Молекулярные и цитологические основы наследственности

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ 8

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 10

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 12

V.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 31

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39

I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа студентов складывается из нескольких составляющих:

- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами из Интернета, а также проработка конспектов лекций;

- тестовый самоконтроль текущих знаний;

- подготовка к экзамену непосредственно перед ними.

При изучении данного курса рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими указаниями по его изучению; проработать учебный материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной литературе. Обязательным условием закрепления и углублениязнаний является участие студентов в семинарах, подготовка контрольной работы, докладов, написание реферата, а также самостоятельное решение задач и тестов, приведенных как в сборниках, так и учебно-методических комплексах.

Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.

При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие –лишь выявляют взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.

2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.

3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения.

4. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее,при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

5. Необходимо прочитать лекцию перед семинарским или лабораторным занятием по соответствующей теме.

При подготовке к лабораторным занятиям основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал. Для подготовки студентам также необходимо:

- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;

- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

- проработать дополнительную литературу и источники;

- решить задачи и выполнить другие письменные задания.

Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, в соответствии с темами лекций и лабораторных занятий. Рекомендуется чтение учебника не после лекции, а, наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче. Желательно прочитать материал несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком,стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном прочтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевыхвопросах темы. При этом рекомендуется законспектировать неясные вопросы, чтобы задать их преподавателю. При работе с учебником можно составить несколько десятков сложных тестовых заданий, предложив их однокурсникам. Для закрепленияматериала можно попытаться объяснить какой-либо вопрос одному из однокурсников или провести дискуссию в группе на предмет одной из изучаемых тем.

Для лучшего усвоения материала по изучаемому курсу студентам предлагаются тесты разной сложности. В обучающих тестах для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника. Такого типа тесты составлены таким образом, что правильным является не обязательно какой-либо один из предложенных ответов.

Контроль за результатами работы осуществляется в виде ответов на вопросы для самоконтроля. Если в процессе самостоятельной работы возникают затруднения (непонимание отдельных положений дисциплины, трудности в решении задач и др.), студенту следует обратиться за консультацией на кафедру к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе. Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела – это коллоквиум, зачет и экзамен.

Коллоквиум – это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамену, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума.

Экзамен – форма итоговой проверки знаний студентов. Подготовка к коллоквиуму, зачету и экзамену основана на одних и тех же принципах. Однако наиболее ответственным является экзамен.

Для подготовки к каждому семестровому экзамену дается 3-4 дня. В течение этого времени можно только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Следует распределить экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Последний день перед экзаменом целесообразно использовать для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы.

4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена.

5. Шпаргалки лишь отвлекают внимание и создают психологические препятствия для сдачи экзамена.

В целом рекомендации по организации самостоятельной работы –это результат преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов. Все советы апробированы на практике, и соблюдение данных рекомендаций обязательно поможет получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

В ходе самостоятельной работы при изучении дисциплины «Генетика растений и животных» студентам рекомендуется обратить внимание на следующие основные вопросы:

1.Предмет генетики и его место в системе биологических наук. Методы генетики: гибридологический, цитологический, физико-химический, онтогенетический, математический и др. Краткая история развития генетики. Генетика как теоретическая основа селекции и семеноводства.

Изменчивость

Модификационная (паратипическая) изменчивость. Формирование признаков как результатов взаимодействия генотипа и. факторов среды. Норма реакции генотипа. Естественный мутагенез. Физические мутагены. Химические мутагены. Супермутагены. Автомутагены. Мутагены среды. Антимутагены. Множественный аллелизм. Закон гомологических рядов изменчивости Н.И. Вавилова. Использование искусственного мутагенеза в селекции растений.

Гетероплоидия

Митотическая, зиготическая и мейотическая полиплоидия. Колхицин и его использование для получения полиплоидов. Работы Г.В.Карпеченко по созданию Raphanobrassica. Роль амфиплоидии в восстановлении плодовитости отдаленных гибридов. Получение и использование ржано-пшеничных гибридов. Анеуплоидия. Механизм возникновения анеуплоидов. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность. Характер мейоза у гаплоидов. Использование гаплоидии в генетике и селекции.

Отдаленная гибридизация

Значение работ И.В. Мичурина для теории и практики отдаленной гибридизации. Использование полиплоидии и мутагенных факторов для преодоления нескрещиваемости. Бесплодие отдаленных гибридов, его причины и способы преодоления Особенности формы образования в потомстве отдаленных гибридов.

Инбридинг и гетерозис

Система самонесовместимости у высших растений. Гаметофитная, спорофитная и гетероморфная несовместимость. Использование несовместимости в селекции растений. Селективное оплодотворение.

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

1. Понятие о наследственности и изменчивости.

2. Предмет генетики.

3. Место генетики в системе биологических наук; её методы.

4. Этапы развития генетики.

5. Роль ядра и цитоплазмы в сохранении и передаче наследственной

6. информации.

7. Хромосомы - материальная основа наследственности.

8. Митоз как основа бесполого размножения.

9. Спорогенез, гаметогенез и оплодотворение у покрытосеменных растений.

10. Доминантность и рецессивность. Единообразие гибридов первого поколения.

11. Расщепление и чистота гамет. Гомозиготность и гетерозиготность.

12. Закон независимого комбинирования признаков.

13. Понятие о генотипе и фенотипе.

14. Плейотропия

15. Комплементарность.

16. Эпистаз.

17. Полимерия. Гены-модификаторы.

18. Хромосомная теория и история ее создания.

19. Механизмы наследования пола.

20. Наследование, сцепленное с полом.

21. Сцепленное наследование и кроссинговер.

22. Нуклеиновые кислоты - наследственный материал вирусов.

23. Трансдукция.

24. Нуклеиновые кислоты - материальный носитель наследственной информации.

25. Репликация. Самокоррекция и репарация ДНК.

26. Транскрипция. Процессинг мРНК.

27. Трансляция.

28. Генетический код.

29. Строение хромосом.

30. Ядерная и цитоплазматическая наследственность. Особенности наследования признаков, контролируемых генами и плазмогенами.

31. Роль самовоспроизводящихся органоидов (пластид, митохондрий) в наследственности.

32. Цитоплазматическая мужская стерильность (ЦМС).

33. Мутации как фактор изменчивости.

34. Индуцированный мутагенез. Физические и химические мутагены.

35. Взаимосвязь наследственности, изменчивости и среды. Модификации.

36. Изменение числа хромосом: гаплоидия, автополиплоидия, аллоплоидия, анеуплоидия.

37. Автоплоидия. Пониженная плодовитость автополиплоидов и методы ее повышения. Использование автополиплоидов в селекции растений.

38. Роль амфидиплоидии в восстановлении плодовитости отдаленных гибридов. Работы Карпеченко по созданию редечно-капустного гибрида. Получение тритикале - ржано-пшеничного амфидиплоида.

39. Межвидовые и межродовые гибриды, их значение в природе и селекции.

40. Трудности скрещивания отдаленных форм, их причины и методы преодоления.

41. Причины пониженной плодовитости и бесплодия отдаленных гибридов.

42. Понятие об инбридинге и аутбридинге. Генетическая сущность инбридинга и его значение в селекции.

43. Несовместимость у высших растений.

44. Гипотезы, объясняющие явление гетерозиса.

45. Онтогенез и его основные этапы.

46. Генетическая программа онтогенеза.

47. Живой организм как саморегулирующаяся система.

48. Понятие о популяциях.

49. Генетическая структура популяций самооплодотворяющихся и перекрестнооплодотворяющихся организмов.

50. Наследование в панмиктических популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

51. Условия прохождения онтогенеза и формирование признаков и свойств организма.

52. Проблемы генной инженерии: Методы выделения и синтеза генов. Значение

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Для оценки самоподготовки студентов даны контрольные задания, включающие основные вопросы общей генетики. Каждое задание состоит из теоретических вопросов и задач по разным темам. В ответе на теоретические вопросы необходимо указать суть данного вопроса, ответ можно сопровождать рисунками, схемами и т.п., обязательно необходимо приводить примеры для иллюстрации объясняемого явления. При решении задач давать полное решение, с указанием фенотипических проявлений всех написанных генотипов.

ВАРИАНТ 1.

