Составление продольного и поперечных профилей

Графическое изображение продольного профиля автомобильных дорог является одним из основных документов, на основании которого осуществляют строительство объекта.

Продольный профиль составляют по материалам пикетажного журнала и журнала геометрического нивелирования трассы.

Продольный профиль обычно вычерчивают на миллиметровой бумаге, наклеиваемой на картон, в масштабах: горизонтальный — 1:5000, вертикальный — 1:500 и грунтово-геологический — 1:50. При изысканиях и проектировании дорог в равнинной местности масштабы продольного профиля иногда принимают соответственно: 1:10 ООО, 1:1000 и 1:100. И наоборот, в горной местности или в населенных пунктах масштабы продольного профиля могут быть приняты соответственно 1:2000, 1:200 и 1:20.

На продольный профиль наносят: развернутый план дороги; профиль земли по оси дороги (черный профиль); проектную линию продольного профиля по бровке земляного полотна; грунтово-геологическйй разрез по оси трассы; отметки земли и бровки земляного полотна; расстояние между характерными точками местности и рубленными пикетами условными обозначениями уклоны и вертикальные кривые проектного профиля; прямые и кривые в плане; указатели километров и т. д.. С чертежа продольного профиля на миллиметровой бумаге снимают кальку и тиражируют чертеж в необходимом количестве экземпляров.

В настоящее время чертежи продольного профиля автомобильных дорог готовят с помощью плоттеров либо на специальную лавсановую пленку с последующим тиражированием, либо непосредственно на бумажные носители информации, с которых ксерокопированием получают нужное количество экземпляров чертежей.

Построение продольного профиля начинают с заполнения графы расстояний, где вертикальными прямыми обозначают все пикеты и характерные точки трассы, для которых определены высоту в результате нивелирования. Между прямыми линиями указывают расстояния. Если между соседними пикетами нет плюсовых точек, то расстояния не записывают. Рубленые пикеты независимо от длины показывают в масштабе чертежа длиной в 100 м, но фактическая его длина на профиле указывается.

Затем выписывают из журнала продольного нивелирования соответствующие высоты точек с округлением их до одного сантиметра. Обозначив в соответствующем масштабе сетку высот (обычно в масштабе 1:500), отмечают на чертеже положение всех точек черного профиля, которые соединяют между собой прямыми отрезками. На расстоянии 20 мм ниже полученной таким образом ломаной наносят грунтово-геологйче-ский разрез в масштабе 1:50, на котором выписывают наименования грунтов и с помощью специальных обозначений их физико-механические характеристики и свойства.

Ординаты всех точек черного профиля обозначают прямыми вертикальными линиями, проводимыми между двумя ломаными линиями продольного профиля и продолжают их ниже грунтово-геологического разреза.

Поперечные профили земли обычно вычерчивают в масштабе 1:200, при этом горизонтальный и вертикальный масштабы принимают одинаковыми.

3)

Билет 22

1)Нивелирование — определение разности высот двух или многих точек земной поверхности относительно условного уровня (напр., уровня океана, реки и пр.), т.е определениепревышения. Существуют следующие способы нивелирования:

1. Геометрическое (нивелиром и рейками);

2. Тригонометрическое (угломерными приборами (в осн. теодолитом посредством измерения наклонения визирных линий с одной точки на другую);

3. Барометрическое (при помощи барометра).

4. Гидростатическое (основано на свойстве жидкости сообщающихся сосудов всегда находиться на одном уровне, независимо от высоты точек, на которых установлены эти сосуды)

5. Радиолокационное (производится с помощью радиовысотомеров и эхолотов, установленных как на воздушных, так и на водных судах, автоматически вычерчивающих профиль проходимого пути)

Геометрическое нивелирование – это наиболее распространенный способ определения превышений. Его выполняют с помощью нивелира, задающего горизонтальную линию визирования.

Устройство нивелира достаточно простое. Он имеет две основные части: зрительную трубу и устройство, позволяющее привести визирный луч в горизонтальное положение.

Геометрическое нивелирование можно выполнять по следующей схеме:

Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru

Рис. 61. Способы нивелирования

При нивелировании из середины нивелир располагают между двумя точками примерно на одинаковых расстояниях (рис.61, а). В точках устанавливают отвесно рейки с сантиметровыми делениями. Их ставят на колышек, вбитый вровень с землей, или на специальный костыль, так как рейка под собственной тяжестью будет давить на землю и отсчет по ней будет меняться. Визирный луч зрительной трубы нивелира последовательно наводят на рейки и берут отсчеты З и П, которые записывают в миллиметрах в журнал нивелирования. Отсчет по рейке производят по средней нити нивелира, т.е. по месту, где проекция средней нити пересекает рейку. Превышение между точками определяют по формуле

h = З – П

где З – отсчет назад на заднюю точку А; П – отсчет вперед на переднюю точку B.

При нивелировании вперед прибор устанавливают над точкой А (рис. 61, б), измеряют его высоту V и берут отсчет П по рейке в точке В. Превышение определяют вычитанием из высоты прибора V отсчета П.

h = V – П.

Высоту передней точки В вычисляется по формуле:

Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru

Высоту визирного луча на уровенной поверхностью называют горизонтом инструмента HГИ (рис. 61) и вычисляют

НГИ = НА + З = НА + V.

Место установки нивелира называется станцией. Если для определения превышения между точками А и В достаточно установить прибор один раз, то такой случай называется простым нивелированием.

Если же превышение между точками определяют только после нескольких установок нивелира, такое нивелирование называютсложным или последовательным(рис. 62).

Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru

Рис. 62. Последовательное нивелирование.

В этом случае точки С и D называют связующими. Превышение между ними определяют как при простом нивелировании:

Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru

6. Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru ; Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru ; Составление продольного и поперечных профилей - student2.ru

h = ∑З – ∑П

Такую схему нивелирования называют нивелирным ходом.

2) Вычисляют проектные отметки точек ПК О, ПК 1+80, ПК 4 и ПК 5, в

которых запроектированы переломы проектной линии. В начале трассы на ПК 0, на

котором запроектирована насыпь высотой 0,50 м, записывают проектную отметку,

равную фактической отметке поверхности земли на ПК 0 плюс 0,50 м. Отметки

остальных точек вычисляют по формуле:

Нn = Нп-1 + id,

где Нn — определяемая проектная отметка; Нn-1 - известная проектная отметка

предыдущей точки; i - проектный уклон; d - горизонтальное расстояние (заложение)

между точкой, в которой определяется отметка, и предыдущей.

Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу 2 проектных отметок.

По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную

(красную) линию наносят на профиль.

3) Графоаналитический способ. Координаты одних точек снимают с плана графически, а координаты остальных точек по этим координатам вычисляют. Например, для разбивки улицы населенного пункта координаты угла одного здания определяют графически, а координаты других вычисляют, так чтобы все они оказались на одной прямой.

Наши рекомендации