О великих достоинствах обрядов Хаджа

Условия, при которых хадж становится обязательным

1) Ислам. То есть человек должен быть мусульманином. Так как Всевышний не принимает

поклонения от неверующего, на что указывает Коран:

وَمَا مَنَعَهُمْ أَن تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلاَّ أَنَّهُمْ كَفَرُواْ بِاللّهِ وَبِرَسُولِهِ

«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника».

2) Свобода. То есть, чтобы человек не был рабом. Так как его имущество принадлежит его

господину, как сказал пророк: «Тот, кто продал своего раба, у которого есть имущество, то его имущество становиться владением того, кому продан раб». И поэтому если у раба не будет имущества, то он не сможет совершить хадж.

3) Совершеннолетие и разум. (таклиф). Однако если ребенок сделает хадж, то его хадж

действителен, но он не снимает с него «хадж ислама». Доводом на действительность его хаджа является хадис, переданный имамом Муслимом, о том, что когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, показали ребенка, и спросили, засчитывается ли ему хадж, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, и тебе вознаграждение!»

Совершеннолетие достигается появлением одного из 3 признаков у мужчин и 4 у женщин: поллюции, волосы на лобке, возраст 15 лет, и у женщин те же самые, и еще один признак – месячные.

4) Мощь (Къудра). То есть тот, кто имеет физическую и материальную возможность. Этот вопрос имеет четыре положения:

1 – Богатый и физически способный. Такой человек обязан сам совершить хадж.

2 – Физически способный, но не имеющий средств. Если есть возможность совершить хадж

без денег, то он обязан это сделать. Т.е. живет рядом с Меккой и может сделать хадж пешком. Или кто-то берет его в поездку в хадж в качестве прислуги т.п.

3 – Богатый, но физически больной человек. Обязан дать имущество тому, кто совершит за

него хадж.

4- Бедный, больной. Снимается с него хадж.

- Также в материальную возможность входит то, что человек обязан выполнить все свои обязательства. К обязательствам относится:

- Долги перед Аллахом (искупления, обеты)

- Его созданиями, как содержание жены, детей, близких. Т.е. чтобы он оставил им столько, сколько хватит до его возвращения.

- Отсутствие долгов перед людьми.

Примечание: Если кредитор позволил человеку ехать в хадж, то ему все равно не дозволено отправляться в путь, если только кредитор не скажет: «Если с тобой что-нибудь случиться, я тебе простил твой долг.

- Также, по одному из мнений ученых, дозволено давать закят человеку для того, чтобы он совершил первый обязательный хадж, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Хадж – из пути Аллаха»

5) Наличие махрама для женщины.

Наличие махрама возвращается к вопросу мощи (къудра). И тот, у кого нет махрама, подобен тому, у кого нет материальной или физической возможности.

Условия махрама для поездки в хадж и умру:

- чтобы он был мусульманином, совершеннолетним, разумным.

К махрамом для женщины являются следующие:

1) Махрам по причине родословной: (отец, дед (и выше), сын, внук (и ниже), брат, сын брата и сын сестры, дядя со стороны отца и матери)

2) Махрам по причине кормления грудью те же самые что и махрамы по причине родословной.

3) Махрам по причине брака: (отец мужа, сын мужа, муж матери (если начал с ней жить супружеской жизнью), муж дочери)

Примечание: Если у женщины есть махрам (отец, брат и т.д), и муж запрещает ей ехать в первый её хадж, она ему не подчиняется.

Обязательность совершения хаджа без промедления

Доводом тому являются:

Первое, слова Аллаха:

ولله على الناس حج البيت من استطاع إليه سبيلا ومن كفر فإن الله غني عن العالمين

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Али Имран 97).

Второе, слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О люди, Всевышний Аллах

обязал вас хаджем, так совершаете же его!» (Муслим).

Третье, основой в приказе является то, что его следует выполнить сразу же, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разозлился на сподвижников, за то, что они сразу не выполнили его приказ, когда он приказал им выйти из состояния ихрама. (Бухари)

Четвертое, человек не знает, что с ним случится, может быть в этом году он может выполнить

приказ Аллаха, а в следующем не сможет.

Пятое, Всевышний приказал стремиться к добру:

فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ

Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах.А запаздывание с этим противоречит тому, что приказал Аллах.

О великих достоинствах обрядов Хаджа

Всевышний Аллах сказал:

الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلاَ رَفَثَ وَلاَ فُسُوقَ وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللّهُ وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (аль-Бакъара: 197).

Сообщается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил хадж Аллаху, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернется таким же, каким был он в тот день, когда его родила мать».аль-Бухари 1521, Муслим 1350.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил в хадисе который передал Амр бну аль-Ас: «Ислам стирает то, что было до него, хадж стирает то, что было до него, хиджра стирает то, что было до нее» Муслим

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Совершение ‘умры от умры служит искуплением совершенных между ними грехов, что же касается безупречного Хаджа, то нет за него другого воздаяния, кроме Рая!» аль-Бухари 1773, Муслим 1349.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Джихадом старика, ребенка, слабого и женщины является Хадж и Умра!» ан-Насаи 2626. аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Также сообщается от Хусайна ибн ‘Али, что однажды один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я труслив и слаб!”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Тогда спеши совершить джихад, в котором нет сражения – Хадж!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 4/4287. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/152.

