Светолюбивое дерево ясень

Солнца

Задачи урока: расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и Солнца.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, глобус, проекционные фонарики, металлические пластины.

Изучение данной темы можно начать с повторения.

В начале урока учитель записывает на классной доске его тему и предлагает задание «Мозговой штурм». Ученики должны вспомнить все, что им известно о вращении Земли вокруг своей оси и ее движении вокруг Солнца.

Возможные варианты ответов в ходе «Мозгового штурма»:

· Земля вращается вокруг своей оси.

· Один полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа,

· На освещенной Солнцем стороне Земли – день, а на неосвещенной в это время – ночь.

· Почувствовать вращение Земли, находясь на ее поверхности, человек не может. Его масса слишком мала по сравнению с массой земного шара.

· Вращаясь вокруг своей оси, Земля одновременно движется вокруг Солнца.

· Один полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней 6 часов 9 минут – один земной год.

· За 4 года из часов и минут «набегают» лишние сутки, и потому раз в 4 года бывает високосный год.

· Из-за наклона земной оси лучи Солнца по-разному согревают Землю во время ее движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времен года на Земле.

· Когда Северное полушарие обращено к Солнцу, на него попадает больше солнечных лучей, чем на Южное полушарие, и в Южном полушарии зима.

· Когда Южное полушарие обращено к Солнцу, в Северном полушарии зима.

Предполагаемые ответы учеников записаны на доске еще до начала урока и прикрыты занавеской. Когда дети выскажутся, занавеску отодвигают и ответы еще раз прочитываются учениками по цепочке.

Следующая часть урока проводится по хорошо знакомой методике – чтение текста с комментариями. Школьники читают параграф и сразу же сообщают учителю о тех сведениях, которые они знали и забыли, или о тех сведениях, которые для них являются новыми.

Например:

· Вращается Земля вокруг своей оси с запада на восток (против часовой стрелки).

· По мере движения Земли освещенная часть постепенно становится темной, а темная – освещенной.

· Мы живем в Северном полушарии.

· Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времен года.

· В районе экватора смены времен года не происходит. Там царит вечное лето.

· На экваторе лучи Солнца падают почти отвесно. А нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца над горизонтом. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом в течение всего года, поэтому земная поверхность получает большее количества тепла.

Последняя часть урока – практическая. Учитель предлагает работу в парах: проделать опыт по освещению глобуса проекционным фонариком, описанный в учебнике. А затем может сам продемонстрировать опыт по нагреванию металлических пластинок, если стоит солнечная погода.

Советуем также всем классом внимательно рассмотреть и проанализировать рисунки к параграфу.

Урок 13. Природные зоны нашей страны

Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «природная зона», с названиями природных зон России, обучить детей показывать природные зоны России на карте.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, настенная карта природных зон России, с дополнительной литературой для самостоятельного чтения.

Урок можно начать с повторения понятия «природное сообщество», предложив учащимся ответить на вопрос, почему лес называют природным сообщество. (Лес называют природным сообществом потому, что растения, животные, грибы, микроорганизмы тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща, и зависят друг от друга.) Далее зачитывается вслух вопрос, которым начинается параграф: какие животные и растения живут в таких природных сообществах, как лес, луг, болото, пресный водоем? После этого учащихся можно разбить на группы и (или пары) поручить каждой из них подготовить ответ о растениях и животных в одном из природных сообществ.

Объясняя новый материал, целесообразно показать на карте обозначения природных зон и сами природные зоны России. Ученики должны усвоить, что условия жизни в природе зависят от многих причин: от количества солнечного света и тепла, которое получает земная поверхность, от количества выпадающих осадков, от того, в какое время года выпадают эти осадки и др. Однако на земле есть очень большие пространства со сходными природными условиями. И каждое из них имеет свой особый растительный и животный мир. Эти пространства называют природными зонами (термин записывается на классной доске).

Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень разнообразна. Северные районы нашей страны получают меньше солнечного тепла и света, а южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: ледяная зона (зона арктических пустынь), зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков.

После объяснения нового материала можно организовать работу в парах. Школьники рассматривают карту природных зон России (с. 60–61), находят условные обозначения разных природных зон. Один из учеников рассказывает соседу, каким цветом они обозначаются, а тот показывает их на карте. Вместе дети рассматривают ландшафты природных зон на с. 65. Кого–либо из учеников можно попросить показать природные зоны России и на настенной карте.

