Формирование географических представлений
Эмпирические знания, отображающие объекты и явления с их внешней стороны, усваиваются с помощью различных органов чувств. В обучении географии особенно большое значение имеют наглядные образы. По современным научным представлениям, наглядный образ есть единство чувственных и рациональных компонентов. Поэтому отнесение представлений к группе эмпирических знаний в значительной мере условно.
Приемы создания и, следовательно, усвоения представлений имеют ряд особенностей. Они зависят от содержания представлений и условий обучения. Задача учителя географии состоит в том, чтобы создать у школьников необходимый запас как обобщенных, так и единичных географических представлений, обеспечить их полноценный характер, а в дальнейшем использовать накопленные представления в формировании других групп знаний, а также умений и навыков.
Усвоение географических образов — это активный, управляемый учителем процесс. Он может быть осуществлен различными методами и приемами. Перед школьниками нужно поставить цель — научиться рассматривать природные объекты и явления, выделять в них различные стороны и свойства, связывая их каким-либо образом, а затем воспроизводить учебный материал по представлению, не видя объекта или явления.
Важным источником представлений является окружающая среда, местность вокруг школы. В связи с этим большое значение имеет организация наблюдений в природе и за хозяйственной деятельностью населения. Еще один источник представлений — различные наглядные средства обучения, ведь многие объекты отсутствуют в окружающей местности. Особенно велика роль стенных картин, кинофильмов и диафильмов, телевидения, наиболее полно передающих образ местности. Картографические представления возникают с помощью различных карт, в том числе контурных, заполняя которые школьники запоминают относительное расположение одних объектов по сравнению с другими, особенности их очертания, форму.
Таким образом, для успешного усвоения школьниками географических представлений необходимо широко использовать окружающую местность, различные средства наглядности, слово учителя.
Такое использование возможно, если научить учащихся умениям работать с различными наглядными пособиями — описанию картин, кинофильмов, гербарных образцов, наблюдать природу. В процессе наблюдений и описаний учащиеся сначала находят различные части, признаки в предметах и явлениях, затем устанавливают их свойства, особенности, создавая нужный образ. При этом необходимо учитывать, что географические образы служат чувственной основой усвоения многих общих и единичных понятий, так как характерные особенности образа объекта или явления нередко рассматриваются как существенные признаки соответствующего понятия.
Являясь основой понятия, наглядные образы в географии имеют и большое самостоятельное значение. Учащиеся по внешнему виду должны различать предметы, различные территории (местности), природные и экономические явления, если они могут быть представлены в наглядном виде. Вместе с тем на основе ярких и живых образов активнее протекает процесс мышления; живое созерцание часто служит для перехода к теоретическому мышлению.
Таким образом, в процессе создания представлений, особенно обобщенных, можно выделить два этапа. Первый — восприятие объектов и явлений, выделение в них частей и признаков, отбор наиболее существенных из них. На этом этапе обеспечивается их точное и прочное усвоение. Второй этап связан с воспроизведением по памяти или с помощью изображения образов объектов и явлений.
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Одной из основных функций средств обучения является обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний. Это особенно важно в связи с тем, что при изучении физической географии учащиеся встречаются с объектами и явлениями, недоступными для непосредственного восприятия. Кроме того, в реальных предметах, рассматриваемых в естественной среде, нередко трудноразличимы некоторые существенные признаки, и для их выделения необходимо использовать чертежи, схемы, модели и т.д. Наглядные средства обучения служат одним из важнейших источников знаний, работа с которыми развивает познавательные способности школьников, их мышление и речь, помогает им овладеть простейшими методами научных исследований и многими умениями. Поэтому преподавателю географии особенно важно знать и уметь целесообразно применять все средства и возможности наглядного обучения. В наше время учитель географии имеет возможность использовать в своей работе многие технические средства обучения и этот мощный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютерные технологии и др.), который во все возрастающих размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом, нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть, достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения.
Существуют множество видов наглядности, позволяющих преподавателю создать наиболее полный образ изучаемых объектов и явлений:
1. Таблицы – полезны для формирования многих географических понятий, когда большое значение имеет проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и запоминание изучаемого материала.
2. Схемы – создают легко запоминающийся графический образ, помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса.
3. Графика на классной доске – облегчает понимание материала и его запоминание, содействует созданию правильных представлений, способствует формированию понятий.
4. Учебные географические карты – работа с данным видом наглядного пособия позволяет учащимся заменить непосредственное изучение стран и других территорий на поверхности Земли, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами.
Рис. Физическая карта Туркменистана
5. Учебник географии – это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т.д.
6. Учебные картины – формируют у учащихся представления о многих географических объектах и явлениях, не подлежащих в силу удаленности или других причин непосредственному восприятию и наблюдению.
7. Коллекции и модели – используются для создания у учащихся представлений и понятий о многих конкретных предметах, упоминаемых в школьном курсе географии.
8. Географические наблюдения – школьными программами по географии предусмотрены практические работы и наблюдения на местности, которые проводят, как правило, во время экскурсий и на специально оборудованных площадках, с помощью которых непосредственно реализуется принцип наглядности.
9. Экранные пособия. Учебное кино и телевидение – диапозитивы, диафильмы, кино – особый тип иллюстраций, одно из наиболее наглядных средств в обучении географии.
10. Цифровые образовательные ресурсы – направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Компьютер в школе выступает в качестве яркого наглядного средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков географии.
Наглядность вызывает интерес у учащихся к предмету, помогает формированию географических представлений, что благотворным образом сказывается на качестве и уровне знаний школьников. А в качестве закрепления полученных на уроке знаний по какой-либо теме, в домашнее задание, кроме изучения параграфа и опорного конспекта в тетрадях, входит так же работа с контурными картами.