своих предшественников, считавших Гомера «основоположником науки географии». Эратосфен (около 276-194 гг. до н.э.) относился к Гомеру весьма скептически. Некоторые авторы считают, что многие сведения Гомера представляют собой плохо понятую передачу обширных знаний минойцев.

Представления о Земле и природных явлениях в эпоху Гомеровской Греции имели донаучный, мифологический характер. Земля – круглый выпуклый щит, окруженный огромной рекой - Океаном, из которого вытекают все другие реки; за Океаном расположено царство теней. В восточных странах будто бы должно быть теплее, чем в западных, т.к. первые ближе расположены к Солнцу. Всеми явлениями управляют боги: Зевс посылает громы и молнии, Посейдон – землетрясения; Эол управляет ветрами и т.д. Землемерие уже было известно; о нем упоминается уже в «Илиаде», но о существовании карт достоверных данных нет.

Греческие моряки в VIII в. до н.э. ориентировались в море лишь по ветрам и типам погоды. Во времена Гомера они различали всего четыре ветра, указывавших направление. Борей - так назывался северный ветер – сильный, холодный, сопровождавшийся ясной погодой; Эвр – восточный ветер, теплый и мягкий; Нот – южный ветер, приносивший шторм, - влажный и иногда неистовый; Зефиром назывался западный ветер – благоухающий, но порывистый (11,110,126). Значительно позже, во II в. до н.э., афиняне построили Башню восьми ветров; скульптурные изображения на ней символизировали типы погоды, характерные для каждого из них. Эта башня все еще возвышается у подножия Акрополя и в наши дни (110).

Наименования Европа и Азия не встречаются у Гомера в качестве названия материков или частей света. Но несколько позже Европой греки стали называть западное побережье Эгейского моря, а Азией – его восточное побережье. Происхождение этих названий до наших дней остается невыясненным (11,110,126,279).

Наши рекомендации