По цепочке вслух рекомендуем прочитать для закрепления материал, помещенный на с. 62.

Далее учитель предлагает подумать над вопросом, почему на карте природных зон горные области окрашены особым цветом

Уточнить ответы поможет текст (с. 63). Учащиеся узнают, что смена природных зон с севера на юг отчетливо прослеживается только на равнинах, которые занимают большую часть нашей страны. На карте дети находят и показывают Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину. Но на территории нашей страны есть еще и Среднесибирское плоскогорье и горы: Уральские, Кавказ, горные страны Алтай и Саяны. В горах природа изменяется с высотой, от подножья горы к вершине. Только в горах с самолета можно сразу увидеть и горные ледники, и горную тундру, и лесотундру, и горные леса и горные степи. Чем выше горы, тем больше в них поясов. При подъеме в гору пояса сменяют один другой подобно тому, как изменяются природные зоны при движении к полюсу. Поэтому на карте природных зон горные области обозначены особым цветом.

Учитель сообщает, что, начиная со следующего урока, учащиеся будут совершать удивительные воображаемые путешествия по природным зонам России. Учитель показывает книги о природных зонах, которые имеются в школьной библиотеке. Список книг вывешивается на стенде в классе. Для дополнительного чтения можно порекомендовать следующие книги: Н. И.Сладков «С севера на юг», «Жизнь на песке»; Я.А. Марголин «Где у растения дом?»; В.И. Морозов «Рассказы о русском лесе»; А.Членов «Знакомьтесь «СП»; А.Нечаев «Путешествие на Таймыр»; С.Сахаров «Кто живет в теплом море»; Г. Е. Ганейзер «Там где начинается море», «География в картинках»; П. Багин «Путешествие за полярный круг».

Если на уроке останется время, можно обсудить со школьниками вопросы рубрики «Готовимся к школьной олимпиаде!».

Примечание. Следующий урок – заседание клуба. Поэтому можно поручить членам клуба подготовить доклады на темы: «Особенности неживой природы ледяной зоны», «Растения ледяной зоны», «Животные ледяной зоны», «Арктика и человек». Ученики могут пересказать содержание учебника или дополнить его материалом, который вы им посоветует прочитать.

Дополнительный материал, который можно заранее предложить докладчикам.

1. Суровые условия ледяной зоны переносят немногие растения: водоросли, мхи, некоторые цветковые растения (полярный мак, полярная ива).

В зоне Арктики иногда можно увидеть снег красного цвета. Вызывает это удивительное явление снежная водоросль, или хламидомонада снежная. Она способна жить только на снегу. Когда поверхность снега начинает подтаивать под лучами солнца, водоросль начинает накапливать красное красящее вещество. На тающем снеге появляются большие красные пятна, образованные скоплением несметного количества хламидомонад. Эти водоросли неприхотливы в питании. Для развития им нужен только углекислый газ, который они поглощают из воздуха, да еще растворенные в талой воде минеральные вещества, они попадают в воду со скал.

Каждому виду этих хламидомонад присуща определенная окраска. Поэтому можно встретить не только красный, но и розовый, оранжевый, зеленый, коричневый, бурый и черный снег. Все эти мельчайшие живые организмы живут только в верхних слоях снега и не расселяются равномерно по его поверхности, а образуют отдельные скопления.

2. В водах морей ледяной зоны водится несколько видов рыб, но повсеместно распространена холодолюбивая родственница трески – сайка. Она служит основным кормом для тюленей и разнообразных птиц.

Огромные скопления птиц на неприступных скалах называют птичьими базарами. На таком базаре десятки, а то и сотни тысяч птиц. Они устраиваются на каждом, даже самом крохотном выступе и карнизе. Это морские птицы – кайры, глупыши, чайки. Они слетаются летом на пустынные береговые скалы и выводят там птенцов. Они не строят гнезд, поскольку построить их не из чего, и откладывают яйца в маленькие углубления, крохотные ямки в скалах или прямо между камнями. И яйца у них особенные –грушевидной формы. Подует ветер – яйцо крутится, а из углубления не падает. Некоторые птицы подкладывают под яйца выщипанный у себя на груди пух.

