Практическое занятие № 1
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Анатомия и физиология человека
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для самостоятельной работы студентов
(II курс, III, IV семестр)
Специальность: 060109 «Сестринское дело»
28.70я723
Р13
Юдина, С.Н. Анатомия и физиология человека [Текст] : рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов (II курс, III, IV семестр), специальность 060109 «Сестринское дело» / авт.-составитель С. Н. Юдина ; ГОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж».- Курган : КБМК, 2009.- 104 с.
Автор-составитель: Юдина Светлана Николаевна – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
Рецензенты: Булатова Тамара Евгеньевна –кандидат биологических наук, доцент кафедр психологии ИПКиПРО.
Кожевников Владимир Иванович – доцент кафедры «Анатомия и физиология человека» Курганского государственного университета, кандидат биологических наук.
Рассмотрено и одобрено на заседании редакционно-издательского совета ИПКиПРО Курганской области. Протокол № 3 от 12 марта 2010 года.
Данное учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология человека» написано по 3 разделам курса в соответствии с Рабочей программой и требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 060109 «Сестринское дело». Рекомендовано в качестве Рабочей тетради с разноуровневыми заданиями.
©Юдина С.Н., 2009
© ГОУ СПО КБМК, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Пояснительная записка……………………………………………………… | ||
1. | Практическое занятие № 1 «Ткани. Эпителиальная ткань. Мышечная ткань»…………………...………………………………………………………. | |
2. | Практическое занятие № 2«Соединительная ткань. Нервная ткань». | |
3. | Практическое занятие № 3 Семинар-практикум: «Структура организма человека»……………………………................................................... | |
4. | Практическое занятие № 4«Внутренняя среда. Кровь, ее состав и свойства. Форменные элементы»….………………………………………….. | |
5. | Практическое занятие № 5 «Группы крови. Свертывание крови. Иммунитет»…………………………………………………………………….. | |
6. | Занятие № 6 Семинар «Кровь. Процесс защиты организма»…………........ | |
7. | Практическое занятие № 7 «Скелет туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка»………………………………………………………………... | |
8. | Практическое занятие № 8«Скелет верхних конечностей. Соединения»………………………………………………………………………….. | |
9. | Практическое занятие № 9 «Скелет нижних конечностей. Таз. Соединения»…………………………………………………………………… | |
10. | Практическое занятие № 10 «Скелет головы. Мышцы головы и шеи»…. | |
11. | Занятие № 11 Семинар «Костная система»…………………………………. | |
12. | Практическое занятие № 12 «Мышцы груди, живота, спины. Топография»………………………………………………………………………. | |
13. | Практическое занятие № 13 «Мышцы верхних конечностей. Топография»…………............................................................................................... | |
14. | Практическое занятие № 14«Мышцы таза и нижних конечностей. Топография»…………………………................................................................. | |
15. | Занятие № 15Семинар«Мышечная система»………………………………. | |
Приложение 1. Тестовые задания по теме: «Структура организма человека»………………………………………………………………………….. | ||
Приложение 2.Тестовые задания по теме: «Кровь. Процесс защиты организма»………………………………………………………………………. | ||
Дополнительная литература……………………………………………….... |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь по дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработана для того, чтобы сформировать у студентов интерес к активной самостоятельной познавательной деятельности, к избранной профессии, повысить качество усвоения дисциплины.
Выполнение студентами практических заданий направлено на обобщение, систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний, на формирование умения применять полученные знания на практике, на развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов, выработку самостоятельности, ответственности.
Рабочая тетрадь для студентов включает методические рекомендации в виде заданий к 15 практическим занятиям по 3 разделам дисциплины «Анатомия и физиология человека». Задания требуют от студентов самостоятельной работы с учебниками, материалами лекций, анатомическим атласом, препаратами, муляжами, планшетами, плакатами, дополнительной литературой и выполнения для самопроверки морфофункциональных задач и тестов.
Содержание Рабочей тетради адаптировано к рабочей программе дисциплины «Анатомия и физиология человека» в среднем специальном учебном заведении в соответствии с ГОСом по специальности «Сестринское дело».
Рабочая тетрадь может быть использована студентами в качестве учебного пособия при изучении дисциплины, при самоподготовке и для самоконтроля, а преподавателями – для обучения студентов и объективного контроля степени усвоения базовых знаний.
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Сейчас в ваших руках рабочая тетрадь по дисциплине «Анатомия и физиология человека». Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможетекачественно подготовиться к практическим занятиям, самостоятельно проверить свои знания. Вам будет легче готовиться к экзаменам.
Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать не только с текстом учебника, материалом лекций, но и с анатомическим атласом, препаратами, муляжами, плакатами. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, еще раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал.
Наиболее трудные задания могут быть выполнены сообща на практических занятиях вместе с преподавателем. Если все задания будут выполнены правильно, вы можете быть уверены в своих знаниях, в отличной сдаче экзамена.
Желаем успеха!
Практическое занятие № 1
Тема: «Ткани. Эпителиальная ткань. Мышечная ткань»
Цель: Знать: основы строения, функции различных видов эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканей.
Уметь:различать на микропрепаратах, слайдах, плакатах разновидности однослойного, многослойного эпителия, желез; волокнистой соединительной ткани, соединительной ткани с особыми свойствами, скелетной соединительной ткани; поперечнополосатую и гладкую мышечные ткани; специальные клетки-нейроны, вспомогательные - нейроглию, а также аксон и дендриты.
Задание № 1
Дайте определение ткани.
______________
Назовите 4 группы тканей ________________
_______
Задание № 2
Заполните по образцу таблицу № 1
Таблица № 1
Эпителиальные ткани
Название | Место расположения | Особенности | Рисунок (схема) с пояснением | |
Строения | Функций | |||
1. Эпителий многослойный: переходный | Мочевыводящие пути | Разная форма кле-ток базаль-ного и апи-кального слоев | При рас-тяжении: а) умень- шение ко-личества слоев, б) изменение формы клеток. | |
Задание № 3
Допишите граф логической структуры по теме: «Классификация эпителиальной ткани» (с примерами по топографии).
Эпителиальная ткань
|
Задание № 4
Написать схему «Классификация железистого эпителия».
Железистый эпителий
а) по строению:
1. многоклеточный 2. _________________________
б) по форме:
секреторного отдела выводного протока
1. _____________________________ 1. ____________________________
2. _____________________________ 2. ____________________________
3. _____________________________ 3. ____________________________
в) по типу секреции:
1. ___________________ 2. __________________ 3. _________________
Задание № 5
Заполните по образцу таблицу № 2.
Таблица № 2
Мышечные ткани
Название | Место расположения | Особенности | Рисунок (схема) с пояснением | |
Строения | Функций | |||
Поперечно- полосатая (исчерченная) | Скелетные мышцы, язык, гортань, глотка, сфинктеры прямой кишки | а) Симпласт, имеет вид длинного волокна; б) много ядер под оболочкой в) в середине волокна располагаются исчерченные миофибриллы. | Произволь-ное сокра-щение |
Задание № 6
Заполните таблицу № 3.
Таблица № 3