Геополитическое положение и его оценка
Под геополитическим положением (ГП) нами понимается как положение России на политической карте мира вообще, так и положение относительно соседних стран с разными политическими режимами и разной военно-политической ориентацией, которые влияют (или могут влиять) на политическое и экономическое развитие нашей страны и ее безопасность.
Понятие ГП состоит из двух взаимосвязанных компонентов – политико-географического положения (ПГП) и военно-географического положения (ВГП). ПГП России есть положение территории нашей страны относительно соседних стран с неодинаковыми формами государственного правления (это могут быть парламентские, президентские и социалистические республики, конституционные монархии) и разной степенью политической стабильности (политически стабильные государства с высоким уровнем развития демократии, слабые и неустойчивые политические режимы с зачаточными и внешностными проявлениями демократии, авторитарные политические режимы).
ВГП России есть положение территории нашей страны относительно отдельных стран, обладающих глобальной военной мощью, или межгосударственных военно-политических объединений (военно-политических блоков).
В целом современное ГП России резко ухудшилось по сравнению с ГП СССР, о чем свидетельствуют приводимые ниже фактические данные.
Во-первых, значительная часть новой пограничной линии России не прошла необходимого международно-правового оформления и по существу не имеет статуса государственной границы, так как не делимитирована и не демаркирована. Государственная граница нашей страны эффективно охраняется лишь на тех участках, которые совпадают с бывшей границей СССР.
Общепризнанно то, что государственная граница СССР находилась «на замке» (причем, это обстоятельство вызывало критику по поводу излишней «закрытости» государства). Теперь же протяженные участки новой государственной границы России чересчур «открыты» для нелегального доступа в нашу страну, и это подрывает ее геополитический статус мировой державы.
Во-вторых, геополитический статус России как мировой державы ослабляют неразрешенные пограничные проблемы с сопредельными странами. Причем, к существовавшим в советский период межгосударственным территориальным проблемам сегодня добавились новые нерешенные проблемы.
Старой территориальной проблемой в отношениях с Норвегией является неразграниченность континентального шельфа в Баренцевом море. Норвегия предлагает сдвинуть государственную границу России в Баренцевом море на восток и включить под свою юрисдикцию значительную акваторию.
Япония претендует на два южных острова Большой Курильской гряды (Итуру́п и Кунаши́р) и на все острова Малой Курильской гряды (Шикота́н, Полонского, Зеленый, Юрий, Танфильева и Анучина). Все эти острова находятся в Сахалинской области России. Общая площадь российских островов, на которые предъявляет претензии Япония, составляет 8,6 тыс. км.2
Определенные противоречия в вопросе определения линии государственной границы в Беринговом море имеются между Россией и США.
Кратко опишем новые территориальные проблемы, возникшие в постсоветский период. Так, до сих пор не проведено согласованное международно-правовое оформление стыка морских границ России, Финляндии и Эстонии в Финском заливе. Между Россией и Эстонией не разграничена акватория Нарвского и Финского заливов. Кроме того, Эстония предъявила России территориальные претензии на Печо́рский район Псковской области и часть Ки́нгисеппского района Ленинградской области. Общая площадь территории России, на которую претендовала Эстония, составляет 2,3 тыс. км.2
Латвия выдвигала территориальные претензии к России на Пыталовский и Палкинский районы Псковской области. Общая площадь территории России, на которую претендовала Латвия, составляет 1,6 тыс. км.2
Несмотря на то, что государственная граница между Литвой и Россией демаркирована, сохраняются разногласия о прохождении этой границы в окрестностях озера Виштитис, на Куршской косе и около города Советска.
Точно не установлена государственная граница России и Украины. С украинской стороны возникают вопросы по поводу передачи из состава Украинской ССР в состав РСФСР в 30-е годы XX в. восточной части Донбасса и части побережья Азовского моря (с городами Таганрог, Азов), а также западных районов нынешней Брянской области (с городами Новозыбков, Стародуб), которые в царское время относились к Черниговской губернии.
Между Россией и Украиной сохраняются определенные разногласия о статусе города Севастополя.[17] Спорным является вопрос о прохождении линии государственной границы в акватории Азовского моря и Керченского пролива. Россия предлагает считать их внутренним морским пространством России и Украины. Но Украина настаивает на разделе акватории Азовского моря и на своей юрисдикции над островом Тузла и единственным в Керченском проливе Керчь-Еника́льским судоходным фарватером.