Почему же птицы выбирают для гнездовий такие неприветливые места, где постоянно дуют ветры, часто падает снег или идет дождь? Места, где нет ни травы, ни кустарников, ни насекомых? Моря Северного Ледовитого океана очень богаты рыбой, а это основная и

любимая пища морских птиц. И врагов здесь у них мало. Если появится враг, то птицы так дружно набрасываются на грабителя, что тот поспешно обращается в бегство. Даже песец боится морских птиц, несметные стаи собираются на птичьем базаре.

В ледяной зоне водятся удивительные птицы – тупики. Их еще называют морскими попугаями или морскими клоунами из-за пестро окрашенного, необычной формы клюва. Гнезда у тупиков … под землей! Тупик своим клювом нору выкапывает и устраивает там гнездо. Да еще какое! Ветер не дует, дождь не мочит, град не бьет! И никто гнездо не видит. Даже глазастой белой сове его не найти.

Белая сова – птица тоже необычная. Совята у нее в гнезде мал мала меньше. Они не в один день выводятся. Старшие птенцы младших греют.

А у кайры гнездо… ходячее. Не на скале, не в норе, а нее на лапках! Лежит яйцо прямо на ее широких перепончатых лапах, а сверху она прикрывает его животом. Так птенца и высиживает. И даже может с яйцом передвигаться, чуточку влево, чуточку вправо. Сколько надо! .

А помните ли вы, что тюлени – это млекопитающие животные?

Большую часть времени они проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Морской заяц – самый крупный среди северных тюленей. Его длина свыше 2 м, а масса – до 300 кг. Кольчатая нерпа – самый мелкий из тюленей, встречающихся в Арктике. Длина ее до полутора метров, а масса – 40 – 60 кг.

4. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана на научных станциях работают полярники. Каждый день мы слышим по радио: «Внимание! Передаем сводку погоды…» А узнать, какая погода будет завтра, какая неделю или через месяц, помогают метеостанции. Некоторые из них расположены в Арктике. Ученые-метеорологи, работающие на них, с помощью специальных приборов наблюдают за изменениями погоды. На научных арктических станциях изучают не только погоду, но и Северный Ледовитый океан, его глубины, течения, движения льдов, рыб и зверей, обитающих в нем, растения.

По Великому Северному морскому пути идут караваны кораблей. Они везут разные грузы. А когда можно начинать плавание – навигацию? Где встретятся тяжелые льды, как их легче обойти? Какая будет погода? Все это нужно знать капитанам. И об этом тоже морякам сообщают полярники.

Урок 14–15. Ледяная зона

Задачи уроков: на примере ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны; индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта природных зон России, книжный стенд.

Очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир» посвящается изучению ледяной зоны. Учитель открывает второе заседание клуба и сообщает, что члены клуба подготовили доклады об одной из природных зон – ледяной. И сейчас в соответствии с планом заседания все познакомятся с очень интересными сообщениями об Арктике. Он напоминает, что так называют одну из самых северных природных зон России.

Выбирается председатель заседания. Он просит всех обратить внимание на доску, где записана повестка дня.

Мы покажем это на примере заседания, которое описано в учебнике.

1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны – сообщение Кости Погодина.

2.Растения ледяной зоны – сообщение Маши Ивановой.

3.Животные ледяной зоны – сообщение Миши Иванова.

4. Арктика и человек – сообщение Тани Перовой.

Далее учитель в соответствии с повесткой показывает на карте местоположение ледяной зоны и просит всех детей найти ее на своих картах.

Затем председатель предоставляет слово первому, а затем второму, третьему, четвертому и пятому докладчикам.

В заключение заседания учитель просит всех членов клуба самостоятельно прочитать сообщения учеников из школы села Мирного, а затем ответить на вопросы, помещенные на с. 73.

Дополнительный материал для учащихся, которым поручается подготовить сообщение к следующему уроку.

Ягель

Ягель – так называют три вида кустистых лишайников: кладонию альпийскую, кладонию лесную и кладонию оленью. Ягель зеленовато–желтого цвета (как спелое яблоко) или серого цвета (как пепел).

Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или почти бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибных трубочек находятся изумрудно-зеленые шарики. Это малютки-водоросли. Похожие на них живут и сами по себе на свободе. Ягель, как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных воедино. Тайну лишайников люди узнали немногим более ста лет назад. Это стало одним из интереснейших открытий того времени.

