Физиологические особенности подростков
Подростковый период называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачек, который касается всех размеров тела.
В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки и происходит интенсивное половое созревание.
Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем.
В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного
мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3,5 раза у юношей и в 3 раза у девушек. До 13 - 15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15-летнему возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.
В коре больших полушарий общая длина бороздок к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры - в 3 раза. У подростков заканчивается процесс миелинизации нервных путей.
Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязи между различными корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.
В возрасте 10-12 лет усиливается тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково- подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.
В ЭЭГ к 10-12-летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма и характерным распределением ритмической активности по поверхности коры. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек 11-13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.
Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшаются память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения - временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка нарушается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения высшей нервной деятельности - нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.
Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости.
С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.
В среднем школьном возрасте (к 12 - 14 годам) в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система.
В 10 12 - летнем возрасте достигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов, обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. В затылочной области коры, где находятся проекции первичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-активности ЭЭГ.
Глаза становятся соразмерными, т.е. длина зрительной оси глаза теперь соответствует преломляющей силе и фокусирование лучей происходит непосредственно в сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. Вместе с тем, благодаря чрезвычайно высокой эластичности хрусталика, дети могут четко видеть предметы на близком расстоянии. Ближайшая точка ясного видения у школьников понемногу отодвигается, но привычка рассматривать мелкие предметы с близкого расстояния может постепенно привести к развитию близорукости. Длина глазного яблока в этих условиях продолжает с возрастом и дальше увеличиваться. Этому способствует чтение на близком расстоянии от книги, чтение лежа, а также систематическая работа с мелкими предметами.
У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различия цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы растет с возрастом, уже к 10 -11-летнему возрасту соответствуя взрослому уровню. У девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже.
Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою очередь, повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Вестибулярная сенсорная система.
Созревает к 14-летнему возрасту. Однако около 40 % подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В 15-16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре.
С началом менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы и улучшаясь в постменструальную и постовуляторную фазы.
Физическое развитие и опорно-двигательная система.
С завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. Завершается формирование зубного аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (10-12 лет), затем вторые (12-14 лет) и третьи коренные зубы - «зубы мудрости» (17-25 лет).
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг пальцев ног (у девушек 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), фаланг пальцев рук (к 19-21 году). Особенно заметным является «пубертатный скачек роста» - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков - в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непрерывно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Временно нарушаются привычные пропорции тела и координации движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. Масса тела до 14 лет изменяется медленно. С 14-15 лет начинается ее бурное увеличение, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32 % массы тела.
В среднем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: эктоморф (по другим классификациям - астеник, долихоморф) с узкими пропорциями тела, эндоморф (гиперстеник, брахиморф) с широкими пропорциями тела и промежуточный тип (мезоморф).
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следитьзаформированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования ассиметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Нарушается моторика речи. Отмечается нарушение ритмичности и плавности речи, затрудняется регуляция громкости. Подростки часто сокращают слова, заменяя их междометиями. В этот период нарушается речевая регуляция движений. С окончанием переходного периода эти явления исчезают.
Особенности крови, кровообращения, дыхания.
Количество крови в организме в процентах к массе тела уменьшается от периода новорожденности в возрасту 10-16 лет в 2 раза, но еще превышает конечные значения. У дошкольников кроветворение происходит в костном мозгу всех костей, но с 12-летнего возраста - только в губчатом веществе плоских костей и эпифизах трубчатых костей, а в диафизах трубчатых костей красный костный мозг заменяется желтым жировым мозгом, не имеющим кроветворной функции.
На протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастания количества сегментарных нейтрофилов. К возрасту 14-16 лет картина крови практически уже соответствует взрослому организму. Однако еще встречается много незрелых форм лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения 8-10 мм/час.
В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Масса сердца по сравнению с новорожденным увеличивается к 10 годам в 6 раз, а к 16 годам - в 11 раз. За исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14 лет.
Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых - 280 мл), а минутный объем крови - 3-4 л/мин (у взрослых - 5-6 л/мин). Минутный объем крови увеличивается, главным образом, за счет возросшего систолического объема, который за период от 10 до 17 лет нарастает от 46 мл до 60-70 мл за счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое 80 уд./мин. У подростков до 14 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает. С развитием у подростков проводящей системы сердца различные показатели ЭКГ в старшем школьном возрасте приближаются к показателям взрослого организма.
В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления. У мальчиков в 11 лет АД= 104/61, в 12 лет-108/65, в 13 лет-112/65, в 14 лет-115/66, в 15 лет-120/68, в 16 лет - 125/73 мм рт. ст. У девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт.ст. ниже.
Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличивается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давление, поэтому растет их разность, т.е. пульсовое давление. Такое изменение улучшает кровоснабжение различных органов тела.
Рост просвета сосудов в переходный период (13-14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии - повышение АД до 140 мм рт.ст. и выше.