1. Митотический цикл и фазы митоза. Генетическая роль митоза.

2. Расщепление по фенотипу и генотипу во втором поколении при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий.

3. Значение анализирующего скрещивания при изучении кроссинговера.

4. Пластидная наследственность. Наследование пестролистности у растений.

5. Представление о прямых и обратных, генеративных и соматических мутациях.

6. Аспарагин - глицин - фенилаланин - пролин - треонин - аминокислоты, последовательно составляющие полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.

7. Если отец глухонемой (рецессивный признак) с белым локоном надо лбом (доминантный признак), мать здорова и не имеет белой пряди, а ребенок родился глухонемой и с белым локоном надо лбом, то можно ли сказать, что он унаследовал эти признаки от отца?

8. При скрещивании кур с розовидным и гороховидным гребнем, все потомство оказалось с ореховидным гребнем. Возвратное скрещивание их с родителями, имеющими розовидный гребень, дало половину потомков с ореховидным гребнем и половину с розовидным. При скрещивании потомков F1 друг с другом помимо уже имеющихся форм гребня в потомстве появились особи с простым листовидным гребнем (примерно 1/16 часть). Как можно это объяснить?

9. У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, однако в присутствии гена I образование пигмента не происходит. Какого потомства следует ожидать от скрещивания коричневой самки с самцом, гетерозиготным по обоим генам?

10. У бронзовых индеек иногда наблюдается дрожание тела. Эта аномалия обусловлена сцепленным с полом рецессивным геном. От скрещивания гетерозиготных по данному гену самцов с аномальными самками получили 44 гибрида. Сколько самцов будет иметь аномалию?

ВАРИАНТ 2

1. Мейоз и образование гамет. Генетическая роль мейоза.

2. Анализирующее скрещивание, анализ типов и соотношения гамет у гибридов.

3. Представление о спонтанных и индуцированных мутациях.

4. Митохондриальная наследственность. Наследование дыхательной недостаточности у дрожжей и нейроспоры.

5. Генные мутации: классификация, примеры.

6. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин-аланин-глицин-лизин-триптофан-валин-серин-глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

7. Скрещиваются две линии норок бежевой и серой окрасок. У гибридов F1 – коричневая окраска меха, в F2 наблюдается расщепление: 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бежевых норок. Как наследуются эти окраски?

8. У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением с белыми шаровидными, дало 38 растений с белыми дисковидными, 36 с белыми сферическими, 13 с желтыми дисковидными и 12 с желтыми сферическими плодами. Определить генотипы родительских растений.

9. От здоровых родителей родился сын, больной гемофилией. Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом. Будет ли второй ребенок этой пары здоров?

10. У лука окрашенность луковицы определяется доминантным геном, неокрашенность – рецессивным. Действие доминантного гена зависит от наличия в генотипе другого доминантного гена I. Скрестили два сорта лука с неокрашенными луковицами: один – доминантный по обоим парам генов, другой – рецессивный. Каковы будут F1 и F2.

.

ВАРИАНТ 3

1. Конъюгация хромосом. Редукция числа хромосом. Генетическая роль митоза и мейоза.

2. Расщепление по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий.

3. Половые хромосомы, гомо- и гетерогаметный пол.

4. Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

5. Нуллисомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность и плодовитость.

6. Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦААГГАG. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

7. У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением такого же фенотипа, дало 28 белых дисковидных, 9 белых сферических, 10 желтых дисковидных и 3 желтых сферических. Определить генотипы родительских растений.

8. У человека мускульная дистрофия зависит от рецессивного гена, сцепленного с полом. Почему болеют только мальчики?

9. У кукурузы пурпурная окраска зерен определяется присутствием в генотипе доминантного гена и отсутствием гена – подавителя, во всех остальных случаях – зерна белые. Какое расщепление будет в F1 в следующих скрещиваниях: а) АаIi × aaii; б) ААii × aaIi ?

10. У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов дает удлиненную форму плодов. Гомозиготное по обоим доминантным генам растение скрещено с рецессивным по обоим парам аллелей растением. Определить F1 и F2

ВАРИАНТ 4

1. Кариотип. Парность хромосом в соматических клетках.