Водоросль, как и зеленые листья деревьев, ловит солнечные лучи и готовит из углекислого газа пищу. Эта пища нужна и самой водоросли и грибу. Гриб доставляет ей воду и растворимые минеральные соли. А еще гриб защищает нежную водоросль от слишком быстрого высыхания. Так и живут водоросль и гриб вдвоем, как единый организм!

Во влажном состоянии ягель мягкий упругий. Но после высыхания становится очень хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается.

Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно по запаху находят его даже зимой под снегом.

Уроки 16–17. Тундра

Задачи уроков: изучить природные условия тундры.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, настенная карта природных зон России, гербарий растений тундры.

Урок начинается с вопроса, по какому плану будет изучаться новая природная зона. После ответов учащимся предлагается прочитать рассказ «Совсем как в сказке» (с. 166–167) и обсудить содержание прочитанного.

Отмечается, что в тундре летом наступает полярный день и солнце светит круглые сутки, не опускаясь за горизонт. Деревья в тундре низкорослые, грибы могут быть выше стелющихся деревьев. В этой природной зоне много болот, ездят в тундре круглый год на санях.

Где же располагается зона тундры в нашей стране? Учитель организует работу с картой природных зон России. Ученики находят условное обозначение данной зоны, а затем определяют по карте ее границы. Учитель спрашивает, что еще могут сказать дети об этой зоне, смотря на карту. Выясняется, что севернее нее находится зона арктических пустынь (ледяная зона), а южнее – зона лесов. Зона тундры протянулась вдоль берегов северных морей на многие тысячи километров с запада на восток. Она занимает огромные пространства в нашей стране – почти одну шестую часть территории России.

Открытия ждут ребят во время чтения текста учебника. Задача учащихся – прочитать текст и найти новые сведения о неживой и живой природе тундры.

В ходе работы с текстом школьники отмечают, что зима в тундре очень суровая. Около восьми месяцев держатся пятидесятиградусные морозы. Зимние дни короткие. В середине зимы наступает полярная ночь. Почти два месяца солнце не поднимается из–за горизонта. Постоянно дуют холодные сильные ветры. Снежный покров неглубокий, но очень плотный. Лето в тундре прохладное и короткое. И хотя наступает полярный день, солнце греет слабо. Даже в самые теплые дни температура воздуха редко поднимается выше 10° С тепла. Скользящие по земле лучи солнца не могут ее прогреть. Поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой земли (30 – 40 см), ниже которого сохраняется вечная мерзлота. Так называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. Слой вечной мерзлоты под тонким слоем прогретой почвы не пропускает талые воды на глубину. Поэтому в тундре очень много болот и озер, а почва холодная и влажная. Природные условия здесь очень суровые. Но все же в тундре растительный и животный мир более разнообразен, чем в ледяной зоне.

Учащимся предлагается рассмотреть рисунок летней тундры на с. 76–77 и назвать растения и животных, которые приспособились к обитанию в суровых условиях этой зоны.

Продолжается комментированное чтение параграфа. Внимание детей обращается на отсутствие в тундре больших деревьев, выясняются причины этого явления. Отмечается также, что в тундре много низкорослых стелющихся растений. Именно такие растения могут выжить в этой местности, используя летом тепло оттаивающей почвы, а зимой – защиту плотного снежного покрова. Ученики знакомятся с видовым разнообразием цветковых растений, которые зацветают в тундре в первые теплые дни. Отмечается также наличие в тундре большого количества мхов и лишайников.

Учителю необходимо еще раз обратить внимание учащихся на то, что лишайники – сложные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Они не относятся к растениям. Методически это необходимо потому, что отдельного параграфа, посвященного лишайникам, в течение всех лет изучения программы не было. В связи с этим обязательно попросите детей прочитать о лишайниках в Словарике, а затем предоставьте слово докладчику, который готовил сообщение о ягеле.

Если возможно, желательно продемонстрировать ученикам гербарий растений и лишайников, которые растут в тундре.

Следующий этап урока – знакомство с животным миром тундры. Ученики самостоятельно читают текст на с. 78 – 79 учебника и рассказывают о содержании прочитанного.

Далее учитель предлагает учащимся найти на карте зон (с. 60–61) города, расположенные в тундре, и рассказывает о своеобразии жизни коренных жителей этих мест в наше время. Коренные жители тундры – коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.

