Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе
06.09.12
Лекция 1.
Предмет и содержание гигиены детей и подростков, ее цели, задачи и методы исследования.
Наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил, она интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы применительно к растущему организму с учетом его возможностей и потребностей на данном этапе онтогенеза.
ГдиП является основной органической частью санитарно-эпидемиологической службы и самостоятельным разделом гигиенической науки. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что осуществляет охрану здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом – наиболее ранимой части населения, для которых характерно незавершенность развития, пластичность и большая степень подверженности влияния разнобразных факторов окружающей среды.
ГдиП призвана обосновывать и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения. В связи с этим она
· изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их взаимодействие на растущий организм
· разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила
· контролирует санитарное состояние детских и подростковых организаций
· обосновывает оздоровительные меропрития, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие ДиП.
Разделы ГдиП:
Дошкольная
Школьная (школы, интернаты, продленка)
Молодежи (студенты)
Особый раздел – ГдиП, имеющих дефекты развития (слепые, глухие…)
Объект изучения дисциплины – здоровье детских и подростковых коллективов, длительное время находящихся в своеобразных услових окружающей среды.
Цель – обосновать и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения, комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физического развития ДиП.
Задачи ГдиП:
Не нарушая естества, обусловленного природой развивающегося организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека, совершенствуя его функциональные и физические возможности. Для этого необходимо
Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении здоровья ДиП
Контролировать своевременность и полноту проведения плановых мед. осмотров
Анализировать их результаты в каждом организованном колективе
Разрабатывать планы комплексных лечебно-профилактических мероприятий, контролировать их выполнение
Анализировать инфекционную заболеваемость на конкретной территории
Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия в критических ситуациях.
ГдиП связана с биологическими науками, со смежными гигиеническими дисциплинами, с эпидемиологией и микробиологией, с педагогикой и психологией, педиатрией и физиологией.
Основной принцип ГдиП – учет анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Принципы нормирования по Громбаху:
Обязательная предпосылка допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды - функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию
Нормы в ГдиП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах
Смена норма должна происходить не одновременно для различных факторов
К принципам нормирования в последнее время добавляются
Специфичность норм
Непостоянство
Развивающе-тренирующая направленность норм
Дифференциация гигиенических норм с учетом гендерных различий и состояния здоровья организма
Задача гигиенического нормирования – не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие детей и подростков
Нормирование в ГдиП – научно обоснованное определение тех параметров (той интенсивности), воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние.
Гигиеническая норма – такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие ребенка
Методы исследования в ГДиП:
Метод естественного гигиенического эксперимента
Метод лабораторного эксперимента
Метод гигиенического наблюдения
Санитарно-статистический
Метод математического прогнозирования
Проблемы исследования и изучения в ГдиП:
Состояние здоровья и физического развития ДиП
Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях
Гигиенические основы физического воспитания ДиП
Гигиена трудовой деятельности
Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений
20.09.12
Лекция 2.
Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.
Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.
Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.
Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.
Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.
Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.
Критерии здоровья:
Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний
Уровень функционирования основных систем организма
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности
Способность организма к адаптации
Показатели здоровья.
Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.
Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.
Общественное здоровье - качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.
5 групп здоровья:
1 - лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.
2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.
3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.
5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.
Стадии шкалы здоровья:
Полное здоровье
Практическое здоровье
Предболезнь
Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:
1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой
2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями
3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей
4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания
Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде
Законы физического развития:
1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития
2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности
3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия
Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).
04.10.12
Лекция 3.