Занятие 21. «Богатыри земли русской»
Цель: Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Задачи:
— обогащать словарь детей новой лексикой;
— развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;
— учить детей составлять творческие рассказы по картинам известных художников;
— воспитывать интерес к произведениям живописи.
Оборудование: портреты богатыря и современного воина (иллюстрации 22, 23), серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В.Васнецова «Богатыри» (иллюстрация 15) и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их самостоятельно[6]), опорный картинный план 2 (иллюстрация 2), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед выставляет на доску портреты богатыря и современного воина. Просит детей рассмотреть их и рассказать, как выглядели защитники Отечества в давние времена и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, защитного цвета форма, каска, автомат...)
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.
Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи — сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но многочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и грабили города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой смелостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделенные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.
Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.
Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)
Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о существовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)
Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли — старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.
Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин».
Рассматривание репродукций картин известных русских художников.
Логопед. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских художников, на которых изображены богатыри.
Логопед показывает детям репродукции картин, называет художников (В.М. Васнецов — «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель — «Богатырь», «Микула Се- лянинович», П.Д. Корин — «Александр Невский».)
Логопед. Былины, авторы литературных произведений и художники по-разному представляли себе русских богатырей, но всегда это были защитники родной земли, сильные и отважные воины. Часто образы былинных героев собирательны. Но в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.
Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Каким вы представляете себе каждого богатыря? (Ответы детей.) В былинах Илью Муромца называют добрым, славным, сильным, мудрым. Добрыню Никитича — сдержанным, внимательным, образованным. Алёшу Поповича, самого молодого из богатырей, — веселым, находчивым и озорным. Давайте и мы попробуем представить себя ненадолго богатырями.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Дружно встали, Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек... Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед. Посмотрите на опорный картинный план и составьте рассказ о любом защитнике Родины по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Логопед напоминает детям значение условных обозначений каждого пункта картинного плана.
Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рассказ рассказчикам получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» предложения, сравнения или использовавшим в речи пословицы или поговорки.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за внимание и старание. Рассказчикам, заработавшим наибольшее количество фишек, дети аплодируют.