На вечной мерзлоте в тундре возведено немало городов и поселков, проложены железные и шоссейные дороги. Там, где реки впадают в Северный Ледовитый океан, построены современные морские порты. Корабли привозят сюда машины, продукты – все, что необходимо для жизни людей, а увозят добытые в этом краю полезные ископаемые, пушнину, рыбу.

Основное занятие коренных жителей Тундры – оленеводство. Бригады оленеводов кочуют вместе со стадами оленей по просторам тундры. Оленеводство дает людям шкуры для одежды и устройства жилищ, пищу (мясо и молоко), средства для передвижения.

В суровые зимы в тундре нет лучшей одежды, чем сшитая из оленьего меха шуба, нет сытней еды, чем оленина. Оленеводство – это своего рода искусство. Надо уметь оберегать оленей от болезней, от комаров, от полярных волков. Надо знать, где самые богатые пастбища в тундре, где можно укрыть стадо от непогоды. Дети оленеводов проводят свои летние каникулы в тундре вместе с родителями. Помогают им пасти стада. А осенью за детьми прилетают вертолеты, которые доставляют их в поселки, в которых находятся школы.

Школьники узнают, что кроме оленеводства, коренные жители тундры занимаются рыболовством и охотой. В таймырских озерах водится ценная рыба: чир, муксун, северный омуль, сиг, голец. Летом пойманную рыбу солят, вялят и коптят.

Важно подчеркнуть что природа тундры очень ранима и относиться к ней надо бережно, Особенно беззащитна она перед браконьерами. Охота на песцов, уток, куропаток в тундре строго ограничена, а на редких птиц – белого журавля и розовую чайку – вообще запрещена. Педагог показывает рисунки или фотографии этих охраняемых государством птиц.

Примечание.

Розовые чайки – это небольшие (не крупнее вороны) птицы. Они очень красивы: клюв черный, спина и хвост сизые, ноги красные, вокруг шеи – черное ожерелье (только летом), а на голове, груди и брюшке – перья с нежно-розовым отливом. Гнездовья розовых чаек встречаются только в низовьях Индигирки и Колымы (Якутия) на кочках среди озер. Здесь птицы выводят птенцов, выкармливают их жуками, мухами и другими насекомыми. Интересно, что на зиму они улетают не на юг, как другие птицы, а на север, в район Северного Ледовитого океана, где держатся на незамерзающих полыньях, питаясь рыбами и рачками.

Белый журавль, или стерх, – самый крупный среди журавлей, массой до 8 кг. Оперение у него почти все белое (только часть перьев черные). Клюв буровато-красный, глаза бледно-желтые, ноги и часть головы красные. Свои гнездовья стерхи устраивают на открытых мохово-лишайниковых кочках среди травянистых болот. У них бывает один или два птенца. Родители кормят их растительной пищей. Белым журавлям необходим покой они покидают места, где их потревожили. В тундре их покой нарушают стада домашних оленей, которые движутся на летние пастбища как раз в то время, когда журавли садятся на гнезда.

Олени сгоняют птиц и разрушают гнезда. Правда, теперь пастухи стали получать рекомендации о маршрутах перегонов оленьих стад, и, как только олени перестали ходить через места гнездовий, стерхи стали возвращаться. Кроме того, эти птицы не выносят соседства проезжих дорог и появления человека вблизи гнездовий.

Рассказывая о полезных ископаемых тундры целесообразно продемонстрировать их образцы из школьной коллекции.

Для того чтобы учащиеся еще раз с интересом познакомились с материалом о тундре, можно на дом задать им подготовить доклад о Таймырском заповеднике.

Урок 18. Зона лесов

Задачи урока: познакомить школьников с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги, смешанного леса, широколиственного леса.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, гербарий растений лесной зоны, настенная карта природных зон.

Урок можно начать работой в парах. Ученикам предлагается в очередной раз вспомнить план изучения природных зон. При затруднении ученики могут обратиться к с. 65 учебника. Кто-то из школьников озвучивает ответ для всего класса. Учитель может записать план на классной доске.

Согласно плану сначала определяется местоположение изучаемой зоны. Учитель показывает учащимся на настенной карте и одновременно рассказывает, что зона лесов России расположена южнее зоны тундры. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана.

Затем предлагает школьникам продолжить работу в парах и самостоятельно найти тайгу, зоны смешанных и широколиственных лесов (с. 60–61).

