Занятие 21. «Богатыри земли русской»

Цель: Составление творческих рассказов о русских бога­тырях по картинам известных художников и опор­ному плану.

Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;

— учить детей составлять творческие рассказы по кар­тинам известных художников;

— воспитывать интерес к произведениям живописи.

Оборудование: портреты богатыря и современного воина (иллюстрации 22, 23), серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В.Васнецова «Богатыри» (иллюстрация 15) и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их само­стоятельно[6]), опорный картинный план 2 (иллюст­рация 2), специальные и призовые фишки (пример­но по 30 штук), магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед выставляет на доску портреты богатыря и со­временного воина. Просит детей рассмотреть их и расска­зать, как выглядели защитники Отечества в давние време­на и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, за­щитного цвета форма, каска, автомат...)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защит­никах нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.

Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи — сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но мно­гочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и гра­били города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой сме­лостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделен­ные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.

Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.

Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)

Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о су­ществовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)

Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли — старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.

Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муро­мец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попо­вич и Тугарин».

Рассматривание репродукций картин известных русских художников.

Логопед. Давайте рассмотрим репродукции картин из­вестных русских художников, на которых изображены бо­гатыри.

Логопед показывает детям репродукции картин, называет худож­ников (В.М. Васнецов — «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель — «Богатырь», «Микула Се- лянинович», П.Д. Корин — «Александр Невский».)

Логопед. Былины, авторы литературных произведений и художники по-разному представляли себе русских богаты­рей, но всегда это были защитники родной земли, сильные и отважные воины. Часто образы былинных героев собира­тельны. Но в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.

Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Ни­китич и Алеша Попович. Каким вы представляете себе каждого богатыря? (Ответы детей.) В былинах Илью Муромца называют добрым, славным, сильным, мудрым. Добрыню Никитича — сдержанным, внимательным, обра­зованным. Алёшу Поповича, самого молодого из богаты­рей, — веселым, находчивым и озорным. Давайте и мы попробуем представить себя ненадолго богатырями.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Дружно встали, Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек... Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движе­ния.

3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед. Посмотрите на опорный картинный план и со­ставьте рассказ о любом защитнике Родины по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Логопед напоминает детям значение условных обозначений каж­дого пункта картинного плана.

Занятие 21. «Богатыри земли русской» - student2.ru

Занятие 21. «Богатыри земли русской» - student2.ru

Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рас­сказ рассказчикам получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» пред­ложения, сравнения или использовавшим в речи пословицы или поговорки.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за внимание и старание. Рассказчикам, заработавшим на­ибольшее количество фишек, дети аплодируют.

Наши рекомендации