Наследственная информация в ДНК: (3)
Нуклеиновые кислоты
Наследственная информация в ДНК: (3)
1. +реализуется
- сигнализируется
- +передается
- утилизируется
- + хранится
Наследственную информацию и-РНК: (2)
- +реализует
- хранит
- +переписывает
- утилизирует
- сигнализирует
Полинуклеотидами являются молекулы: (3)
- + нуклеиновых кислот
- аминокислоты
- +РНК
- +ДНК
- белков
Пути переноса генетической информации в природе: (3)
- белок----белок
- +РНК---ДНК----и-РНК ---белок
- +РНК---РНК---белок
- белок----ДНК
- +ДНК---РНК---белок
Основной постулат Крика определяет: (2)
- типы и направления репарации
- типы и направления процессинга
- +типы и направления переноса наследственной информации
- типы и направления сплайсинга
- +типы и направления реализации наследственной информации
В состав молекулы ДНК входят: (3)
- рибоза
- аминокислота
- +дезоксирибоза
- +азотистое основание
- +остаток фосфорной кислоты
Характерно для молекулы РНК: (2)
- +состоит из одной полинуклеотидной цепи
- состоит из двух полинуклеотидных цепей
- состоит из двух полипептидных цепей
- в состав нуклеотида входит тимин
- + в состав нуклеотида входит урацил
Характерно для и-РНК: (2)
- +является матрицей для синтеза белка
- является матрицей для синтеза ДНК
- участвует в репликации
- +является продуктом транскрипции
- участвует в репарации ДНК
Определите, к какому типу нуклеиновой кислоты относится отрезок АГГЦТГГЦТААГЦ: (1)
- + ДНК
- РНК
- т-РНК
- р-РНК
- и-РНК
При соединении двух полинуклеотидных цепей водородные связи образуются между: (1)
- соседними нуклеотидами одной цепи по принципу А-Т, Г-Ц
- соседними нуклеотидами одной цепи по принципу А-Г, Т-Ц
- +нуклеотидами разных цепей по принципу А-Т, Г-Ц
- нуклеотидами разных цепей по принципу А-Г, Т-Ц
- азотистыми основаниями
Антипараллельность цепей ДНК определяется свободными 5’ и 3’концами: (1)
- остатка фосфорной кислоты
- +пентозы
- азотистого основания
- нуклеотида
- водородных связей
Плавление ДНК - это процесс: (1)
- +денатурации
- ренатурации
- разделения цепей ДНК
- восстановления двухцепочечной структуры
- восстановления одноцепочечной структуры
Скорость гибридизации ДНК зависит от: (1)
- количества А-Т нуклеотидных пар
- количества Г-Ц нуклеотидных пар
- +степени комплементарности цепей ДНК
- количества пиримидинов
- количества остатков фосфорной кислоты
Видовая специфичность ДНК зависит от последовательности: (1)
- +нуклеотидов
- белков
- аминокислот
- дезоксирибозы
- РНК
В состав молекулы РНК входят: (3)
- +рибоза
- аминокислота
- дезоксирибоза
- +азотистое основание
- +остаток фосфорной кислоты
Характерно для молекулы ДНК: (2)
- состоит из одной полинуклеотидной цепи
- +состоит из двух полинуклеотидных цепей
- состоит из двух полипептидных цепей
- +в состав нуклеотида входит тимин
- в состав нуклеотида входит урацил
Характерно для т-РНК: (3)
- является матрицей для синтеза белка
- +транспортирует аминокислоты
- +составляет 10% всей РНК клетки
- составляет 90% всей РНК клетки
- +в среднем состоит из 80-100 нуклеотидов
Определите, к какому типу нуклеиновой кислоты относится отрезок АГГЦГУААГЦУУААГ: (3)
- к-РНК
- +р-РНК
- +т-РНК
- а-РНК
- +и-РНК
Водородные связи образуются между: (2)
- +пурином и пиримидином
- пурином и пурином
- +пиримидином и пурином
- одноименными пуриновыми основаниями
- одноименными пиримидиновыми основаниями
А -Т богатые участки ДНК денатурируют быстрее, потому что: (1)
- между ними больше водородных связей
- +между ними меньше водородных связей
- они связаны ковалентной связью