Каждый мусульманин обязан стремиться исполнить этот великий обряд и столп Ислама, в особенности это касается того, кто обладает достатком совершить Хадж, но затягивает это, не имея никакого оправдания. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите совершить обязательный Хадж, ведь поистине, никто из вас не знает, что может ему помешать!» Ахмад 1/314. Достоверность хадиса подтвердил аль-Альбани.

А ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил, весьма устрашающе: “Тот, кто имел возможность совершить Хадж, но не совершил его, то нет разницы, как он умрет – христианином или иудеем!” аль-Исма’или, Ибн Абу Шайба, Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/97.

Более того, несмотря на то, что по единогласному мнению (иджма’) совершение Хаджа является обязательным лишь один раз в жизни, многие имамы считали желательным совершить Хаджа вновь по истечении пяти лет. При этом они опирались на следующий хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Если я сделал тело раба Своего здоровым и удел его обширным, а по истечении пяти лет он не навестил Меня, то тогда он из числа лишенных блага!”» Ибн Хиббан 960.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Когда мы с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидели в мечети в долине Мина, пришли два человека: один из числа ансаров, а другой из племени Сакъиф, которые поприветствовав нас, сели. Затем они сказали: “О посланник Аллаха, мы пришли спросить тебя”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если желаете, я сообщу вам о том, что вы хотели спросить, а если желаете, вы сами расскажите это». Они сказали: “Сообщи нам, о посланник Аллаха”. Сакъафи сказал ансару: “Спрашивай”. Однако он сказал: “Сообщи мне, о посланник Аллаха”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты пришел, чтобы спросить о том, что тебе будет за выход из дома для того, чтобы отправиться в Заповедную мечеть. Чтобы узнать о двух ракатах после таууафа, что будет тебе за это. Узнать про обход между холмами Сафа и Маруа. О пребывании на Арафа, о бросании камешком в столбы, о Жертвоприношении, о бритье головы и основной обход Каабы, что будет тебе за все это!» Тот ответил: “Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, именно это я пришел спросить!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если ты выйдешь из своего дома, направляясь к Заповедной мечети, то каждый раз как твое верховое животное опустит и поднимет лапу, тебе будет записано одно вознаграждение и прощено одно прегрешение. Что касается двух рак’атов после (семикратного) обхода Каабы, то это подобно тому, что ты дал свободу рабу из числа потомков Исма’иля. Что касается обхода между холмами Сафа и Маруа, то это равнозначно освобождению семидесяти рабов. Что касается твоего пребывания на ‘Арафа, то Всевышний Аллах спускается на нижнее небо, гордясь вами перед ангелами, и говорит: “Рабы мои пришли ко мне с растрепанными волосами с различных мест, желая Моего Рая! Если бы их грехи были с количества камешков, капель дождя и пены морской, то я простил бы им! О рабы мои, даровано вам прощение!” Что касается бросания камешков, то за каждый брошенный камешек будет прощен тебе большой грех. Что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа. Что касается бриться головы, то за каждый волосок тебе запишется благое дело и будет прощено прегрешение. А что касается твоего обхода вокруг Каабы после всего этого, то совершишь ты обход, не имея грехов. И после этого явится ангел, который, положив руки на твои плечи, скажет: “Совершай то, что предстоит тебе в будущем, ибо поистине, прощено тебе то, что было!”» См. “Сахих ат-таргъиб” 1112.

Примечание:

Столпы (аркан) умры:

1) Ихрам

2) Таваф

3) Бег между Сафой и Марвой

Обязательные обряды (уаджибат) хаджа

1) Войти в состояние ихрама на микате

2) Бритье или стрижка волос

Столпы (аркан) хаджа:

1) Ихрам

2) Стояние на арафате

3) Таваф ифада

4) Бег между Сафой и Марвой

5) Ночевка в Муздалифе (в этом вопросе есть разногласие)

Обязательные обряды (уаджибат) хаджа

1) Войти в состояние ихрама на микате

2) Находится на Арфате до заката солнца

3) Ночевка в Муздалифе (некоторые считают это столпом)

4) Бросание камней (в 10, 11, 12 дни зуль-хиджы)

5) Бритье или укорачивание волос

6) Прощальный таваф

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал:

الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа»(Аль-Бакара: 197). Известные месяцы - это Шаваль, Зуль-Къада, Зуль-Хиджа

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается «вступление в половую близость».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.

Примечание: Шейх Аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на вопрос: «Относится ли мыло к использованию благовоний или нет?» говорил: «Скорее всего нет. Так как люди не считают мыло благовонием. Ведь человек если хочет помазаться благовонием не мажет свою одежду мылом. И так как мыло чаше всего используют для того, чтобы отмыть руки от запахи пищи, в него добавили приятный запах. Поэтому мне кажется, что мыло содержащие приятный запах не относится к разделу запретного использования благовоний (в состоянии ихрама) (Шарх Мумтиъ: 7/139)

В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (тауаф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.

Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

Наши рекомендации