Каковы особенности неживой и живой природы этой зоны, расположенной южнее тундры?

При последующем обсуждении отмечается, что зима в северной части зоны лесов еще суровая, но не такая долгая, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко.

А в более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее верхний слой более плодородный.

Отмечается также, что разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.

Можно обратить внимание школьников на иллюстрацию (с. 84–85). Художница Нина Юрьевна Карташова попыталась показать, как изменяется характер лесов с севера на юг: хвойные деревья – смешанный лес – мелколиственные деревья – широколиственные деревья.

Учитель просит рассказать о характерных особенностях каждой из частей природной зоны лесов.

Выясняется, чем лесотундра отличается от тайги. В лесотундре много перелесков из корявых сосен, елей и лиственниц. А тайга – это густой лес из хвойных деревьев. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. В таежных лесах растут ель, пихта, сосна, лиственница, сосна сибирская (ее еще называют кедровой сосной). Желательно продемонстрировать учащимся гербарий веточек этих растений. Эти хвойные деревья менее требовательны к теплу, чем лиственные. Поэтому они хорошо прижились на севере лесной зоны, где зима суровее, чем в южной части этой зоны, занятой лиственными лесами. Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений и кустарников. На северо-востоке России таежные леса состоят в основном из лиственницы. Можно попросить детей объяснить, почему это дерево получило свое название. Они об этом уже должны знать.

Далее отмечается, что южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут береза, осина и другие мелколиственные деревья.

А какие деревья преобладают в широколиственных лесах? Это теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.

Очень хорошо, если есть возможность рассмотреть гербарий растений широколиственного леса.

Следует повторить с детьми материал о ярусном расположении растений в лиственном лесу.

В заключительной части урока члены клуба могут предложить своим одноклассникам игру-викторину «Хорошо ли вы знаете растения леса?». Примерные вопросы для викторины:

1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)

2. Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

3. Какой лесные кустарнички не знают листопада? (Брусника. С зелеными листьями она уходит под снег. Не роняют листья также вереск, клюква.)

4.Какое дерево в лесу весной дятла поит? (Береза)

5.Какой весенний цветок в лесу четырежды меняет свой цвет? (Медуница. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие.)

6. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

7. Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? (Черешки у листа осины длинные, в верхней части сплюснутые, а в середине тонкие. Поэтому они неустойчивы и трепещут при малейшем ветре.)

8. О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (О березе.)

9. Почему березу называют кудрявой? (Листья березы располагаются на длинных тонких веточках. Когда дует ветер, они качаются, изгибаются и как бы закручиваются.)

10. Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, и древесина его твердая, крепкая.)

11. Почему сосновый лес называют «краснолесьем»? (У сосны ствол наверху медно-красный, блестит на солнце. Внизу кора другая – коричневая.)

12. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой». (В апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа – намного позже).

13. У какой лесной ягоды семена снаружи? (У земляники.)

14. Для чего землянике усы? (Для размножения.

15. Какое хвойное дерево считают национальным деревом России? Почему? (Лиственницу. Это дерево наиболее распространено в России.)

16. Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней елей»? (Потому что всходы елей под пологом молодого березняка не гибнут; спасаются от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

17. В каком лесу растут лишайники? (Лишайники растут только там, где чистый воздух)

В заключение учитель сообщает, что следующий урок будет посвящен животным леса. Он предлагает всем желающим подготовить краткие сообщения об одном из животных. Сообщения должны содержать новые и интересные для одноклассников сведения. Свои сообщения дети могут проиллюстрировать рисунками.

Некоторым из учеников предлагается подготовить сообщения о заповедных зонах лесов (может быть, кто–то из учеников имеет возможность заглянуть вместе с родителями в Интернет).

Урок 19. Животные леса. Роль леса в природе и жизни людейЗадачи урока: повторить и углубить знания учащихся о природных сообществах леса, о фотосинтезе, о роли леса в жизни людей.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, комнатное растение, колба, вата, штатив, сосуд с водой, полиэтиленовый пакет.

Учитель записывает на классной доске тему урока и предлагает учащимся в форме работы в парах выполнить задание, которое предлагает учебник на с. 90. Затем организуется чтение соответствующего текста на этой странице. После этого целесообразно предоставить слово школьникам для их сообщений о животных тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Учитель может дополнить рассказы школьников о том, как животные тайги приспособились к жизни в тех зонах, где снежный покров держится более 200 дней в году, а морозы достигают– 40°С.