- они связаны пептидной связью
- они имеют одинаковый размер
В состав нуклеиновых кислот входят: (2)
1. водородные основания
2. +азотистые основания
3. кислородные основания
4. +пуриновые основания
5. гистидиновые основания
Нуклеиновые кислоты содержат: (2)
1. керамины
2. +пурины
3. цитрины
4. +пиримидины
5. липины
Компонентами нуклеиновых кислот являются: (2)
1. глюкоза
2. +рибоза
3. рибозим
4. дезоксикарбоза
5. +дезоксирибоза
В структуру нуклеиновых кислот входят: (3)
1. +аденин
2. аминопирин
3. глютамин
4. +гуанин
5. +тимин
Азотистые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот: (3)
1. глюкуронин
2. +урацил
3. +цитозин
4. цистеин
5. +аденин
Функции р-РНК: (2)
1. переписывание наследственной информации с ДНК
2. +участие в биосинтезе белка
3. перенос аминокислот к месту синтеза белка
4. передача наследственной информации
5. +входит в состав рибосом
Функции т-РНК: (2)
1. переписывание наследственной информации с ДНК
2. хранение наследственной информации
3. +перенос аминокислот к месту синтеза белка
4. передача наследственной информации
5. +участие в синтезе белка
Компоненты нуклеотидов: (3)
1. аминокислоты
2. белки
3. +полисахариды
4. +азотистые основания
5. +фосфорная кислота
Характерно для ДНК: (2)
1. +двухцепочечная полинуклеотидная цепь
2. двухцепочечная полипептидная цепь
3. +содержит дезоксирибозу, азотистые основания и фосфорную кислоту
4. содержит рибозу, азотистые основания и фосфорную кислоту
5. содержит гексозу, азотистые основания и фосфорную кислоту
Характерно для РНК: (2)
1. +одноцепочечная полинуклеотидная цепь
2. одноцепочечная полипептидная цепь
3. содержит дезоксирибозу, азотистые основания и фосфорную кислоту
4. +содержит рибозу, азотистые основания и фосфорную кислоту
5. содержит аминокислоты, азотистые основания (У, А, Г, Ц ) и фосфорную кислоту
Цепи ДНК называются: (2)
1. + кодирующая
2. кодоминантная
3. + матричная
4. короткая
5. длинная
Функции промотора: (3)
1. кодирование аминокислот
2. + регуляция активности генов
3. регуляция взаимодействия генов
4. +ускорение транскрипции
5. +замедление транскрипции
Репликация
Фермент топоизомераза: (3)
1. разделяет родительские цепи ДНК
2. разрезает одну из цепей ДНК
3. +дает возможность вращения одной цепи вокруг другой цепи
4. +ослабляет напряжение перед репликационной вилкой
5. +препятствует образованию супервитков перед репликационной вилкой
Фермент геликаза: (1)
1. +разделяет родительские цепи ДНК
2. разрезает одну из цепей ДНК
3. дает возможность вращения одной цепи вокруг другой цепи
4. ослабляет напряжение перед репликационной вилкой
5. препятствует образованию супервитков перед репликационной вилкой
Фермент лигаза: (1)
1. разделяет родительские цепи ДНК
2. разрезает одну из цепей ДНК
3. дает возможность вращения одной цепи вокруг другой цепи
4. ослабляет напряжение перед репликационной вилкой
5. +соединяет вновь образованный фрагмент с предшествующим фрагментом
Фермент ДНК-полимераза: (2)
1. разделяет родительские цепи ДНК
2. разрезает одну из цепей ДНК
3. дает возможность вращения одной цепи вокруг другой цепи
4. +добавляет новые нуклеотиды к дочерной полинуклеотидной цепи
5. +присоединяет очередной нуклеотид к ОН – группе в 3/ -м положении
Функции теломер: (3)
1. +механические
2. +стабилизационные
3. +влияние на экспрессию генов
4. участие в репарации ДНК
5. счетные
Лимит Хейфлика» - это: (1)
1. процесс образования нового теломерного повтора
2. перемещение теломеразы
3. укорочение теломерных концов хромосом