В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков, происходит замедление кругооборота крови, время кругооборота крови у дошкольников - 14 с, у младших школьников - 16 с, в среднем школьном возрасте - 18 с, а у старших школьников достигает значения взрослых - 20-22 с. Изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота дыхания в 1 минуту. У детей дошкольного и младшего школьного возраста легочная вентиляция нарастает преимущественно за счет учащения дыхания, а у подростков - за счет повышения глубины дыхания, и лишь у половины из них при этом происходит и учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыхания составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближается к взрослому уровню - 16-18 вд./мин. минутный объем выдыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14 лет - около 5 л/мин (у взрослых 5-8 л/мин). Происходящие изменения носят прогрессивный характер, позволяя улучшить газообмен в легких, так как при частом и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха.
Однако дыхательные функции испытывают некоторые трудности развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше первоначальной, но все же вдвое меньше, чем у взрослых. Повышение возбудимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кислородного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут возникать головокружения и обмороки.
В этот период у подростков наблюдается неритмичность дыхания,незавершен еще процесс расширения воздухоносных путей. Носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам. Развитие новых ветвей бронхиального дерева, заметно усиливается еще до начала пубертатного периода, ускоряется после его окончания. После 11-12 лет процесс расширения бронхов начинает преобладать над удлинением. Происходит бурное развитие альвеол. Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких у 13-летних девочек составляют около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков - лишь 73 % к этим объемам у 18-летних юношей. У мальчиков ЖЕЛ больше чем у девочек на всех стадиях полового развития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в младшем школьном возрасте около 1 л, в среднем школьном возрасте - примерно 3 л.
Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы.
Для растущего организма огромное значение имеет качественное и разнообразное питание, важен рациональный режим поступления пищи. Для среднего школьного возраста оптимальное количество пищи - 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой периодичности режима питания способствует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом. При четырехразовом питании усваивается около 80 % поступающей в организм пищи, а при трехразовом - около 75 %.
К возрасту 13-15 лет устанавливается взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повышается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение. В этот период еще продолжается морфологическое развитие желудочно-кишечного тракта. С возрастом увеличивается длинна пищевода (в 5 лет - 16 см, в 15 лет - 19 см, у взрослых - 25 см). В 12-15 лет заметно нарастает длина кишечника. В 14-15 лет особенно увеличивается печень. До 19 лет растет поджелудочная железа.
Мышечный слой желудка и кишечника становится толще, увеличивается сила сокращения гладких мышц. Активизация моторики желудка и кишечника облегчает перемешивание пищи, улучшая ее переваривание и продвижение пищевого комкапо желудочно-кишечному тракту. В 10-летнем возрасте процессы всасывания в желудке прекращаются и осуществляются у подростка главным образом в тонком кишечнике.
В поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза) важная роль принадлежит мочевыделительной системе. Почки достаточно полно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отмечается в период полового созревания. В среднем школьном возрасте к 12-14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования - фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания). Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к конечным показателям (увеличивается во вторичной моче количество мочевины, натрия, и уменьшается количество молочной кислоты). Суточное количество выделяемой мочи в 10-летнем возрасте составляет 1.5 л, а в период полового созревания достигает взрослого уровня - до 2.0 л.
В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, вызванное включением генетических влияний на ЦНС и эндокринную систему. В этом возрасте происходит возрастная инволюция эпифиза. Происходящее снижение тормозящего действия эпифиза на нижележащие структуры гипоталамуса приводят к их активации. Усиливается взаимодействие гипоталамуса и гипофиза - так называемой гипоталамо-гипофизарной системы. Гипоталамус начинает стимулировать секреторную функцию гипофиза. В результате гипофиз резко усиливает выброс крови соматотропного гормона (гормона роста) и гонадотропного гормона, который взывает усиленную секрецию половых гормонов надпочечниками (андрогенов и эстрогенов) и половыми железами (тестостерона и эстрадиола). В организме под влиянием этих гормонов усиливаются процессы роста и развертываются процессы полового созревания - формирования организма по мужскому и женскому типу.
Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина), стимулирующих обменные и энергетические процессы в организме и способствующие его росту и развитию. Избыточная активность щитовидной железы приводит к развитию гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и расстройство сна.
Вилочковая железа, тормозящая развитие половых желез, испытывает в переходный период обратное развитие, уступая активную роль половым железам.
Большое значение в росте тела имеет гормон поджелудочной железы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способствует анаболическим процессам - синтезу белков, жиров и углеводов в организме.
Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивидуального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка. К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков, характерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).
В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1 -2 года. длительность этого периода имеет большие межиндивидуальные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий и внешней среды.
Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии.
Процессы теплообмена у подростков отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габаритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей.
