Магистерская диссертация
Магистерская диссертация (диссертация на присуждение ученой степени магистра географии) представляет собой вид выпускной квалификационной работы, выполняемой магистрантом в конце второго года обучения в университете. Магистерская диссертация – это законченная научно-исследовательская работа, отличающаяся логично выдержанной структурой, содержащая выводы и результаты инициативного поиска магистранта, проводимого им в течение периода обучения.
В отличие от других видов квалификационных работ магистерская диссертация характеризуется наибольшей полнотой исследований и теоретической направленностью, ярко выраженным проблемным изложением и более глубоким раскрытием теоретико-методологической основы. В ней в полной мере должны быть отражены теоретические и узкоспециальные знания магистранта в рамках направления обучения «География (экономическая и социальная география)», его способность правильно формулировать теоретические положения, использовать аналитические способности, проводить сравнение, давать объяснение изучаемым процессам и явлениям. Важной составляющей магистерской диссертации является разработка, обоснование и представление методики исследовательского проекта, построенной исходя из цели и задач инициативного исследования. В методические разработки авторов, как правило, включаются методы камеральных исследований, связанные с обработкой географической информации с помощью электронно-вычислительной техники. При этом важно отметить, что определенное значение имеет процесс овладения навыками экспериментальных исследований, в том числе проведения научных опытов, организации натурных исследований, участия в научно-исследовательских экспедициях, проведения социологических опросов и др.
Все эти и другие виды работ, выполняемых магистрантами в ходе написания работы, способствуют формированию и закреплению следующих общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС:
– ОК.5: «проявлять готовность к самостоятельному применению новых методов исследований»;
– ПК.4: «использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований»;
– ПК.11: «самостоятельно и в коллективе разрабатывать практические рекомендации по региональному социально-экономическому развитию»;
– ПК.13: «проектировать социально-экономическую и хозяйственную деятельность в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах, проводить мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных, этнокультурных и других процессов»;
– ПК.30: «обладать навыками экономико-географической экспертизы».
Магистерская диссертация является инициативным исследованием, поэтому должна соответствовать научным интересам и предпочтениям магистранта. Выбор тематики исследования осуществляется им самостоятельно. Формулирование конкретной темы должно происходить в ходе работы над диссертацией, при обработке собранных материалов и представлении результатов исследования магистрантом совместно с его научным руководителем.
В большинстве случаев выбор темы магистерской диссертации основан на необходимости решения каких-либо актуальных научных или научно-практических задач, имеющих большое значение в рамках определенной отрасли общественной географии или в одном из прикладных направлений будущей деятельности выпускника.
Отдельная глава диссертации должна быть посвящена апробации теоретико-методологических умозаключений и положений на примере конкретной ТОС (возможно, разных уровней иерархии), а также представлению рекомендаций, плана мероприятий и/или алгоритма по их реализации в процессе территориального управления и планирования.
Среди основных требований к магистерской диссертации следует назвать:
– оригинальность научно-исследовательской работы автора, обусловленная важностью (приоритетностью) и недостаточной изученностью определенной теоретико-методологической или практической проблемы общественной географии. Содержание магистерских диссертаций должно соответствовать требованиям, изложенным в ФГОС ВПО по направлению подготовки «География» (магистратура);
– актуальность представленной работы, доказанная в ходе ее написания;
– раскрытие объекта и предмета работы, четкое формулирование цели и задач исследования;
– привлечение и обзор значительного списка научной литературы по выбранной теме исследования (более 50–60 источников). В магистерской диссертации рекомендуется использование отечественных и зарубежных текстов, в т.ч. изданных на языке авторов;
– логичность структурирования научно-исследовательской работы, последовательное раскрытие проблемы и способов ее разрешения, отражающее внутреннее единство диссертации;
– достижение цели посредством последовательного решения задач;
– самостоятельность инициативного исследования (без копирования работы из Интернета, без компиляционных решений);
– использование разнообразных методов сбора и анализа информации, в т.ч. описательно-объяснительный, системно-структурный, статистический, картографический и др.;
– конструктивность, наличие конкретных результатов исследования;
– правильное оформление работы и соблюдение требований по структуре и содержанию диссертации, указанных в настоящем пособии.
Общий объем диссертационного исследования (без приложений) – около 60 страниц компьютерного текста формата А4.
Алгоритм выполнения магистерской диссертации в общих чертах соответствует алгоритму, представленному в п. 1.2, и включает выбор темы работы, определение объектно-предметной сущности, выбор или разработку методики исследования проблемы, выявление ее проработанности в научной литературе, обработку имеющихся источников геоинформации, оформление картографического и графического материалов, написание текста работы (теоретической главы и ее дальнейшую апробацию на конкретных примерах), его доработку с учетом замечаний научного руководителя и/или консультантов.
Тема магистерской диссертации и научный руководитель, осуществляющий подготовку магистранта к написанию данной квалификационной работы, утверждаются на заседаниях кафедры и совета факультета. В качестве консультантов при выполнении диссертации могут привлекаться ученые иных специальностей (направлений обучения), ведущие специалисты соответствующих НИИ, государственные чиновники, эксперты в области территориального управления и планирования.