Занятие 11. «Дикие животные»

1. Расскажите ребенку, что животные, которые живут на воле, называются ди­-
кими. Они сами строят себе жилище, сами добывают себе еду. Если есть возмож­-
ность, сводите ребенка в зоопарк или цирк, где он увидит диких животных.

Рассмотрите с ребенком изображения медведя с медвежонком, волка с волчон­ком, лисы с лисенком, зайца с зайчонком, белки с бельчонком, лося с лосенком, бобра с бобренком, барсука с барсучонком и ежа с ежонком (рис. 25). Пусть ребенок показывает и называет их.

Пусть ребенок о каждом животном составит небольшой рассказ по образцу.

Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя очень маленький.

Это волк. Он не очень большой, серый, похож на собаку. У него большая голова, на голове треугольные уши. У волка большая пасть и острые зубы. Хвост волка похож на палку.

Это лиса. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее острые ушки и пушистый хвост.

Это заяц. Он маленький, серый. У него длинные уши и короткий хвост. Перед­ние лапы у него короче задних.

Если ребенок не может составить рассказ о животном с опорой на картинку, помогите ему вопросами:

• Кто это?

• Он большой или маленький?

• Какого он цвета?

• Какая у него голова?

• Что есть у него на голове?

• Какие у него лапы?

• Какой у него хвост?

2.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч
и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.

Например. Медведь — медведи; волк — волки; лиса — лисы; заяц — зайцы; барсук — барсуки; бобер — бобры; еж — ежи.

3. Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч
и называете животное. Возвращая мяч обратно, ребенок вслух образует притяжа­тельное прилагательное.

Например. Шкура медведя — медвежья; зубы волка — волчьи; хвост лисы — лисий; уши зайца — заячьи; морда барсука — барсучья.

4. Выясните, знает ли ребенок, как зимуют дикие животные. Напомните ему,
как называются их жилища.

Например. У медведя — берлога; У волка — логово; У бобра — хатка; У лисы — нора; У ежа — норка; У белки — гнездо в дупле.

Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, можно провести игру с мячом,— вы называете животное, а ребенок — его жилище или наоборот.

5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и проведите пальчиковую
гимнастику.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Выполнять ритмичные удары кулачками по столу.

Загибать пальчики на обеих руках, начи­ная с больших, на каждое название живот­ных.

Опять ритмично стучать кулачками по столу.

Занятие 12. «Новогодний праздник»

1.Выясните, знает ли ваш сын или дочь, какой праздник приближается. Объ­ясните, что скоро наступит Новый год, его будут встречать все люди. В домах укра­сят елки, к детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и радоваться.

2.Рассмотрите с ребенком рисунок 26. Объясните, что карнавалом называют праздник, на который гости приходят, одетые в сказочные костюмы. Помогите ему составить рассказ о карнавале, задавая вопросы.

• Куда пришли дети? (Дети пришли на карнавал.)

• Кто встретил их на карнавале? (На карнавале их встретил Дед Мороз.)

• В каких костюмах были дети? (Дети были в разных костюмах: зайчика, клоуна, снежинки, Красной Шапочки, Буратино.)

• Что делали дети на карнавале? (Дети водили хоровод, пели и танцевали.)

• Как ты думаешь, чем закончился праздник? (В конце праздника Дед Мороз по­дарил всем детям подарки.)

Предложите ребенку повторить рассказ самостоятельно. Похвалите ребенка, если он добавит в рассказ что-то из личного опыта.

3. Помогите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке.
Например. Это — елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный,

блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.

Это — елочная игрушка хлопушка. Она большая, овальная, картонная, разноц­ветная. На ней нарисованы красивые узоры. Внутри хлопушки есть сюрприз.

4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко».

Для этого прочитайте четверостишье без последнего слова и объясните, что надо это слово подобрать так, чтобы оно подходило по смыслу и звучало «складно», в рифму.

Наступает Новый год,

Всем подарки он несет.

Возле елки в светлом зале

Дети водят ... (хоровод).

6.Выучите и ежедневно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику.

На елке

На елке, на елке Зайчата и волки, Котята и мышки, Мохнатые мишки.   Танцуют зверята, Смеются, резвятся. Котяток мышата Совсем не боятся. Ритмично хлопать в ладоши. Соединять кончики пальцев обеих рук, на­чиная с больших пальцев, на каждое назва­ние животных. Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.  

Занятие 13. «Мебель»

1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о
мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.

Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямо­угольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него веша­ют одежду и кладут белье.

Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.

Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подло­котники. На диване можно сидеть или лежать.

С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели (рис. 27).

2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.

Что это? (Стул.)

У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что

это? (Кресло.)

3.Предложите ребенку ответить на вопросы:

• Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)

• Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)

• На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)

• В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)

• Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

4. Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов,
потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняет­ся ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать анало­гичные действия.

5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без ... (ножки).

На шкафу корзинка с перцем

И открыты обе ... (дверцы).

На буфете ежик с волком,

Ну а сам буфет без ... (полки).

Наши рекомендации