До 1925 г. нынешний остров Тузла представлял собой многокилометровую косу, соединявшуюся с Таманским полуостровом России. Но в этом году в основании косы Тузлы был прорыт мелководный канал для прохождения рыбацких лодок, и коса превратилась в искусственный остров. В 1941 г. административная граница РСФСР между Краснодарским краем и Крымской АССР была изменена. Искусственно созданный остров Тузла был передан из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР, входившей в РСФСР. В 1945 г. Крымскую АССР преобразовали в Крымскую область, которую в 1954 г. передали из РСФСР в состав Украинской ССР.
Таким образом, недальновидные политико-правовые решения, принятые Президиумом Верховного Совета РСФСР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, привели в настоящее время к тому, что примерно 70% акватории Азовского моря и Керчь-Еникальский морской фарватер де-юре оказались за пределами российских границ.
В-третьих, вдоль границы России или в непосредственной близости от нее располагаются зоны «замороженных» военно-политических конфликтов (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах). К зонам этих конфликтов локализованы «непризнанные государства», провозгласившие свою независимость после развала СССР на территориях бывших союзных республик (Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика). В государствах Средней Азии насчитывается 19 проблемных зон, связанных с территориальными спорами. Полностью не устранены последствия войны в Таджикистане, через территорию которого проходит международный наркотрафик.
Военно-политическая «дуга нестабильности», оконтуривающая Россию с западной и южной стороны, наличие очагов затухающих или вялотекущих вооруженных конфликтов внутри самой России (Северная Осетия-Алания и Ингушетия, Чечня, некоторые территории в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, где действуют подпольные ваххабитские организации) – факторы, дестабилизирующие общественно-политическую обстановку в нашей стране и снижающие ее геополитический престиж.
В-четвертых, серьезной геополитической проблемой современной России является продвижение военно-политического блока НАТО на восток, к границам нашей страны. Предыстория этой острой проблемы такова.
Ко времени окончания «холодной войны» СССР вывел свои войска из стран социалистического лагеря Восточной Европы (Германской Демократической Республики, или ГДР, Польши, Венгрии и Чехословакии), однако США сохранили крупную группировку вооруженных сил в Федеративной Республике Германии (ФРГ) и военные базы в других европейских странах.
После упразднения СССР был распущен мощный военно-политический блок социалистических стран – Организация Варшавского договора (ОВД). Однако противостоявший ОВД военно-политический блок НАТО не только не распустился в виду отсутствия прежней «советской военной угрозы», но и значительно расширился за счет принятия в свой состав новых государств.
В результате вступления в НАТО бывших советских республик Прибалтики (Эстонии, Латвии и Литвы) и стран, бывших членов ОВД (Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии),[18] военно-политическое положение России резко ухудшилось. Вооруженные силы и военная инфраструктура бывших членов ОВД теперь стали натовскими. В частности, боевой состав сухопутных войск НАТО увеличился на 20%, а военно-воздушных сил – на 15%. Потенциал военно-морских сил НАТО на Балтийском море повысился на 20%. Военно-морские силы стран НАТО получили возможность использовать польские, литовские, латвийские и эстонские базы, что привело к снижению оперативной маневренности Балтийского флота России.
Глубина зоны ответственности НАТО в восточном направлении увеличилась почти на 750 км. За счет уменьшения существовавшей в советское время «буферной зоны» заметно сократился период стратегического предупреждения в случае внезапного нападения на Россию. Глубина ударов тактической авиации НАТО ныне достигла рубежей Смоленска и Курска.
Если СССР граничил по суше лишь с двумя натовскими государствами (Норвегией и Турцией), то нынешняя Россия граничит с пятью натовскими государствами (Норвегией, Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией). В случае размещения натовских баз в Эстонии, военная инфраструктура НАТО будет развернута в непосредственной близости (в 115-120 км) от Санкт-Петербурга.
Происходящее в настоящее время размещение военных баз США в Румынии и Болгарии уже в ближайшей перспективе негативно отразится на оперативной маневренности Черноморского флота России и ослабит военно-политические позиции России на Кавказе, в Крыму и Приднестровье.
В случае вероятного вступления в НАТО Украины Россия окажется в крайне неблагоприятной геополитической ситуации. В зоне теоретического соприкосновения с войсками НАТО могут оказаться нынешние приграничные, а совсем еще недавно глубинные области России (Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская и Ростовская). При реализации данного геополитического сценария, ситуация на южных рубежах Европейской России станет сопоставимой с той, которая доминировала здесь в XVI-XVII вв.