4. прекращение работы теломеразы
5. +зависимость числа клеточных делений от возраста человека
Лигаза необходима: (2)
1. при синтезе лидирующей цепи
2. + при синтезе отстающей цепи
3. + для сшивания фрагментов Оказаки
4. для разъединения водородных связей между цепями ДНК
5. для начала функционирования ДНК-полимеразы
Для теломер характерно: (3)
1. +располагаются на концах хромосом
2. относятся к эухроматиновой структуре хромосом
3. +относятся к гетерохроматиновой структуре хромосом
4. +представляют собой стабильные структуры
5. представляют собой нестабильные структуры
Этапы трансляции: (3)
1. +инициация
2. элиминация
3. +терминация
4. импрегнация
5. +элонгация
Оператор – это: (2)
1. единица репликации
2. промотор и структурные гены
3. +регуляторная последовательность
4. +контролирует включение и выключение оперона
5. контролирует репарацию
Оперон активен, если: (1)
1. белок-репрессор связан с геном-оператором
2. + белок-репрессор связан с индуктором
3. отсутствует индуктор
4. отсутствует ген-оператор
5. ген-оператор не свободен
Определите стоп-кодоны: (2)
1. УУА
2. + УАА
3. УУГ
4. + УАГ
5. УУГ
Функции промотора: (3)
1. связывание со специфическими регуляторными белками
2. +связывание с РНК-полимеразой
3. регуляция структуры гена
4. +регуляция активности гена
5. +регуляция транскрипции
РНК-полимераза: (2)
1. +ключевой фермент транскрипции
2. ключевой фермент трансляции
3. ключевой фермент репликации
4. нуждается в праймере
5. +не нуждается в праймере
Про-и-РНК эукариот: (3)
1. +является предшественником и-РНК
2. содержит цепи в несколько раз короче зрелой м-РНК
3. +содержит цепи в несколько раз длиннее зрелой м-РНК
4. + содержит некодирующие участки – интроны
5. состоит только из экзонов
И-РНК: (4)
1. +образуетсяся в результате транскрипции
2. +у прокариот полицистронная
3. +у эукариот моноцистронная
4. +у про- и эукариот не содержит интроны
5. у эукариот содержит интроны.
Транскрипция - это: (2)
1. +матричный процесс
2. репарационный процесс
3. +основана на принципе комплементарности азотистых оснований ДНК и РНК
4. у прокариот осуществляется под действием одного фермента ДНК-полимеразы
5. у эукариот осуществляется под действием одной РНК-полимеразы
Инициация транскрипции: (3)
1. +это первый этап транскрипции
2. +связывание РНК-полимеразы с промотором
3. +образование первой межнуклеотидной связи
4. постепенное удлинение растущей цепи пре-РНК до окончательного размера
5. окончание транскрипции
Фолдинг - это: (2)
1. +сворачивание пептидной цепи в пространственную структуру
2. сворачивание нуклеотидной цепи в пространственную структуру
3. +обеспечивается вспомогательными белками-шаперонами
4. обеспечивается белковыми факторами элонгации
5. обеспечивается белковыми факторами терминации трансляции
Инициация трансляции: (2)
1. +сборка активной рибосомы
2. процесс наращивания аминокислотной цепочки
3. распад комплекса рибосома–и-РНК
4. рибосома доходит до бессмысленного кодона
5. +т-РНК, несущая метионин узнает стартовый кодон на м-РНК и связывается с ним
Образование молекулы белка путем соединения аминокислот осуществляется ферментом: (1)
1. аминоацилхолинэстеразой
2. пептидилсинтетазой
3. + пептидилтрансферазой
4. РНК-полимеразой
5. пептидилизомеразой
Ген
Функции гена: (3)
1. один ген – один организм
2. +один ген – один признак
3. +один ген – один белок
4. один ген – одна мутация
5. +один ген – один полипептид
Ген состоит из: (2)
1. конвертируемой последовательности
2. +регуляторной последовательности
3. контактной последовательности