2. Представление об аллелях и их взаимодействиях: полное и неполное доминирование, кодоминирование.

3. Типы хромосомного определения пола.

4. Моносомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность и плодовитость.

5. Закон Харди - Вайнберга, возможности его применения.

6. Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

а) А А Т Ц А Ц Г А Т Ц Ц Т Т Ц Т А Г Г А Г Г;

б) А Т Ц А Т Т Ц Ц Г Г А Т Т Ц Г Г Ц Ц А А Г.

7. У флоксов белая окраска цветов доминирует над кремовой, а плоский венчик – над воронковидным. Растение с белыми воронковидными цветами скрещено с растением с кремовидными плоскими цветами. В потомстве ¼ растений с белыми плоскими, ¼ с белыми воронковидными, ¼ с кремовыми плоскими, ¼ с кремовыми воронковидными цветами. Определить генотипы родительских растений.

8. У земляники наличие усов определяется взаимодействием доминантных генов. При отсутствии любого из них усы не образуются. Дигетерозиготное растение скрещено с гомозиготным по обоим парам рецессивных аллелей. Определить генотип и фенотип потомства.

9. Отсутствие потовых желез передается у людей по наследству как рецессивный признак, сцепленный с полом. Юноша, не страдающий этой аномалией, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать здорова. От этого брака родилось 4 ребенка. Будут ли в этой семье девочки полностью лишенные гена отсутствия потовых желез?

10. У кур рыжую окраску оперения определяет ген А при отсутсвии гена I. Если хоть одно из этих условий не выполняется – окраска белая. Скрестили две породы белых кур: одна имеет оба доминантных гена, другая - оба рецессивных. Каково будет расщепление по окраске оперения в F2.

ВАРИАНТ 5

1. Свойства генетического кода. Доказательства триплетности кода.

2. Закономерности наследования в ди- и полигибридных скрещиваниях, при моногенном контроле каждого признака.

3. Наследование признаков, сцепленных с полом.

4. Плазмидное наследование.

5. Аллополиплоиды. Амфидиплоидия как механизм возникновения плодовитых аллополиплоидов.

6. Какие изменения произойдут в строении белка в кодирующем его участке ДНК – ТААЦАААГААЦАААА, если между 10-м и 11-м нуклеотидами включить цитозин, между 13-м и 14-м - тимин, а на конце прибавить еще один аденин?

7. Признак дальтонизма сцеплен с полом. Женщина, гетерозиготная носительница дальтонизма, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. У них родилось 2 сына и 2 дочери. Сколько среди мальчиков было дальтоников? Какова вероятность рождения больного ребенка?

8. У флоксов белая окраска цветов доминирует над кремовой, а плоский венчик – над воронковидным. Растение с белыми воронковидными цветами скрещено с растением с кремовидными плоскими цветами. В потомстве из 76 растений 37 имели цветы белые плоские, остальные – кремовые плоские. Определить генотипы родительских растений.

9. Первое поколение от скрещивания голубого и желтого волнистых попугайчиков имело зеленую окраску оперения. В F2 получили расщепление: 60 зеленых, 22 желтых, 19 голубых и 5 белых. Каковы генотипы всех фенотипических классов?

10. У собак черную окраску шерсти определяет ген А, коричневую – а, однако в присутствии гена I образование пигмента не происходит. Какого потомства следует ожидать от скрещивания коричневой самки с самцом, гетерозиготным по обоим генам?

ВАРИАНТ 6

1. Строение хромосом: хроматида, хромомеры, эухроматические и гетерохроматические районы хромосом.

2. Закон "чистоты гамет". Гомозиготность и гетерозиготность.

3. Цитологические доказательства кроссинговера.

4. Молекулярная организация хромосом прокариот и эукариот. Компоненты хроматина: ДНК, РНК, гистоны, другие белки. Уровни упаковки хроматина, нуклеосомы.

5. Автополиплоиды, особенности мейоза и характер наследования.

6. Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

а) Т Ц Г Ц Г Т А А Г Ц Т Г Г Ц Т Т А Г Ц Ц Г;

б) Г Ц Ц Т А Г Ц Т Г Ц Ц Г Ц Т Т А Г Т Ц Т Т;

7. От скрещивания устойчивого к головне фуркатного ячменя с восприимчивым к головне Скрещивались две породы тутового шелкопряда, отличающиеся по двум признакам: у одного одноцветные гусеницы плетут желтые коконы, у другого – полосатые плетут белые коконы. В первом поколении все гусеницы были полосатыми с желтыми коконами. В F2 получили расщепление: 2147 полосатых белых, 2099 одноцветных желтых, 691 одноцветных белых и 6385 полосатых желтых. Определить генотипы исходных форм,F1 и F2.

8. Мужчина – дальтоник женился на женщине – носительнице дальтонизма. Можно ли ожидать от них здорового сына?

9. У кукурузы гены, обуславливающие роговидный эндосперм (r) и зеленый цвет проростков (n), расположены в 9 хромосоме. Скрещивали растение с нормальным эндоспермом и зелеными цветом проростков с растением, имеющим роговидный эндосперм и желтые проростки. В F1 выросло 126 растений, в F2212 штук. Сколько растений в F2 будут иметь нормальный эндосперм и желтые проростки?

10. При скрещивании коричневой собаки с белым самцом все щенята были белые. В F2 расщепление: 12⁄16 белых, 3⁄16 черных и 1⁄16 коричневых. Определить генотипы родителей и гибридов.

ВАРИАНТ 7

1. Молекулярная организация хромосом прокариот.

2. Представление Г. Менделя о дискретной наследственности (факториальная гипотеза). Закон независимого наследования генов.

3. Значение работ школы Т. Моргана в изучении сцепленного наследования признаков.

4. Материнский эффект цитоплазмы. Наследование завитка у моллюсков.

5. Геномные изменения: полиплоидия, анеуплоидия. Роль полиплоидии в эволюции и селекции.

6. Один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-аспарагиновая кислота-глицин-треонин-аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-цистеин. Определите и-РНК, управляющую синтезом указаного полипептида.

7. У дурмана пурпурная окраска цветов доминирует над белой, колючая семенная коробочка - над гладкой. Пурпурноцветковое растение с гладкими коробочками скрестили с белоцветковым растением с колючими коробочками. В потомстве оказалось 320 пурпурноцветковых растений с колючими и 312 пурпурноцветковых с гладкими коробочками. Каковы будут генотипы и фенотипы потомков, полученных от скрещивания этих двух типов F1 между собой?

8. При скрещивании зеленых и алых меченосцев в первом поколении все рыбки были кирпично-красной окраски, во втором поколении – 50 кирпично-красных, 5 лимонных, 18 алых и 11 зеленых. Определить генотипы рыб всех окрасок.

9. При скрещивании двух сортов тыквы, имеющих белые и зеленые плоды, F1 также белоплодное, а в F2 получается следующее расщепление: 12 белоплодные, 3 желтоплодные и 1 с зелеными плодами.

10. У кур ген В локализован в Х – хромосоме и отвечает за рябой тип оперения. Этот ген доминантен по отношению к сплошному типу окрашивания. Рябая курочка была спарена с гетерозиготным петухом. Вылупилось 80 цыплят. Сколько стоит ожидать из них курочек со сплошным оперением?

ВАРИАНТ 8

1. Молекулярная организация хромосом эукариот.

2. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании, открытые Г. Менделем.

3. Особенности наследования при сцеплении. Группы сцепления.

4. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, популяционный.

5. Комбинативная изменчивость, механизм ее возникновения, роль в эволюции и селекции.

6. Какими последовательностями нуклеотидов информационной РНК кодируются следующие последовательности аминокислот белка:

а) фенилаланин - пролин - пролин - серин;

б) треонин - триптофан - тирозин - валин;

в) треонин - триптофан - валин - серин.

7. У бронзовых индеек иногда наблюдается дрожание тела. Эта аномалия обусловлена сцепленным с полом рецессивным геном. От скрещивания гетерозиготных по данному гену самцов с аномальными самками получили 44 гибрида. Сколько самцов будет иметь аномалию?

8. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью, черный цвет – над красным. Комолый черный бык скрещивался с комолыми черными коровами. Получено 896 телят, из них 535 черных комолых и 161 красных комолых. Сколько было рогатых телят, какая часть из них красные?

