Тема: «Кровь. Процесс защиты организма»

Цель:Закрепить знания по теме.

Контроль знаний.

Формирование навыка компьютерного тестирования.

Методика: 1. Решение ситуационных задач

2. Компьютерное тестирование

Вопросы к семинару

1. Кровь как внутренняя среда организма, ее функции.

2. Количество крови в организме (сдвиги). Кровь циркулирующая и депонированная. Плотность крови. Вязкость. Гематокрит.

3. Состав плазмы крови. Константы, их сдвиги (белки, их фракции, глюкоза, холестерин, минеральные соли). Онкотическое давление.

4. Осмотическое давление, его значение. Растворы гипотонические, гипертонические, изотонические. Гемолиз, его виды.

5. Активная реакция крови (рН), ее сдвиги. Буферные системы.

6. Эритроциты, их количество, особенности строения, функции.

7. Гемоглобин, его состав, количество, соединения (HbO2, HbCО2). Цветной показатель.

8. СОЭ, его значение.

9. Лейкоциты, их количество (сдвиги), виды, особенности строения, функции. Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз, его виды.

10. Тромбоциты, их количество (сдвиги), функция.

11. Группы крови. Правила переливания. Резус-фактор.

12. Свертывание крови, значение, стадии. Тромб. Гемостаз. Факторы, влияющие на свертывание. Антикоагулянты.

13. Иммунитет: понятие, виды. Классификация антител. Иммуннокомпетентная система.

Литература (основная):

1. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – стр. 26-35.

2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – стр. 25-35.

3. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я. Атлас анатомии человека. – М.: «Мир и образование», 2004. – стр. 12-13.

Задание № 1

Проверьте свои знания по понятиям и терминам.

1. Гомеостаз

2. Анемия

3. Альбумины

4. Глобулины

5. Фибриноген

6. Фибрин

7. Гипергликемия

8. Гипогликемия

9. Гипертонический раствор

10. Гипотонический раствор

11. Гематокрит

12. Ацидоз

13. Алкалоз

14. Буферные системы

15. Эритроциты

16. Лейкоциты

17. Тромбоциты

18. Лейкоцитарная формула

19. Гемолиз

20. Лейкоцитоз

21. Лейкопения

22. Цветной показатель

23. СОЭ

24. Гемокоагуляция

25. Гемостаз

26. Актикоагулянты

27. Агглютинины

28. Агглютиногены

29. Гемотрансфузия

30. Rh-конфликт

31. Сыворотка крови

32. Иммунитет

33. Иммуннокомпетентная система

34. Антиген

35. Антитело

Задание № 2

Решите ситуационные задачи.

1. В ЦРБ поступил больной с большой кровопотерей. Группа крови больного (II) A Rh-. В больнице оказалась кровь (II) A Rh+. Можно ли эту кровь переливать больному. Если нельзя, то почему?

Ответ: ______________________________

____

2. Реципиенту, имеющему кровь II (А) Rh + переливается донорская кровь III (B) Rh +. Возможна ли такая гемотрансфузия, если нет, объясните почему.

Ответ: ______________________________

____

____

3. Реципиенту, имеющему кровь III (B) Rh – переливается донорская кровь II (A) Rh +. Возможна ли такая гемотрансфузия? Если нет, объясните почему (с указанием последствий).

Ответ: ______________________________

________

4. У матери кровь I (0) Rh –. При вынашивании беременности оказалось, что резус-фактор плода положительный (Rh +). Поясните механизм развития резус-конфликта и предполагаемые последствия.

Ответ: ______________________________

________________

5. Изменяется ли в организме женщины в период menses количество тромбоцитов в крови? Если да, как это влияет на свертывание крови?

Ответ: ______________________________

____

6. У пациентки высокая температура тела (390С). Будет ли это влиять на внутрисосудистое свертывание крови? Поясните.

Ответ: ______________________________

____

7. Организм испытывает недостаток витамина К (гиповитаминоз). Окажет ли этот фактор влияние на свертывание крови? Если да, поясните механизм влияния.

Ответ: ______________________________

____

8. У человека, приехавшего из равнинной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови. Как называется данное явление? Объясните их механизм.

Ответ: ______________________________

____

____

9. У студентов после ответа на экзамене определили содержание глюкозы в крови. По данным биохимического исследования обнаружено повышение содержания глюкозы в крови в пределах допустимых колебаний. Дайте физиологическое обоснование выявленной гипергликемии.

Ответ: ______________________________

____

10.Чем можно объяснить разницу в содержании эритроцитов и гемоглобина в крови у мужчин и женщин?

Ответ: ______________________________

____

____

11.Проанализируйте общий клинический анализ крови мужчины, указать патологию, если она есть: эритроциты – 3,6х1012/л, гемоглобин – 63 г/л, цветной показатель – 0,6, лейкоциты – 8х109/л, СОЭ – 8 мм/час.

Ответ: ______________________________

____

12.Двух выздоравливающих больных, в возрасте 23 и 25 лет, которым был назначен перед выпиской из стационара общий анализ крови, дежурная медицинская сестра попросила до сдачи анализа перенести довольно тяжелую мебель (шкафы) из одной ординаторской комнаты в другую.

Какую ошибку допустила дежурная медицинская сестра, и что можно ожидать в анализе крови у этих больных после тяжелой физической работы?

Ответ: _

_______

13.Можно ли назвать патологией наличие в 1 мкл (мм3) крови 6 млн эритроцитов у жителя высокогорной местности?

Ответ: _

_______

14.По приведенным константам определите, какая жидкость является нормальной плазмой крови?

Показатели Ответы и номера ответов
Относительная плотность (удельный вес) 1.060 1.050 1.040 1.030 1.020
Вязкость 5.1 1.7 2.2 2.2 1.7
Реакция (рН) 7.6 7.4 7.3 7.4 7.2
Осмотическое давление, атм. 7.6 7.8 7.7 7.6 7.6
Онкотическое давление, мм рт.ст.

Ответ: _____________

15.Данные какого анализа из приведенных ниже ближе всего к норме?

Показатели Ответы и номера ответов
Эритроциты, млн. в 1 мкл (мм3) 3.5 4.5 5.5
Лейкоциты, тыс. в 1 мкл (мм3)
Тромбоциты, тыс. в 1 мкл (мм3)
Гемоглобин, г %
Скорость оседания эритроцитов, мм/ч

Ответ: _____________

16 Данные какого анализа из приведенных ниже ближе всего к норме?

Показатели Ответы и номера ответов
Эритроциты, млн. в 1 мкл (мм3) 6.5 5.5 4.5
Лейкоциты, тыс. в 1 мкл (мм3)
Тромбоциты, тыс. в 1 мкл (мм3)
Скорость оседания эритроцитов, мм/ч
Гемоглобин, г %

Ответ: _____________

Задание № 3

По схеме разберитесь в механизмах взаимодействия между внешней и внутренней средой организма и сделайте пояснения.

Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Эндокринная система
Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru Тема: «Кровь. Процесс защиты организма» - student2.ru

Наши рекомендации