4. +кодируемой последовательности
5. аминокислотной последовательности
Характеристика гена: (3)
1. один ген – один организм
2. +один ген – один признак
3. +один ген – один белок
4. один ген – одна мутация
5. +один ген – один полипептид
Биология клетки
Относятся к эукариотам: (3)
1. бактерии
2. +животные
3. + человек
4. + простейшие
5. сине-зеленые водоросли
На плазмалемме имеются: (2)
1. липопротеиды
2. +гликопротеиды
3. +гликолипиды
4. протеолипиды
5. гликозиды
Липидов: (2)
1. неполярность
2. +полярность
3. осмофильность
4. +гидрофобность
5. гидрофильность
Обеспечивается: (1)
1. индуктором
2. эффектором
3. +рецептором
4. репрессором
5. корепрессором
Клеточный цикл
В метафазе митоза: (1)
1. хроматиды перемещаются к полюсам клетки
2. хромосомы спирализуются
3. хромосомы деспирализуются
4. +хромосомы располагаются на экваторе клетки
5. происходит цитотомия
Интерфаза состоит из: (3)
1. +синтетического периода
2. периода покоя
3. периода выполнения специальных функций
4. +премитотического периода
5. + пресинтетического периода
В профазе митоза: (2)
1. хроматиды перемещаются к полюсам клетки
2. +хромосомы спирализуются
3. хромосомы деспирализуются
4. хромосомы располагаются на экваторе клетки
5. +растворяется ядерная оболочка
В профазе митоза: (2)
1. хроматиды перемещаются к полюсам клетки
2. +хромосомы спирализуются
3. хромосомы деспирализуются
4. хромосомы располагаются на экваторе клетки
5. +растворяется ядерная оболочка
Мутации
Классификация мутаций: (3)
1. + спонтанные
2. антагонистические
3. +индуцированные
4. +генеративные
5. генерализованные
Виды повреждений ДНК: (3)
1. +повреждения оснований
2. утрата цепи РНК
3. +дезаминирование оснований
4. +образование димеров тимина
5. образования дицентриков
Апоптоз - это: (2)
1. + запрограммированная смерть клеток
2. гибель клеток после ожога
3. гибель клеток после травмы органов
4. результат супрессии
5. +физиологическая гибель клеток
Общая генетика
Генетика изучает: (2)
1. индивидуальное развитие особей
2. +закономерности наследственности
3. +закономерности изменчивости
4. строение и функции организмов
5. возникновение жизни на земле
Единообразие: (2)
1. + АА х аа
2. Аа х аа
3. +ААВВ х аавв
4. Аа х Аа
5. АаВв х АаВв
10. Определите генотипы родителей, если в их потомстве (F2) наблюдалось
Условия менделирования: (2)
1. +дискретность
2. полигенность
3. полимерность
4. изменчивость
5. +моногенность
Определение фенотипа: (2)
1. диплоидный набор хромосом, характеризующийся их числом, величиной и формой
2. +совокупность внешних и внутренних признаков организма
3. совокупность всех наследственных факторов
4. совокупность всех генов полученных от родителей
5. +совокупность всех признаков и свойств организма
Генотип - это: (2)
1. +совокупность всех генов, полученных от родителей
2. совокупность внешних и внутренних признаков организма
3. +совокупность всех наследственных факторов
4. совокупность всех признаков и свойств организма
5. диплоидный набор хромосом, характеризующийся их числом, величиной и формой
Пенетрантность – это: (2)
1. когда один ген может обусловить ряд признаков
2. степень выраженности одного и того же варьирующего признака у разных лиц
3. качественный показатель развития признака
4. + количественный показатель развития признака
5. +вероятность проявления признака у разных лиц имеющих ген, контролирующий этот признак
Экспрессивность – это: (2)
1. когда один ген может обусловить ряд признаков
2. +степень выраженности одного и того же варьирующего признака у разных лиц
3. +качественный показатель развития признака
4. количественный показатель развития признака
5. вероятность проявления признака у разных лиц имеющих ген, контролирующий этот признак
Полимерией называется: (1)
1. +взаимодействие генов из разных аллельных пар, но с одинаковым дополняющим друг друга влиянием на признак
2. взаимодействие двух неаллельных доминантных генов с возникновением нового признака (нередко патологического)
3. взаимодействие генов одной аллельной пары с равноценным действием
4. взаимодействие, противоположное комплементарности
5. взаимодействие двух неаллельных генов с подавлением одного гена из одной аллельной пары действия гена из другой аллельный пары
Эпистаз – это: (1)
1. взаимодействие генов из разных аллельных пар с одинаковым дополняющим друг друга влиянием на признак
2. +взаимодействие неаллельных генов, когда происходит подавление одного гена другим
3. взаимодействие 2-х неаллельных доминантных генов с возникновением нового признака
4. взаимодействие неаллельных генов с суммированным действием сходных аллелей
5. взаимодействие неаллельных генов с взаимным дополнением друг друга
Полимерия – это: (2)
1. +взаимодействие генов из разных аллельных пар с одинаковым дополняющим друг друга влиянием на один признак
2. взаимодействие неаллельных генов, когда происходит подавление одного гена другим
3. взаимодействие 2-х неаллельных доминантных генов с возникновением нового признака
4. + взаимодействие неаллельных генов с суммированным действием сходных аллелей
5. взаимодействие неаллельных генов с взаимным дополнением друг друга
41. Человек с генотипом А1 А1 А2 А2 имеет высокий рост, а с генотипом а1 а1 а2 а2 – низкий рост. Найдите варианты генотипов людей среднего роста: (3)
1. +А1 А1 а2 а2
2. +а1 а1 А2 А2
3. а1 а1 а2 А2
4. +А1 а1 А2 а2
5. А1 А1 А2 а2
42. Окраска шерсти кроликов контролируется серией аллельных генов, характеризующихся действием а+ >аch >ch>а. Определите генотипы гималайских кроликов: (2)
1. +аh ah
2. ach ach
3. +ah a
4. ach ah
5. ach a
43. Окраска шерсти кроликов контролируется серией аллельных генов, характеризующихся действием а+ >аch >ch>а. Определите генотипы шиншилловых кроликов: (3)
1. аh ah
2. + ach ach
3. ah a
4. +ach ah
5. +ach a
Множественные аллели: (2)
1. представлены в популяции только двумя аллелями
2. +представлены в популяции более чем двумя аллелями
3. есть только доминантный и рецессивный гены
4. +кроме доминантного и рецессивного генов есть промежуточные аллели, которые по отношению к доминантному ведут себя как рецессивные, а по отношению к рецессивному, как доминантные
5. гены одной аллельной пары равнозначны
Отец здоров, мать является носительницей мутантного гена. Определите вероятность проявления гемофилии у дочерей (А) и сыновей (Б): (2)
1. 25%
2. +50% Б
3. 100%
4. +0% А
5. 75%
50. При скрещивании гомозиготных особей, различающихся по двум парам альтернативных признаков в F1 наблюдается: (2)
1. +доминирование
2. неполное доминирование
3. сверхдоминирование
4. 2АаВв : ААВВ : аавв
5. + АаВв : АаВв : АаВв : АаВв
51. При скрещивании гибридов F1 между собой, в F2 наблюдается промежуточный признак. Определите тип наследования и соотношение фенотипов: (2)
1. доминирование
2. + неполное доминирование
3. сверхдоминирование
4. + 2Аа : АА : аа
5. Аа : Аа : Аа : Аа
52. При дигибридном скрещивании гомозиготных особей в F2 наблюдается: (2)
1. доминирование;
2. единообразие;
3. +расщепление;
4. 2АаВв; ААвв; ааВВ;
5. АаВв; АаВв; АаВв; АаВв;
6. +9 :3:3:1.