После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической терморегуляции, обеспечивающей поддерживание постоянства температуры телаза счет изменений интенсивности метаболических процессов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций. Хотя терморегуляционное усиление теплопродукции в целом снижается по мере взросления, у подростков 10-14 лет этот механизм снова временно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода.
Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тел или поверхности тела заметно снижается. У девочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая примерно 1300-1400 кал. С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена веществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потребность организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке с возрастом снижается: в 1-3 года - 4-4.5 г, в 6-10 лет - 2.5-3 г, у подростков - 2-2.5 г. общая суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: в среднем школьном возрасте - примерно 85-90 г. Аналогичны величины суточной потребности в жирах. У подростов еще достаточно высока потребность в поступлении с пищей жира. В период полового созревания жиры используются для пластических процессов формирования состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов. Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной активности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обмена на единицу массы тела может быть ниже на 20-30 % из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Относительная интенсивность углеводного обмена у подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: в среднем школьном возрасте - 340-370 г. углеводы обеспечивают в организме подросткакак пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах. В растущем организме велика потребность в поступлении необходимого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо - для образования гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относительная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах снижается.
Приложение VIII
Вопросы к экзамену по возрастной анатомии и физиологии
1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Основные этапы развития.
2. Понятие о росте и развитии. Теория индивидуального развития человека.
3. Закономерности роста и развития детей и подростков.
4. Принципы возрастной периодизации. Характеристика основных этапов онтогенеза человека. Критические периоды.
5. Сенситивные периоды развития ребенка.
6. Наследственность и среда, их влияние на развитие детей и подростков.
7. Опорно-двигательный аппарат, его значение и особенности развития. Правило Аршавского.
8. Кость как орган, виды соединения костей.
9. Суставы, их строение и виды, возрастные особенности.
10. Череп, его возрастные, индивидуальные и половые особенности.
11. Мышца как орган. Строение и виды мышц.
12. Развитие мышечной системы (мышечная масса, сила мышц).
13. Развитие двигательных качеств (быстрота, ловкость, выносливость).
14. Возрастные особенности крови и ее иммунобиологических свойств.
15. Насосная функция сердца. Свойства сердечной мышцы.
16. Кровеносные сосуды, строение, функции. Круги кровообращения. Возрастные особенности сосудистой системы.
17. Возрастные особенности отделов дыхательной системы.
18. Характеристика внешнего и внутреннего дыхания. Транспорт газов кровью.
19. Отделы пищеварительного тракта, их функциональное значение
20. Возрастные особенности пищеварения.
21. Пищеварительные железы, их значение и возрастные особенности.
22. Обмен веществ и энергии - как основная функция организма. Возрастные особенности.
23. Основные группы питательных веществ и их значение для организма. Энергетическая ценность пищевых продуктов.
24. Мочевыделительная система, ее развитие в онтогенезе.
25. Выделительная функция у детей, особенности регуляции.
26. Кожа, ее структурно- функциональные особенности.
27. Женская и мужская половые системы, возрастные особенности.
28. Половое созревание и его этапы.
29. Возрастные особенности эндокринной системы, ее роль в период полового созревания.
30. Гипофиз и его значение в разные периоды онтогенеза.
31. Щитовидная, паращитовидная железы, строение, функции. Причины нарушения их деятельности.
33. Общая характеристика анализаторов.
34. Слуховой и вестибулярный анализаторы, их строение и возрастные особенности.
35. Зрительный анализатор, его строение и возрастные особенности.
36. Вкусовой и обонятельный анализаторы, строение и возрастные особенности.
37. Двигательный и кожный анализатор, строение, возрастные особенности.
38. Возрастные особенности терморегуляции.
39. Строение нервной системы, ее отделы, этапы развития в онтогенезе.
40. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы, ее особенности у детей и подростков. Теория функциональных систем П.К.Анохина.
41. Спинной мозг, его строение, функции, возрастные особенности.
42. Морфофункциональные особенности заднего мозга (мост, мозжечок).
43. Стволовая часть головного мозга, возрастные особенности и функциональное значение ее отделов.
44. Промежуточный мозг, его функциональное значение. Гипоталамус -гипофизарная система.
45. Структурно-функциональные особенности вегетативной система.
46. Учение о высшей нервной деятельности.
47. Условные рефлексы, механизм и условия образования, виды условных рефлексов и торможений.
49. Безусловные рефлексы, их биологическое значение.
50. Типология высшей нервной деятельности человека, пластичность типов ВНД. Динамический стереотип.
51. Значение 1 и 2 сигнальных систем, их развитие и взаимосвязь.
52. Особенности формирования речи, речевой аппарат.
53.Физиологические особенности дошкольников.
54. Школьная зрелость и ее диагностика.
55. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
56. Уровень физического развития, особенности его определения у детей различных возрастных групп.
57. Физиологические особенности младших школьников.
58. Физиологические особенности подростков.
59. Физиологические особенности юношеского возраста.
60. Поведение, особенности его формирования у детей.