Врождённые пороки развития: определение, частота встречаемости, причины и механизмы возникновения. Примеры
ВПР - это стойкое структурное, морфологическое изменение органа, системы органов или всего организма, выходящее за пределы вариаций их строения и сопровождающееся нарушением функции. По данным ВОЗ популяционная частота ВПР по разным странам колеблется от 2,7% до 16,3%, составляя в России около 3%. В нашей стране ежегодно появляются на свет около 45000 новорожденных с ВПР, а общее число больных с ВПР составляет 1,3- 1,5 млн. В последние 15 - 20 лет наблюдается некоторый рост частоты ВПР, что обусловлено:
1) ростом загрязненности окружающей среды мутагенными и тератогенными веществами,
2) увеличением частоты и длительности контактов населения с источниками ионизирующей радиации и химическими мутагенами, достаточно широко применяемыми в современной промышленности и сельском хозяйстве
3) отсутствием жесткого контроля на мутагенность и тератогенность новых химических соединений, включая и лекарственные препараты
4) сохранением в 1 триместре практически любой беременности, протекающей с угрозой прерывания.
ВПР можно классифицировать:
1) по частоте встречаемости: распространенные (частота превышает 1 на 1000 новорожденных), умеренно частые (частота 0,01- 0,99 на 1000 новорожденных), очень редкие (частота менее 0,01 на 1000 новорожденных). Наиболее часто ВПР наблюдаются в сердечно-сосудистой системе и ЦНС.
2) по проявлению: изолированные (в одном органе) и множественные (в 2 и более органах).
3) по тяжести проявления: летальные (смерть больного до репродуктивного возраста, обычно сразу после рождения), средней тяжести (не угрожающие жизни, но требующие оперативного вмешательства, по медицинским или косметическим показаниям) и малые аномалии развития (стигма дизэмбриогенеза). Малые аномалии развития - это стойкие морфологические изменения органа, выходящие за пределы вариаций строения, но не нарушающие функции данного органа и не обезображивающие индивида.
По этиологии, то есть по причине возникновения, различают ВПР
1) моногенные, то есть порок развития обусловлен мутацией одного гена, – 6% всех ВПР. Примером пороков из этой группы является синдром Холта-Орама. Для этого синдрома характерно сочетание любого порока развития верхней конечности (чаще страдает левая рука) с любым ВПР сердца. Интеллект не нарушен. Тип наследования заболевания: аутосомно-доминантный.
2) хромосомные, то есть ВПР связаны с изменением количества или нарушением строения хромосом, - 5% всех ВПР. Примером пороков из этой группы являются пороки при синдроме Дауна и др.
3) мультифакториальные, то есть ВПР обусловленные взаимодействием определённых аллелей ряда генов (гены предрасположенности) с тератогенами, - 83% всех ВПР. Примером пороков из данной группы являются пороки, обусловленные курением матери во время беременности. При наличии в генотипе плода генов предрасположенности никотин приводит к формированию ВПР сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, расщелины губы и твёрдого нёба, косолапости. Курение матери во время беременности повышает риск развития у ребёнка раковых заболеваний. Даже пассивное курение матери сдвигает спектр мутаций у новорождённых в сторону делеций, характерных для детских лейкемий и лимфом. Неблагоприятные эффекты курения матери сказываются на поведенческое и неврологическое развитие детей до 1-2 лет жизни.
4) экзогенные, то есть ВПР обусловленные исключительно тератогенным воздействием, - 6% всех ВПР. Примером пороков из этой группы являются ВПР при синдроме краснушного поражения плода.
Установлена связь между возрастом матери и определенными типами ВПР. Так у детей, родившихся от юных матерей (возраст менее 19 лет) чаще выявляются ВПР опорно - двигательного аппарата и органов дыхания, а также с-м Шерешевского-Тернера. У матерей же старше 35 лет увеличено число детей с с-м Дауна и пороками развития ЦНС.
Кроме того, ВПР с биологической точки зрения принято подразделять на: 1) гаметопатии, обусловленные генными и хромосомными мутациями в половых клетках, а в ряде случаев и “перезреванием” гамет. Под этим термином понимают изменения в гаметах, происшедшие от момента их полного созревания до момента образования зиготы. В основе “перезревания“ лежит десинхронизация процессов овуляции и оплодотворения. Выделяют “перезревание“ интрафолликулярное (связанное с гормональными расстройствами, н-р, в преклимактерическом периоде) и экстрафолликулярное (нарушение проходимости маточных труб, недостаточная подвижность сперматозоидов и др.). Предполагают, что основным результатом “перезревания” является нерасхождение хромосом, что ведет к различным анеуплоидиям.
2) бластопатии, обусловленные поражением бластоцисты. Следствием бластопатий являются двойниковые пороки (сиамские близнецы), циклопия, сирингомиелия, мозаичные формы хромосомных болезней.
3) эмбриопатии, т. е. нарушение развития эмбриона (с 15 дня после оплодотворения до конца 8-й недели внутриутробного развития). В этот период возникает 90% всех ВПР. В основе всех эмбриопатий лежат процессы нарушения размножения, миграции и дифференцировки клеток. Нарушение клеточного размножения (снижение митотической активности вплоть до полной остановки) приводит к гипоплазии, либо аплазии органа, в ряде случаев к дизрафии (незаращение эмбриональной щели), н-р расщелины верхней губы и твёрдого неба. Результат нарушенной миграции - агенезия (полное врождённое отсутствие органа) или гетеротопия (наличие клеток, тканей или участков органа в другом органе или в тех зонах органа, где в норме их не должно быть). Исходы нарушенной клеточной дифференцировки - спонтанные аборты, агенезия, персистенция эмбриональных структур (у человека существуют около 400 эмбриональных тканей и структур, которые затем в норме исчезают).
4. фетопатии, возникающие в период от 9-й недели внутриутробного развития до родов. В эту группу включают повреждения плода, обусловленные интоксикацией матери (инфекционная, диабетическая, алкогольная фетопатии).
Алкогольная фетопатия клинически проявляется алкогольным синдромом плода: микроцефалия (уменьшение размеров головы более чем на 10% от возрастной нормы), узкие глазные щели, уплощение лица, пренатальная гипотрофия (уменьшение массы тела), умственная отсталость.
Считается, что около 5% всех ВПР обусловлены пренатальным воздействием алкоголя. Патогенетические механизмы алкогольного тератогенеза не до конца выяснены, но установлены нарушения процессов миграции нейронов в коре головного мозга под влиянием алкоголя. Последствия даже умеренного пренатального воздействия алкоголя проявляются у ребёнка в психопатологических реакциях вплоть до 6-7 лет (нарушения сна, гиперактивность с нарушением поведения (агрессивность, невнимательность, непослушание и др)).