Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
Логопед. Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» и ответьте на вопросы:
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)?
— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?
— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?
Логопед. Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
небо — весеннее, голубое, прозрачное, бездонное...
сад — зеленый, цветущий, яблоневый...
яблони — нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд-
трава — молодая, изумрудно-зеленая, свежая.»
скамейка — старая, деревянная, потемневшая от времени...
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений, релаксация.
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы. Логопед включает музыкальное сопровождение.
Логопед. Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?
3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед.Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на уже знакомый картинный план.
Логопед напоминает детям значение условных обозначений каждого пункта картинного плана. Дети представляют свои рассказы.
III.Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание и отмечает наиболее удачные рассказы детей.
Занятие 30. Пересказ сказки
К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»
Цель: Составление пересказа текста с опорой на рисунки.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «День Победы»; словарь синонимов;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц и поговорок;
— учить детей составлять пересказ с опорой на рисунки; развивать у детей чувство сострадания к другим людям, патриотизм;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: текст солдатской сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (см. с. 163), опорные рисунки (иллюстрации 82-85), символическое изображение сердца (иллюстрация 59), мяч.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Игра с мячом «Назови, какой». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет качества какого-то человека, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен охарактеризовать этого человека одним словом. Например: Человек радуется жизни. Он какой? — Этот человек жизнерадостный.
II. Основная часть занятия
Выразительное чтение сказки и анализ ее содержания.
Логопед. Сегодня мы познакомимся со сказкой К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» и будем учиться составлять ее пересказ по опорным рисункам.
Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов:
— Когда произошла эта история?
— Что подарил мальчик папе на память?
— Какой был жук?
— В чем его держал Степа?
— Как относился Петр Терентьев к подарку сына?
— Как относились к жуку бойцы?
— Что случилось однажды ночью с жуком?
— Что испугало жука ночью?
— Как встретили бойцы Победу?
— Что было с жуком после возвращения Петра Терентьева домой?
— Какой это рассказ: веселый или грустный?
— Как вы думаете, почему автор решил написать такую сказку?
—
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |