Составление пересказа текста с опорой на рисунки-пиктограммы
Логопед предлагает детям повторно послушать сказку.
Логопед. Давайте попробуем пересказать эту сказку по опорным рисункам.
Логопед выставляет опорные рисунки на доску. Дети дают название каждому пункту плана. После этого логопед предлагает детям составить пересказ и приглашает к доске четверку желающих. Дети договариваются между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто рассказывать о событиях, происходивших с жуком на фронте, а кто заканчивать пересказ.
В конце пересказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выразить свое отношение к героям сказки и сказать, понравилась она им или нет. Затем логолд приглашает для пересказа следующую четверку детей.
III. Подведение итогов занятия
Участники выбирают пару детей, чей пересказ понравился больше всего, аплодируют им. Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание.
Занятие 31. Пересказ румынской сказки «Ромашка»
Цель: Составление пересказа румынской сказки «Ромашка» по рисуночному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Цветы и травы»; словарь антонимов;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей составлять пересказ сказки с опорой на рисуночный план;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: текст румынской сказки «Ромашка» (см. с. 167), рисуночный план, символическое изображение сердца (иллюстрация 59), мяч.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Игра с мячом «Назови ласково». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой цветок и его признак, например: «Белая ромашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот цветок и признак ласково: «Беленькая ромашечка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
II. Основная часть занятия
Выразительное чтение сказки и анализ ее содержания.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с румынской сказкой «Ромашка» и будем учиться составлять ее пересказ по рисуночному плану.
Логопед выразительно читает детям сказку. После этого задает ряд вопросов:
— Где произошла эта история? Какой был замок у короля?
— Как звали короля и его прекрасную жену?
— Какой была Аница?
— Что произошло однажды с Аницей?
— Кого призвал король Михай для лечения Аницы?
— Что вспомнила старая нянюшка?
— Где она искала нужные для лечения цветы? Как старая нянюшка обращалась к цветкам ромашек?
— Что сделала нянюшка дома из цветков ромашки?
— Почему она поила королеву отваром тайно?
— Что произошло потом с Аницей?
— Можно ли назвать этот рассказ поучительным?
Логопед предлагает детям повторно послушать рассказ.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Наши белые цветки Распускают лепестки. | Плавно поднимаем руки вверх. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Качание руками влево -вправо. |
Наши белые цветки Закрывают лепестки, | Присели, спрятались. |
Головой качают, Тихо засыпают. | Движения головой влево-вправо. |
2. Составление пересказа народной сказки с опорой на рисуночный план.
Логопед предварительно рисует маркерами пункты плана на магнитно-маркерной доске.
Логопед. Давайте составим пересказ этой сказки по схематично нарисованному плану.
Логопед уточняет название каждого пункта плана. После этого предлагает детям разделиться на две команды и составить пересказ. Логопед напоминает о том, что каждый рассказчик получит за свой ответ специальную фишку. А за составление полного «красивого» предложения, сравнения или использование в речи поговорки или пословицы можно получить призовую фишку. Дети в каждой команде договариваются между собой о том, кто будет начинать пересказ, кто будет пересказывать основную часть сказки, а кто ее заканчивать.
В конце пересказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выразить свое отношение к героям сказки и сказать, понравилась она им или нет. Дети по очереди составляют пересказ с опорой на рисуночный план.
Логопед выставляет отдельно символическое изображение «сердце» — отношение детей к сказке и ее героям.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Подсчитывает фишки и определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.