Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц
(грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют
перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».

2. Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв,
хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

3. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения.
Аист большой, а соловей ....

У аиста длинная шея, а у кукушки ....

У соловья серая грудка, а у ласточки .... Аист белый, а грач ....

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Кукушка (какая?) пестрая,.... Грач черный,... .

Аист важный............................................................ Ласточка быстрокрылая, ... .

Перелетные птицы весной (что делают?)... . Перелетные птицы осенью (что делают?)... .

5. Упражнение «Скажи одним словом»:Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым).У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют ... (длиннохвостой).

6. Упражнение «Рассмотри и назови»:Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда
он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рас­
смотри Ванины фотографии и отгадай, каких птиц он фотографировал.

Составь предложения по образцу: «На этой фотографии ласточкино крыло».

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

7. Упражнение «Исправь ошибки»:Рассмотри картинки. Послушай предложения и ис­правь ошибки.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Аист улетает из поля. (С) Аист прилетает с поля. (Улетает)

Скворец вылетел от скворечника. (Из) Скворец влетает из скворечника. (Вылетает)

8. Упражнение «Нелепицы»:Послушай предложения. Расскажи, чего не бывает. А как
должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда.

Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.

9. Игровое упражнение «Танины марки».Таня коллекционирует марки. В ее коллек­ции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линия­
ми между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы?
Обведи линиями синего цвета марки с изображениями зимующих птиц, зеленого —
перелетных, а красного — домашних.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

10. Весной к дому, где жили Таня и Ваня, прилетали птицы. Ребята наблюдали за ними, а Ваня фотографировал их. Упражнение «Считай и называй»:Помоги ребятам посчи­тать сфотографированных птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (Ваня сфотографировал одного аиста, пять соловьев и т.д.)

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

11. Послушай сказку. Рассмотри картинки. Правильно ли они расположены? Пронумеруй рисунки по порядку. Перескажи эту историю.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появил­ся росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и гово­рит: « Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».

Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти1

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут ле­тит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru



Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


Тема: ВЕСНА

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить и назвать времена года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года. Понаблюдать вместе с ребенком за весенними изменениями в природе.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru



Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


2. Познакомить ребенка с названиями весенних месяцев.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


3. Рассмотри картинки с изображениями зимы и весны. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой по образцу: Зимой солце тусклое, а весной яркое.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru



Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Назови как можно больше слов-признаков; слов-действий.

а) Весна (какая?) — ранняя, теплая, долгожданная.
Солнце (какое?) — ....

Почки (какие?) — .... Листья (какие?) — ....

б) Солнце весной (что делает?) — греет, припекает, ласкает, согревает.

Листья на деревьях (что делают?) — .... Ручьи (что делают?) — ....


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

5. Рассмотри картинки. Объясни значение сло­ва «ледоход». Прого­вори это слово по сло­гам.

6. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения.

Зимой снег чистый, а весной — .... Зимой солнце тусклое, а весной — ....

Зимой дни холодные, а весной — .... Зимой погода часто пасмурная, а весной — ....

7. Упражнение «Увидели, не увидели»:Таня и Ваня гуляли в парке. Нарисуй в таблицу
предметы, которые они там увидели. Закончи предложения по образцу. (Дети увиде­ли три скворечника, а не заметили пять скворечников.)


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

8. Назови цветы, которые весной появляются пер­выми. Как, ты думаешь, почему их называют
первоцветами?

9. Рассказать ребенку, для кого делают сквореч­ники, как и из чего их делают.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

10. Упражнение «Прятки»:

Какие предметы спрятаны на картинке? Назови их и обве­ди по контуру цветными ка­рандашами. Как люди ис­пользуют весной эти пред­меты?

11. Упражнение «Назови ласково»:Назови каждый предмет из предыдущего упражне­ния ласково.

12. Упражнение «Нелепицы»:Рассмотри картинку. Скажи, чего не бывает весной.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: МЕБЕЛЬ

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями предметов мебе­ли и попросить показать следующие части: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы,
спинки, ящики, столешницы, полки. Закрепить в словаре обобщающее понятие «мебель».

2. Попросить ребенка назвать мебель для кухни, спальни, гостиной, кабинета.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

3. Познакомить ребенка с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


4. Рассказать ребенку о том, кто изготавливает и ремонтирует мебель. Упражнение «Рас­смотри и назови»:Рассмотри рисунок. Назови изображенные предметы. Обведи цвет­ными карандашами предметы, которыми пользуется столяр, ремонтируя мебель.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

В мастерскую к столяру люди несли сломанную мебель. Столяр ремонтировал мебель, и она возвращалась к своим хозяевам. Когда столяра не было в мастерской, мебель раз­говаривала между собой.


