Математический анализ результатов расщепления (Метод хи-квадрат)

Математический метод. Впервые был использован Г. Менделем. Он применил количественный подход к изучению результатов скрещиваний, и, что важно – построил гипотезы, объясняющие полученные результаты.

В настоящее время в генетическом анализе используют методы вариационной статистики.

Их существует огромное множество. Наиболее распространенный метод вариационной статистики: определение средних величин по коэффициенту Стьюдента.

Математический метод незаменим:

- при изучении наследования количественных признаков,

- а также при изучении изменчивости, особенно ненаследственной, или модификационной.

3. Решите задачу: При скрещивании лохмоногого петуха с двумя лохмоногими курами получили: от первой курицы - 79 лохмоногих и 23 голоногих цыпленка, от второй — 48 лохмоногих цыплят. Как наследуется признак? Каковы генотипы кур и петуха? Как можно использовать появившихся голоногих цыплят для дальнейшей работы?

А- ген лохмоногости

а- ген голых лап

F1₁ , F1₂ ?

Решение :

♀ Аа х ♂ Аа

F1₁ : АА, Аа, Аа, аа

♀ АА х ♂ Аа

F1₂ : АА, Аа

наследование признаков по закону расщепления.

Билет

Принцип независимости наследования несцепленных генов. Общая формула расщеплений при независимом наследовании.

Закон независимого наследования признаков

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). Когда скрещивались растения, отличающиеся по нескольким признакам, таким как белые и пурпурные цветы и желтые или зелёные горошины, наследование каждого из признаков следовало первым двум законам и в потомстве они комбинировались таким образом, как будто их наследование происходило независимо друг от друга. Первое поколение после скрещивания обладало доминантным фенотипом по всем признакам. Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были с пурпурными цветами и желтыми горошинами, 3:16 с белыми цветами и желтыми горошинами, 3:16 с пурпурными цветами и зелёными горошинами, 1:16 с белыми цветами и зелёными горошинами.

Генетика и селекция. Определение селекции.

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. Вся генетика подразделяется на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная генетика изучает общие закономерности наследования признаков у лабораторных или модельных видов: вирусов, прокариот, плесневых и дрожжевых грибов, дрозофил, мышей и некоторых других.

К фундаментальной генетике относятся следующие разделы:

– классическая (формальная) генетика,

– цитогенетика,

– молекулярная генетика (в т.ч., генетика ферментов и иммуногенетика),

– генетика мутагенеза (в т. ч., радиационная и химическая генетика),

– эволюционная генетика,

– геномика и эпигеномика,

– генетика индивидуального развития и эпигенетика,

– генетика поведения,

– генетика популяций,

– экологическая генетика (в т.ч., генетическая токсикология),

– математическая генетика.

Прикладная генетика разрабатывает рекомендации для применения генетических знаний в селекции, генной инженерии и других разделах биотехнологий, в деле охраны природы.

1. Гибридологический метод

2. Цитологический метод

3. Цитогенетический метод

4. Популяционно-статистический метод

5. Биохимический метод

6. Математический метод

7. Генеалогический метод

8. Близнецовый метод

9. Онтогенетический метод

Селекция — наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с целью увеличения их продуктивности, повышения устойчивости к болезням, вредителям, приспособления к местным условиям и другое.

От скрещивания растения флокса с белыми воронкообразными цветками с растением, имевшим кремовые блюдцеобразные цветки, получили 96 растений с белыми блюдцеобразнымн цветками. Определите генотипы исходных растений, если известно, что каждый из признаков наследуется по моногенному типу и признаки наследуются независимо. Какие признаки доминантны? Какое расщепление по фенотипу и генотипу вы ожидаете получить в F2 oт этого скрещивания?

Экзаменационный билет 40

1. Взаимодействие неаллельных генов.Многие признаки формируются при участии нескольких неаллельных генов, взаимодействие между которыми отражается на формировании фенотипа. Описаны три основных типа взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз (для качественных признаков) и полимерия (для количественных признаков). В том случае, когда признак появляется только при сочетании двух доминантных аллелей разных генов (например, А и В) их взаимодействие называют комплементарностью, а сами гены комплементарными (дополняющими друг друга). При этом каждый из взаимодействующих неаллельных генов в отсутствии другого не обеспечивает формирования признака. Эпистаз (от греч. epístasis – остановка, препятствие), взаимодействие двух неаллельных (т. е. относящихся к разным локусам) генов, при котором один ген, называемый эпистатичным или геномсупрессором, подавляет действие другого гена, называемого гипостатичным. Гены-супрессоры известны у животных (млекопитающих, птиц, насекомых) и у растений. Полимери́я — взаимодействие неаллельных множественных генов, однонаправленно влияющих на развитие одного и того же признака; степень проявления признака зависит от количества генов.

Наши рекомендации