Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского

Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану.

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов.

— Когда произошла эта история?

— Кто поставил в курятник корзину с яйцами? Сколь­ко было яиц в корзине?

— Какое было тринадцатое яйцо? Кого старушка Дарья посадила высиживать яйца?

— Что произошло с яйцами через три недели? Как ку­рица относилась к странному цыпленку?

— Все ли птенчики были одинаковыми? Какой был пте­нец из тринадцатого яйца?

— Что случилось на берегу пруда?

— Что поняла старушка Дарья?

— Какой это рассказ: веселый или грустный?

Логопед предлагает детям повторно послушать рассказ.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Раз-два — шли утята, Шагаем на месте.
Три-четыре — шли домой, Прыгаем на месте.
Вслед за ними плелся пятый, Хлопаем в ладони.
Впереди бежал шестой, Бежим на месте.
А седьмой отстал от всех — Медленно шагаем на месте.
Испугался, закричал: Хлопаем в ладоши.
— Где вы, где вы? Прыгаем на месте.
— Не кричи, Мы тут рядом, поищи! Топаем ногами.

2. Составление пересказа текста по опорному схематичному плану.

Логопед предварительно рисует маркерами пункты плана на доске.

Логопед. Давайте попробуем пересказать эту историю по опорному схематичному плану.

Логопед называет детям каждый пункт плана. После этого предла­гает детям разделиться на три команды и составить пересказ. Логопед напоминает о том, что дети каждой команды получат фишки за составление предложений по пунктам плана. За состав­ление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота, каждый участник может заработать Для команды допол­нительную призовую фишку.

После этого логопед приглашает для пересказа по очереди коман­ды детей. Участники каждой команды договариваются между со­бой о том, кто будет начинать рассказ, кто — продолжать, а кто — заканчивать его. В конце пересказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выразить свое отношение к героям расска­за и сказать, понравился им рассказ или нет.

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского - student2.ru

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского - student2.ru

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на за­нятии, благодарит всех за старание. Подсчитывает зарабо­танные детьми фишки, определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 16. «Как помочь птицам зимой?»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;

— учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

— развивать словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание детей;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к жи­вотным и птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин (СКК) «Как помочь птицам зимой?» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа[5] .

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского - student2.ru

II. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данно­му слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Дети... Воробышек...

Картина 2: Девочка... Мальчик... Ребята... Воробышек...

Картина 3: Дети... Воробышек... Он... Ребята...

Картина 4: Дети... Мальчик... Девочка... Ребята...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Все тропинки занесло, Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. (Т.А. Шорыгина) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Наши рекомендации