5. Упражнение «Что без чего?».Закончи предложения, изменив слова по образцу:

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

6. Упражнение «Из чего— какой?»:А табуретка вспомнила, что когда она была новой,
все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Закончи пред­ложения.

Ножки табуретки из металла. Они (какие?).... Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).... Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?).... Столешница стола из дерева. Она (какая?).... Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)....

7. Упражнение «Назови ласково»:Книжной полке похвастаться было нечем. Но она
вспомнила, что хозяева часто называли ее ласково — полочкой. Назови ласково и дру­гую мебель.

Полка — полочка Стул — .... Шкаф — ....

Кресло — .... Стол — .... Кровать — ....

8. Упражнение «Скажи одним словом»:Закончи предложения.

Стол для газет и журналов называется журнальный.

Стол, за которым обедают, называется .... Стол для компьютера называется ... .

Стол, за которым пишут, называется .... Полка для книг называется ....

Шкаф для одежды называется .... Шкаф для книг называется ....

9. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения.

Шкаф высокий, а тумбочка .... Диван мягкий, а табурет ....

Шкаф большой, а полка .... Кресло мягкое, а стол ....

10. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).

Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)... .

Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?).... Дома люди мебель (что делают?)....

За мебелью люди ухаживают так: (что делают?)....

11. Упражнение «Считай и называй»:Ваня пришел в мебельный магазин. Помоги ему
сосчитать (запиши в кружки или отметь точками количество) и назвать мебель, которую он
там увидел.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

12. Упражнение «Расскажи-ка»:Послушай рассказ. Перескажи его по картинкам.

Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама

вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет слу­жить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерс­кой Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном привезли стол домой, то Ваня пообещал, что больше никогда не будет портить мебель.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru



Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


Тема: ТРАНСПОРТ

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями различного
транспорта и попросить показать по картинкам следующие части: колеса, фары, сиденье, весла, кузов... Закрепить в словаре обобщающее понятие «транспорт».

2. Познакомить ребенка с видами транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

3. Рассказать ребенку о профессиях людей, которые управляют различными видами транс­
порта (пилот, шофер, машинист, капитан, водитель и т.д.).

4. Познакомить ребенка с многозначными словами. Объяснить разницу в значениях этих
слов.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Машины (какие бывают?) — легковые, грузовые, спортивные.... Самолеты (какие бывают?) — .... Поезда (какие бывают?) — ....

Машина (что делает?) — едет, мчится, тормозит, останавливается.... Самолет (что делает?).... Теплоход (что делает?)....

6. Упражнение «Назови одним словом»:Закончи предложения.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) ... (двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)....

Если у машины четыре колеса, она (какая?).... Если у лодки четыре весла, она (какая?)....

7. Упражнение «Считай и называй»:Сосчитай (запиши в кружки или отметь точками ко­личество) и назови транспорт. (Три самолета. И т.д.)

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

8. Обведи картинки по точкам. Назови каждый предмет ласково.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

9. Упражнение «Скажи наоборот»:Закончи предложения:
Поезд длинный, а автобус — ....

Самолет быстрый, а пароход — .... Трамвай тяжелый, а велосипед — ....

10. Рассмотри и назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать: «новый»,
«новая», «новое»? Упражнение «Из чего— какой»:Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — .... Сиденье, обшитое кожей (какое?) — .... Колесо из резины (какое?) — ....

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru

11. Упражнение «Расскажи-ка»:Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай помо­жем ему доехать. Рассмотри план на с. 31 и дополни рассказ взрослого нужными сло­вами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?*

Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (по­ехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объе­хал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (по­езд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэро­порту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (переле­тел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.

* Примечание:Перед началом рассказа рассмотреть наглядный план. Дополняя рас­сказ, ребенок должен самостоятельно выбирать наиболее скоростные виды транс­порта.


Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ - student2.ru


СОДЕРЖАНИЕ

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ................................................................................................... 1

Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ....................................................................................... 5

Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ................................................................................................ 9

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.......................................................................................... 13

Тема: ВЕСНА.......................................................................................................................... 18

Тема: МЕБЕЛЬ....................................................................................................................... 22

Тема: ТРАНСПОРТ.............................................................................................................. 27

Теремкова Н.Э.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 32 с.

ISBN 978-5-296-00658-5

Альбом 3 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной час­тью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различ­ным лексическим темам.

Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и при­влечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.

Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопе­да переписывать домашние задания, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тет­радь. Красочные иллюстрации помогают поддержать интерес ребенка к занятиям.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

ТЕРЕШКОВА НАТАЛЬЯ ЭРНЕСТ ОВНА

учитель-логопед детского сада № 70 ОАО РЖД «Елочка» г. Брянска

Наши рекомендации