Нормальный слух человека контролируется двумя доминантными генами (Е и Д), находящимися в разных парах хромосом. Определите тип взаимодействия и генотипы глухонемых особей: (3)
1. доминирование
2. + комплементарность
3. ЕеДд
4. + ееДД
5. + ЕЕдд
54. Группы крови АВО системы человека кодируются двумя доминантными IА , IВ
и рецессивным Iо аллелями. Определите генотип лиц, имеющих 1V группу крови и тип взаимодействия аллелей: (3)
1. +кодоминирование
2. аллельный импритинг
3. + множественный аллелизм
4. IА IА
5. + IАIВ
Онкогенетика
Фармакогенетика
Популяционная генетика
Инбридинг - это: (3)
1. неродственный брак
2. + близкородственный брак
3. + брак между кровными родственниками
4. + положительный ассортативный брак
5. отрицательный ассортативный брак
13. Популяции, имеющие численность от 1500 до 4000 человек, частота родственных браков 80 - 90 %, приток генов из других популяций 1- 2 %, прирост населения 20 % за поколение, это: (1)
- изоляты
2. +демы
- менделевские популяции
- идеальные популяции
- большие популяции
Спариванием: (3)
1. неродственных особей
2. +родственных особей
3. +особей в изолированных популяциях
4. +особей со сходным генотипом
5. особей из различных популяций
Типы популяций: (3)
1. дарвиновские
2. + менделевские
3. + панмиксные
4. простые
5. + изолированные
Популяции делятся на: (3)
1. простые
2. + большие
3. сложные
4. + изолированные
5. + идеальные
Медицинская генетика
Характеризуются: (3)
1. увеличением массы при рождении
2. + снижением массы при рождении
3. + множественными пороками развития
4. повышенной жизнеспособностью
5. + снижением жизнеспособности
Амниоцентез - это: (1)
1. исследование полового хроматина
2. составление идиограммы
3. исследование активности ферментов
4. определение типа наследования
5. +исследование амниотической жидкости клеток плода
Тельце Барра - это: (3)
1. +половой Х-хроматин
2. половой У-хроматин
3. + барабанные палочки в нейтрофилах
4. +инактивированная Х-хромосома
5. инактивированная У-хромосома
Биохимические методы: (3)
1. +позволяют определить дефект обмена веществ
2. позволяют определить изменение структуры хромосом
3. +используются в скрининговых программах
4. +применяются в выявлении гетерозиготного носительства патологического гена
5. используются в пренатальной диагностике хромосомных болезней
Скрининг программы: (3)
1. это первичная профилактика наследственных заболеваний
2. +это вторичная профилактика наследственной патологии
3. направлены на предотвращение рождения ребенка с наследственнной патологией
4. +направлены на предотвращение клинических проявлений у лиц с наследственной патологией
5. +бывает массовой (или тотальной) и селективной
Показания для МГК: (3)
- аутбридинг
- +близкородственные браки (инбридинг)
- +воздействие тератогенов в первые 3 месяца беременности
- воздействие тератогенов в последние 3 месяца беременности
- +наличие в семье больного с наследственной патологией
Основы фармакогенетики
1. Генетический контроль реакций организма на прием лекарств(4):
А) Хромосомный
Б) +Моногенный
В) +Полигенный (мультифакторный)
Г) +Осуществляется одной парой генов
Д) +Осуществляется многими генами
2. Моногенный контроль метаболизма характерен для (3):
А) Варфарина
Б) +Изониазида
В) Барбитуратов
Г) +Суксаметония
Д) +Галотана
3. В основе индивидуальности реакций организма на лекарственные препараты лежат (2):
А) Факторы среды
Б) +Генетические факторы
В) Негенетические факторы: рост, интеллект
Г) +Негенетические факторы:пол, возраст, физиологические особенности
Д) Абиотические факторы
4. Изониазид(2):
А) Гипотензивный препарат
Б) Миорелаксант
В) +Противотуберкулезный препарат
Г) Разрушается псевдохолинэстеразой
Д) +Разрушается ацентилтрансферазой
Нуклеиновые кислоты
Наследственная информация в ДНК: (3)
1. +реализуется
- сигнализируется
- +передается
- утилизируется
- + хранится