В 90-е гг. XX в. в России тиражировались идеи, призванные завуалировать отрицательные геополитические последствия расширения блока НАТО на восток и приближения его к нашим границам. В частности, утверждалось, что приближение НАТО к границам России – чуть ли не прогрессивное явление (поскольку в этот блок входят демократические страны, то к России приближается демократия). Но реальная польза для России была бы в том случае, если бы демократия приближалась к ее границам не с армадой новейшего вооружения, а с добротными и дешевыми товарами, взаимовыгодными банковскими, инвестиционными и научно-техническими предложениями.
В-пятых, в результате развала СССР произошло разделение русского народа государственными границами. За пределами России оказалось до 25-30 млн русских людей – беспрецедентный случай за всю 1000-летнюю истории российской государственности. В новых независимых государствах, особенно в Прибалтике, проводится политика по дискриминации русскоязычного меньшинства (отказ в праве на получение гражданства, а значит и в праве на участие в выборах, искусственные препятствия в использовании русского языка). На Украине и в Молдавии ограничивается применение русского языка, которым пользуется подавляющая часть жителей этих стран. В Казахстане ущемляются права уральских и семиреченских казаков, оказавшихся после развала СССР на территории иностранного государства. Все эти национальные и языковые проблемы в сопредельных странах, связанные с нарушением или игнорированием прав русскоязычного населения, также негативно сказываются на современном геополитическом облике России.
В целом, в постсоветское время произошло резкое снижение потенциала России и ее глобальной геополитической роли. По причине разрыва традиционных экономических связей с бывшими союзными республиками и странами Восточной Европы, затяжного экономического кризиса, ослабления боеспособности армии и силовых структур, снижения черты бедности, низкого уровня пенсионного обеспечения и высокого уровня безработицы, падения рождаемости и увеличения смертности населения, сокращения продолжительности жизни, в конце XX в. Россия утратила статус сверхдержавы.
В этот тяжелый для нашей страны исторический период в вузовской географической литературе появились издания, авторы которых стремились обосновать процесс территориального раздробления России и образования на ее месте новых независимых государств. Так, в учебном пособии Е.М. Ковалёва (1995), изданном при поддержке фонда Дж. Сороса, обосновывается «идея» сокращения территории России до границ так называемой «минимальной России» тем, что на огромных пространствах России способны раствориться без ощутимого эффекта любые инвестиции.[19] Но при этом автор не объясняет, почему подобные инвестиции «не растворяются» на огромных территориях таких стран как Канада, КНР или США.
Е.М. Ковалёв (1995) утверждает: «Российская Федерация как складывающийся государственный организм возможна только ценою «жертвы» большей части территории и сохранения ресурсов, ныне расходуемых на реализацию мифологемы «великая держава» (С. 437). Идея «жертвенности» России во имя собственного блага нашла выражение в том, что Е.М. Ковалёв предлагает отсоединить от территории «минимальной России» огромные пространства, расположенные к югу от Воронежа и к востоку от Норильска.
Ущербность подобной точки зрения, пропагандируемой в учебном пособии для студенческой молодежи, очевидна, ибо на Земном шаре не было и нет государств, которые бы добровольно согласились расстаться с частью собственной территории. Ведь территория – это первейшая основа существования любого государства. Частичное лишение этой основы приводит к подрыву существования государства, а полное лишение – к его исчезновению.
Необходимость территориального раздробления России (вероятно, по уже апробированному сценарию развала СССР) подкрепляется «заботой» автора о сохранении ресурсов для развития сюрреалистической модели «минимальной России». При этом студентам не объясняется, какими богатейшими природными ресурсами располагают восточные и южные регионы, «предложенные» для отчленения от России. Не разъясняется и такой существенно важный момент: на предложенных к отделению территориях в будущем, при более высоком уровне развития науки и техники, вполне могут быть найдены новые природные ресурсы. С потерей территории страна лишается и не разведанных еще природных ресурсов (как это случилось после вынужденной продажи США в 1867 г. Северо-Американских владений России).[20]
В настоящее время предпринимаются меры по оздоровлению российской экономики, развитию инфраструктурного комплекса, повышению материального благосостояния населения, модернизации вооруженных сил.
Превалировавшие на постсоветском пространстве дезинтеграционные экономические и военно-политические процессы постепенно сменяются интеграционными процессами. Укрепляется Евразийское экономическое сообщество (ЕВРАЗЭС) – международная торгово-экономическая организация, полноправными членами которой сегодня являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Полноправными членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политического содружества государств, охватывающих ныне большую часть постсоветского пространства – являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.[21]
Положительные тенденции, набирающие обороты внутри России и на территории Ближнего Зарубежья, в совокупности должны повлиять на улучшение геополитического положения нашей страны в обозримой перспективе.