Знакомство с творчеством И.С. Остроухова
Логопед. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного русского художника Ильи Семеновича Остроухова.
Илья Семенович Остроухов — известный русский художник-пейзажист. Он родился в Москве 20 июля 1858 г. Остроухое происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка, играл на рояле. В 13 лет был отдан в Академию коммерческих наук, чтобы со временем принять управление делами отца. Впервые он взял в руки кисть в двадцать один год и увлекся изобразительным искусством. Сначала Илья Семенович работал самостоятельно, затем — пользовался советами И.Е. Репина, И.И. Шишкина, две зимы в Петербурге был учеником знаменитого академического профессора П.П. Чистякова. В середине 1880-х гг. Остроухов уже добивается успеха и входит в число видных русских пейзажистов своего времени. Как и И.И. Левитан, он мог создавать «пейзажи настроения», посвященные природе средней полосы России. Самые известные его работы это картина «Сиверко» (1890), «Золотая осень» (1886-1887), «Первая зелень» (1887- 1888), «Купавы на пруду» (1892). Илья Семенович Остроухов сумел создать настолько запоминающиеся образы родной природы, что навсегда вошел в историю русского искусства.
Живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. После смерти П.М. Третьякова художник стал одним из руководителей галереи. Илья Семенович много путешествовал, помогал открывать различные выставки, в качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве и других городах. Он составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, древнерусских икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. После революции его коллекцию национализировали, а его дом объявили музеем иконописи и живописи, в котором он остался пожизненным хранителем. Умер Остроухов в Москве 8 июля 1929 г.. После смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
2. Знакомство с репродукцией картины И.С. Остроухова «Золотая осень».
Логопед. Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» и составим рассказ о том, что на ней изображено. Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
— Почему художник назвал картину «Золотая осень»?
— Какие краски использует художник для изображения осенней природы?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
деревья — осенние, нарядные, с черными крепкими стволами, одеты в пестрые яркие платья из желтых листьев...
листья — желтые, золотые на солнце-
трава — еще зеленая, но уже немного пожелтевшая на солнце...
Физкулътминутка. Развитие мимических и пантомимических движений, релаксация.
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что ранней осенью мы идем по лесной тропинке мимо деревьев, украшенных яркими разноцветными листьями. Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы. Логопед выключает музыку.
Логопед. Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
3. Составление рассказа по картине с опорой на картинный план.
Логопед. Теперь вам нужно разделиться на две команды. Посмотрите на опорный картинный план и по цепочке составьте рассказ по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». За каждое составленное предложение команда получит по специальной фишке. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить призовую фишку.
Логопед напоминает детям, зачем нужны условные обозначения пунктов опорного картинного плана. После этого дети каждой команды по очереди составляют свои рассказы.
Логопед напоминает детям, зачем нужны условные обозначения пунктов опорного картинного плана. После этого дети каждой команды по очереди составляют свои рассказы.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за старание. После этого производит подсчет фишек каждой команды. Дети из проигравшей команды поздравляют победителей, аплодируют им.