Занятие 11. «Дикие животные»
1. Расскажите ребенку, что животные, которые живут на воле, называются ди-
кими. Они сами строят себе жилище, сами добывают себе еду. Если есть возмож-
ность, сводите ребенка в зоопарк или цирк, где он увидит диких животных.
Рассмотрите с ребенком изображения медведя с медвежонком, волка с волчонком, лисы с лисенком, зайца с зайчонком, белки с бельчонком, лося с лосенком, бобра с бобренком, барсука с барсучонком и ежа с ежонком (рис. 25). Пусть ребенок показывает и называет их.
Пусть ребенок о каждом животном составит небольшой рассказ по образцу.
Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя очень маленький.
Это волк. Он не очень большой, серый, похож на собаку. У него большая голова, на голове треугольные уши. У волка большая пасть и острые зубы. Хвост волка похож на палку.
Это лиса. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее острые ушки и пушистый хвост.
Это заяц. Он маленький, серый. У него длинные уши и короткий хвост. Передние лапы у него короче задних.
Если ребенок не может составить рассказ о животном с опорой на картинку, помогите ему вопросами:
• Кто это?
• Он большой или маленький?
• Какого он цвета?
• Какая у него голова?
• Что есть у него на голове?
• Какие у него лапы?
• Какой у него хвост?
2.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч
и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.
Например. Медведь — медведи; волк — волки; лиса — лисы; заяц — зайцы; барсук — барсуки; бобер — бобры; еж — ежи.
3. Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч
и называете животное. Возвращая мяч обратно, ребенок вслух образует притяжательное прилагательное.
Например. Шкура медведя — медвежья; зубы волка — волчьи; хвост лисы — лисий; уши зайца — заячьи; морда барсука — барсучья.
4. Выясните, знает ли ребенок, как зимуют дикие животные. Напомните ему,
как называются их жилища.
Например. У медведя — берлога; У волка — логово; У бобра — хатка; У лисы — нора; У ежа — норка; У белки — гнездо в дупле.
Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, можно провести игру с мячом,— вы называете животное, а ребенок — его жилище или наоборот.
5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и проведите пальчиковую
гимнастику.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выполнять ритмичные удары кулачками по столу.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животных.
Опять ритмично стучать кулачками по столу.
Занятие 12. «Новогодний праздник»
1.Выясните, знает ли ваш сын или дочь, какой праздник приближается. Объясните, что скоро наступит Новый год, его будут встречать все люди. В домах украсят елки, к детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и радоваться.
2.Рассмотрите с ребенком рисунок 26. Объясните, что карнавалом называют праздник, на который гости приходят, одетые в сказочные костюмы. Помогите ему составить рассказ о карнавале, задавая вопросы.
• Куда пришли дети? (Дети пришли на карнавал.)
• Кто встретил их на карнавале? (На карнавале их встретил Дед Мороз.)
• В каких костюмах были дети? (Дети были в разных костюмах: зайчика, клоуна, снежинки, Красной Шапочки, Буратино.)
• Что делали дети на карнавале? (Дети водили хоровод, пели и танцевали.)
• Как ты думаешь, чем закончился праздник? (В конце праздника Дед Мороз подарил всем детям подарки.)
Предложите ребенку повторить рассказ самостоятельно. Похвалите ребенка, если он добавит в рассказ что-то из личного опыта.
3. Помогите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке.
Например. Это — елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный,
блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
Это — елочная игрушка хлопушка. Она большая, овальная, картонная, разноцветная. На ней нарисованы красивые узоры. Внутри хлопушки есть сюрприз.
4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко».
Для этого прочитайте четверостишье без последнего слова и объясните, что надо это слово подобрать так, чтобы оно подходило по смыслу и звучало «складно», в рифму.
Наступает Новый год,
Всем подарки он несет.
Возле елки в светлом зале
Дети водят ... (хоровод).
6.Выучите и ежедневно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику.
На елке
На елке, на елке Зайчата и волки, Котята и мышки, Мохнатые мишки. Танцуют зверята, Смеются, резвятся. Котяток мышата Совсем не боятся. | Ритмично хлопать в ладоши. Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев, на каждое название животных. Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак. |
Занятие 13. «Мебель»
1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о
мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.
Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.
Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.
С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели (рис. 27).
2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.
Что это? (Стул.)
У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что
это? (Кресло.)
3.Предложите ребенку ответить на вопросы:
• Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
• Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
• На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
• В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
• Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
4. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов,
потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.
5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без ... (ножки).
На шкафу корзинка с перцем
И открыты обе ... (дверцы).
На буфете ежик с волком,
Ну а сам буфет без ... (полки).