9. У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношеню к гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в зиготе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. Определить окраску зерна, полученного при скрещивании дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой по обоим генам.

10. У люцерны получили следующие данные о наследовании окраски:

Р пурпурные × желтые

F1 зеленые

F2 169 зеленые, 64 пурпурные, 65 желтые,13 белые.

Как наследуется окраска цветов? Каковы генотипы всех форм?

ВАРИАНТ 9

1. Компоненты хроматина: ДНК, РНК, гистоны, другие белки.

2. Цели и принципы генетического анализа. Методы генетического анализа: цитогенетический, генеалогический, популяционный.

3. Кроссинговер. Доказательства происхождения кроссинговера в мейозе.

4. Учение об исходном материале. Центры происхождениякультурных растений по Н.И. Вавилову. Понятие о породе, сорте, штамм:

5. Норма реакции генотипа. Адаптивный характер модификаций.

6. Полипептид состоит из следующих аминокислот: аланин-цистеин-гистидин-лейцин-метионин-тирозин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего эту полипептидную цепь.

7. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, умение владеть преимущественно правой рукой – над «левшой». Голубоглазый «правша» женился на кареглазой «правше». У них двое детей: кареглазый «левша» и голубоглазый «правша». Какова вероятность рождения голубоглазого «левши»?

8. У двудомного растения меландрума наследование пола происходит по такому же типу, как у дрозофил. Рецессивный ген, обуславливающий развитие узких листьев, локализован в Х-хромосоме. Доминируют широкие листья. Гетерозиготные широколиственные растения скрестили с узколистными. Получили 300 гибридов. Сколько мужских растений имели узкие листья?

9. У диких свиней ген В определяет окрашенность по волосу, ген I – подавляет проявление локуса В, и свиньи будут белыми. При скрещивании гомозиготных по обоим доминантным генам свиноматок с окрашенными хряками родились белые поросята. Что следует ожидать при скрещивании гибридов самих на себя?

10. Во 2 поколении от скрещивания коккер - спаниелей желтой и черной масти было получено 46 черных, 13 рыжих, 17 коричневых и 3 желтых щенка. Что можно сказать о наследовании окраски шерсти у собак?

ВАРИАНТ 10

1. Уровни упаковки хроматина, нуклеосомы.

2. Основы гибридологического метода: выбор объекта, отбор материала для скрещиваний, анализ признаков, применение статистического метода

3. Кроссинговер. Доказательства происхождения кроссинговера в митозе.

4. Неаллельные взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерия. Биохимические основы неаллельных взаимодействий.

5. Понятие о наследственной и ненаследственной (модификационной) изменчивости. Формирование признаков как результат взаимодействия генотипа и факторов среды.

6. Одна из цепочек молекул ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: ГТААТААЦЦТТТГАЦГААЦАЦГАТГАТГА

· Постройте комплементарную цепочку молекулы ДНК;

· Сколько аминокислот кодирует данный участок молекулы ДНК;

7. У матери свободная мочка уха (доминантный признак) и гладкий подбородок (рецессивный признак). У сына свободная мочка и ямка на подбородке. У дочери те же признаки, что и у матери. Дедушка со стороны матери имел несвободную мочку уха. Написать генотипы родителей и детей.

8. От скрещивания темных и белых карпов в F1 все потомство было темным, в F2 расщепление; 265 темные:82 стальные: 87 оранжевые и 24 белые. Определить генотипы исходных рыб.

9. При скрещивании коричневой собаки с белым самцом все щенята были белые. В F2 расщепление: 12⁄16 белых, 3⁄16 черных и 1⁄16 коричневых.

10. У собак породы золотой ретривер обнаружена мутация мускульной дистрофии. Мутация является рецессивной и сцеплена с полом. При спаривании здоровой гетерозиготной матки со здоровым кобелем родилось 12 щенков. Сколько самцов помета могли иметь мускульную дистрофию

ВАРИАНТ 11.

1. Митотический цикл и фазы митоза. Генетическая роль митоза.

2. Расщепление по фенотипу и генотипу во втором поколении при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий.

3. Значение анализирующего скрещивания при изучении кроссинговера.

4. Пластидная наследственность. Наследование пестролистности у растений.

5. Представление о прямых и обратных, генеративных и соматических мутациях.

6. Аспарагин - глицин - фенилаланин - пролин - треонин - аминокислоты, последовательно составляющие полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.

7. Если отец глухонемой (рецессивный признак) с белым локоном надо лбом (доминантный признак), мать здорова и не имеет белой пряди, а ребенок родился глухонемой и с белым локоном надо лбом, то можно ли сказать, что он унаследовал эти признаки от отца?

8. При скрещивании кур с розовидным и гороховидным гребнем, все потомство оказалось с ореховидным гребнем. Возвратное скрещивание их с родителями, имеющими розовидный гребень, дало половину потомков с ореховидным гребнем и половину с розовидным. При скрещивании потомков F1 друг с другом помимо уже имеющихся форм гребня в потомстве появились особи с простым листовидным гребнем (примерно 1/16 часть). Как можно это объяснить?

9. У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, однако в присутствии гена I образование пигмента не происходит. Какого потомства следует ожидать от скрещивания коричневой самки с самцом, гетерозиготным по обоим генам?

10. У бронзовых индеек иногда наблюдается дрожание тела. Эта аномалия обусловлена сцепленным с полом рецессивным геном. От скрещивания гетерозиготных по данному гену самцов с аномальными самками получили 44 гибрида. Сколько самцов будет иметь аномалию?

ВАРИАНТ 12

1. Мейоз и образование гамет. Генетическая роль мейоза.

2. Анализирующее скрещивание, анализ типов и соотношения гамет у гибридов.

3. Представление о спонтанных и индуцированных мутациях.

4. Митохондриальная наследственность. Наследование дыхательной недостаточности у дрожжей и нейроспоры.

5. Генные мутации: классификация, примеры.

6. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин-аланин-глицин-лизин-триптофан-валин-серин-глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

7. Скрещиваются две линии норок бежевой и серой окрасок. У гибридов F1 – коричневая окраска меха, в F2 наблюдается расщепление: 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бежевых норок. Как наследуются эти окраски?

8. У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением с белыми шаровидными, дало 38 растений с белыми дисковидными, 36 с белыми сферическими, 13 с желтыми дисковидными и 12 с желтыми сферическими плодами. Определить генотипы родительских растений.

9. От здоровых родителей родился сын, больной гемофилией. Гемофилия – рецессивное заболевание, сцепленное с полом. Будет ли второй ребенок этой пары здоров?

10. У лука окрашенность луковицы определяется доминантным геном, неокрашенность – рецессивным. Действие доминантного гена зависит от наличия в генотипе другого доминантного гена I. Скрестили два сорта лука с неокрашенными луковицами: один – доминантный по обоим парам генов, другой – рецессивный. Каковы будут F1 и F2.

ВАРИАНТ 13

1. Конъюгация хромосом. Редукция числа хромосом. Генетическая роль митоза и мейоза.

2. Расщепление по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий.

3. Половые хромосомы, гомо- и гетерогаметный пол.

4. Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

5. Нуллисомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность и плодовитость.

6. Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦААГГАG. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

7. У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением такого же фенотипа, дало 28 белых дисковидных, 9 белых сферических, 10 желтых дисковидных и 3 желтых сферических. Определить генотипы родительских растений.

8. У человека мускульная дистрофия зависит от рецессивного гена, сцепленного с полом. Почему болеют только мальчики?

9. У кукурузы пурпурная окраска зерен определяется присутствием в генотипе доминантного гена и отсутствием гена – подавителя, во всех остальных случаях – зерна белые. Какое расщепление будет в F1 в следующих скрещиваниях: а) АаIi × aaii; б) ААii × aaIi ?

10. У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов дает удлиненную форму плодов. Гомозиготное по обоим доминантным генам растение скрещено с рецессивным по обоим парам аллелей растением. Определить F1 и F2

ВАРИАНТ 14

1. Кариотип. Парность хромосом в соматических клетках.

2. Представление об аллелях и их взаимодействиях: полное и неполное доминирование, кодоминирование.

3. Типы хромосо

Наши рекомендации