Мышевидные грызуны и землеройки под снежным покровом спасаются от мороза и находят себе пищу на протяжении всей зимы. На ночь в снег закапываются глухари и рябчики, зайцы. Многие животные имеют «механизмы», помогающие им передвигаться по глубокому снегу (широкие лапы у росомахи, зайца-беляка, соболя или

отрастающие к зиме длинные упругие перья на пальцах белых куропаток) или удерживаться на скользких, обледенелых ветках во время кормежки (роговые зубчики в виде бахромы по бокам пальцев у глухаря и рябчика).

У животных тайги густой подшерсток или плотное оперение, слой подкожного жира. Это помогает им переносить сильные морозы.

Можно также отметить покровительственную окраску животных, форму их клювов, крыльев, хвостов. Например, окраска оперения рябчика, сыча–воробья гармонирует с цветом древесных стволов, а короткие, закругленные крылья и длинный хвост у пернатых хищников позволяют им успешно маневрировать между густыми ветвями в полете за добычей (ястреб, сокол).

ДМ: Учитель раздает ученикам карточки с загадками – описанием животных. Каждая карточка пронумерована. Дети собираются в группы, номер группы совпадает с номером карточки, и готовятся к чтению или пересказу загадки. Каждая из групп по очереди предъявляет свою заготовку остальным группам.

Содержание карточек.

1. У нее короткий, словно обрубленный хвост, на ушах кисточки, а на морде бакенбарды. Любимая ее пища – зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает. ( Рысь.)

2. Это большой лесной петух. Летом, когда созреют черника, брусника, голубика, он кормится ягодами. А на берегах ручьев птица охотно клюет мелкие камешки. В желудке эти камешки, как жернова, перетирают ягоды. Зимой эта птица питается березовыми почками, сосновой хвоей. Весной, как только сойдет снег в лесу, лесной петух начинает токовать. Ходит по земле, распустив хвост веером, и щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит. (Глухарь.)

3. Эта птица небольшая, мельче глухаря. В отличие от безответственных отцов – глухарей и тетеревов, которые не интересуются потомством, самцы этого вида принимают участие в воспитании птенцов. Внешне птица смотрится как «рябая» – серая с поперечными черточками. За такую окраску она и получила свое название. (Рябчик.)

4. Это родственница белки. В отличие от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м. А роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка

соединяющая передние и задние ноги. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах белок. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму. (Летяга).

5. Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, достает корневища болотных растений, пасется на лесных опушках. Зимой питается веточками ив, осины, рябины, сосны, корой этих деревьев. (Лось.)

После ДМ организуется беседа с детьми о роли леса в природе и жизни людей. Учащиеся, как правило, вспоминают, что:

· Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий.

· Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи.

· Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, художники.

· Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений

В ходе беседы внимание учащихся следует акцентировать на материале, который, как показали письма детей, нуждается в закреплении.

1. Лесные растения, как и все живые организмы на Земле, при дыхании поглощают из воздуха кислород, а выделяют в воздух углекислый газ. Дышат растения и днем и ночью.

2. Днем на солнечном свете в зеленых листьях растений одновременно с дыханием проходит еще один процесс – фотосинтез. При фотосинтезе в листьях из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, а в воздух при этом выделяется кислород.

3. Фотосинтез – одно из ярких свидетельств взаимосвязи неживой и живой природы. Растение из веществ неживой природы готовит для себя питательные вещества. Только растения способны сами создавать себе пищу. Все другие организмы питаются только готовыми веществами, созданными растениями или другими живыми организмами. Кислород, который при фотосинтезе вырабатывают растения, поступает в воздух в гораздо большем количестве, чем сами зеленые растения забирают из

воздуха при дыхании. Поэтому кислород не иссякает на нашей планете, хотя все живые существа потребляют его при дыхании.

На классной доске можно начертить таблицу, которая систематизирует знания учащихся.

Сравнение фотосинтеза и дыхания

Признаки для сравнения Фотосинтез Дыхание
Когда происходит процесс? Днем Днем и ночью
Что происходит с кислородом? Выделяется Поглощается
Что происходит с углекислым газом? Поглощается Выделяется

Далее ученики отвечают на вопрос, почему в жаркий летний день под кроной большого дерева прохладно.

Наши рекомендации