Экспериментальные голодания

Экспериментальных голоданий, в которых участвовали и мужчины, и женщины, вероятно, больше, чем мы думаем. Несколько лет назад профессора Карлсон и Кунде (Чикаг­ский университет) провели несколько подобных опытов. Их голодания были относительно недолгими. Незадолго до своей смерти Карлсон провел несколько эксперименталь­ных голоданий с пациентами и сам имел несколько корот­ких. Был проведен ряд экспериментальных голоданий боль­шой длительности. Так, профессор физиологии Луиджи Лючиано (Римский университет) изучал тридцатидневное голодание. Директор Императорской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге В. Пашутин осуществил ряд экспериментов на животных и исследовал смертельные слу­чаи от истощения у человека, опубликовав результаты иссле­дований в работе „Физиология патологии при истощении". Несколько лет назад доктор Фрэнсис Дж. Бенедикт (Ин­ститут Карнеги) опубликовал книгу „Метаболизм истоще­ния".

Несмотря на тщательность наблюдений за ходом экспе­риментальных голоданий и применение различных тестов и измерений, эти эксперименты дали очень мало результатов, ибо они базировались на краткосрочных голоданиях, самое длительное из которых было семь дней. В первые несколько дней голодания наблюдаются самые тяжелые беспокойства, так что результаты этих коротких голоданий вводили в силь­ное заблуждение или, как говорит профессор Леванзин, „та большая книга, на которую институт Карнеги потратил шесть тысяч долларов, не стоит бумаги, на которой она напе­чатана". А изучение доктором Бенедиктом прежних экспери­ментов с голоданием посвящено голоданиям здоровых лю­дей, что может пролить лишь немного света на значение голодания при болезни.

В 1912 году профессор Агустино Леванзин (Мальта) при­был в Америку для изучения профессором Бенедиктом голо­дания самого Леванзина длительностью в тридцать один день. Это голодание началось 13 апреля 1912 года при весе голодающего „немногим более 132 фунтов, нормальном, по стандартам Йельского университета, и при росте пять футов шесть с половиной дюймов".

Леванзин считает, что это важный показатель при каж­дом голодании. Профессиональные голодальщики, подобно животным в состоянии зимней спячки, обычно переедают, прежде чем начинают голодание и накапливают большое количество жира и других запасов. Он полагает, что благода­ря этому длительные голодания, до того исследованные, происходили за счет жира, а не всего организма. Он попы­тался обойти эту „ошибку", начав голодание при „нормаль­ном" весе тела. По его мнению, длительность голодания не имеет значения, если оно начато не при нормальном весе тела. Он считает, что человек может потерять шестьдесят процентов своего нормального веса без всякого риска уме­реть или нанести вред своему организму, ибо наибольшую часть обычного веса тела составляют пищевые излишки. „В начале голодания мой точный вес был немногим более 60,6 кг. Ъ конце тридцатиоднодневного голодания я весил едва 47,4 кг, т.е. потерял 13,2 кг. Во время голодания измерялись пульс, кровяное давление, частота и объем дыхания, бра­лись пробы крови, производились измерения тела, анализ мочи, проверялся рост волос, не говоря уже о бесчисленных ежедневных наблюдениях за моим умственным и физичес­ким состоянием".

Голодание в случаях, когда питание невозможно

Существуют патологические состояния, когда питание невозможно. Такие состояния, как рак желудка, разрушение желудка кислотами, другими факторами, делает далее не­возможным прием пищи. Люди в подобных состояниях ча­сто на длительное время перестают есть прежде, чем нако­нец умирают. О нескольких таких случаях будет сказано ниже в тексте по ходу нашего исследования. В некоторых случаях невроза желудка происходит рвота пищей сразу же после ее приема, или же она проходит в тонкий кишеч­ник с почти равной ее приему скоростью и выходит из орга­низма неусвоенной. Такой больной, хотя и ест, но практиче­ски лишен питания. И подобное состояние может длиться долго.

Голодание моряков и пассажиров при кораблекрушении

Потерпевшие кораблекрушение моряки, а также летчики, упавшие в море, во многих случаях вынуждены длительное время существовать без пищи и часто без воды. Многие пе­режили длительные периоды без пищи в суровых условиях, продиктованных пребыванием в море. Многие подобные случаи во время последней войны широко освещались в пе­чати.

Погребенные шахтеры

Зачастую при шахтных обвалах один или несколько шах­теров оказываются погребенными на более или менее дли­тельное время, в течение которого они остаются без пищи и часто без воды. Их выживание, пока их не спасут, зависит не от пищи, а от воздуха. Если запасы кислорода иссякают прежде, чем спасатели доберутся до них, они погибают, в остальных случаях они выживают и без пищи. Погребен­ный шахтер подобен животному, захороненному в снежном сугробе на дни и недели. И он способен прожить длительное время в таких условиях и выжить, как это животное.

Голодание при болезни

Установлено, что голодание ради облегчения человечес­ких страданий практиковалось непрестанно в течение деся­ти тысяч лет. Несомненно, что оно применялось с того вре­мени, как человек впервые заболел. Голодание было частью целительной методы в древних храмах Эскулапа за 1300 лет до Иисуса. Мифический греческий „отец медицины" Гиппо­крат, видимо, предписывал полное воздержание от пищи при активизации „болезни" и особенно в ее кризисный пери­од, в прочих же случаях скромную диету. Тертуллиан оста­вил нам трактат по голоданию, написанный около 200 года н. э. Плутарх говорил: „Вместо приема лекарства лучше про­голодай день". Великий арабский врач, Авиценна часто реко­мендовал голодание в течение трех недель и более. Я ду­маю, несомненно человек, подобно животным, всегда голодал при остром заболевании. В более поздние времена медицина наставляла больных, что они должны есть для поддержания силы и что, если они не будут питаться, их со­противляемость упадет и они ослабнут. За всем этим стоит идея, будто если больной не будет есть, он наверняка умрет. Но истина в обратном: чем больше он ест, тем более вероят­ности, что умрет. В работе „Питание ради укрепления" выда­ющийся гигиенист прошлого века М.Л. Холбрук писал: „Го­лодание - это не какой-то хитрый трюк духовенства, а самое мощное и безопасное из всех лекарств".

Когда животные болеют, они отказываются от пищи. Лишь после того, как они выздоровели, и не раньше, они принимаются за еду. Для человека так же естественно отка­зываться от пищи при болезни, как это делают животные. Его естественное отвращение к еде - это надежный указатель на то, чтобы не есть. Антипатии и нерасположение боль­ного, особенно к пище, шуму, движению, свету, душному воздуху и др., нельзя легкомысленно игнорировать. Они вы­ражают защитные меры больного организма.

Голод и война

Война и голод, вызванный засухой, вредителями - насе­комыми, наводнениями, буранами, землетрясениями, моро­зами, снегопадами и т.д., часто лишали целые народы пищи на длительное время, так что они были вынуждены голо­дать. Во всех этих случаях у них были ограниченные запасы продовольствия, а в отдельных случаях долгое время вооб­ще не было пищи. Способность человека голодать, даже дли­тельное время, оказывается, как у низших животных, важ­ным средством выживания при подобных обстоятельствах. Такие продолжительные периоды лишений в прошлом бы­ли более частыми, чем сегодня, когда современный транс­порт и средства коммуникаций доставляют людям в районы голода питание за очень короткое время.

Наши рекомендации