Приоритет отечественных ученых в анатомии
Преподавание анатомии в медицинских школах России в XVII веке осуществлялось только по книгам. В 1724 году указом Петра I была основана в Петербурге Академия наук, которая стала центром научной жизни в России. Огромная заслуга в развитии естествознания и медицины принадлежала М.В. Ломоносову (1711-1765), при участии которого был открыт Московский университет. Основоположником первой научной анатомической школы был П.А. Загорский (1764-1841), в 1802 г. издавший первый русский учебник «Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческого тела». Его ученик И.В. Буяльский (1789-1866), хирург и анатом, предложил и разработал коррозионную методику, издал атлас «Анатомико-хирургические таблицы».
С 1813 по 1835 гг. заведовал кафедрой анатомии в Московском университете профессор Е.О. Мухин (1766-1850). Им был издан учебник «Курс анатомии для воспитанников, обучающихся медико-хирургической науке».
Большое значение для развития анатомии в XIX-XX веках имели труды Лесгафта П.Ф. (1837-1909), Грубера В.Л. (1814-1890), Иосифова Г.М. (1870-1953), Воробьева В.П. (1876-1937), Шевкуненко В.Н. (1872-1952), Тонкова В.Н. (1872-1952), Долго-Сабурова В.Я. (1900-1960), Жданова Д.А. (1908-1971), Огнева Б.В. (1901-1978), Синельникова Р.Д. (1896-1983), Привеса М.Г. (1904-2000), Куприянова В.В. (1912), Сапина М.Р. (1925) и огромного коли-чества представителей различных анатомических школ, которые внесли и вносят существенный вклад в развитие анатомической науки.
В 1782 г. А.М.Шумлянский 60 лет раньше В.Боумена описал микроскопическое строение почек. К.М.Бэр открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов.
Основоположником топографической анатомии является Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — великий русский хирург и анатом, труды которого создали научную основу для хирургии. Изобрел новый метод изучения по распилам замороженных трупов - «ледяная анатомия». Разработал хирургию артериальных стволов и фасций.
П.Ф.Лесгафт является основоположником функциональной анатомии и теории физвоспитания. Его работы были посвящены архитектонике костей, строению и функции суставов и мышц, анатомии прямой кишки и промежности.
В.А.Бец описал гигантопирамидальные невроциты в коре головного мозга – клетки Беца.
В.Н.Тонков первым применил рентгеновские лучи для анатомического изучения скелета. Он является основателем экспериментальной анатомии.
В.Н.Шевкуненко разработал учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов.
Учение о функциональной анатомии лимфатической системы разработал Д.А.Жданов.
Н.М.Якубович внес большой вклад в микроскопическую анатомию ЦНС. Б.Лаврентьев – создатель экспериментальной нейрогистологии. Его школа внесла большой вклад в изучение вегетативной нервной системы и нервной трофики.
К.А.Арнштейн (1840-1919) - один из основателей нейрогистологии.
А.А.Заварзин (1886-1945) ) - один из основоположников эволюционной гистологии, разработал теорию тканевой эволюции.
М.А.Барон (1904-1974) – автор фундаментальных исследований брюшины и плевры.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Предмет, цели и задачи анатомии как науки.
2. Основные методы анатомического исследования.
3. Связь анатомии со смежными дисциплинами.
4. Место анатомии среди медицинских дисциплин в системе подготовки врача.
5. Приоритет отечественных ученых в анатомии.
Лекция № 2
Положение человека в природе. Методологические основы изучения анатомии.
Цель лекции. Рассмотреть положение человека в природе и методологические основы изучения анатомии.
план лекции:
1. Рассмотреть эволюционную лестницу типа хордовых.
2. Рассмотреть классификацию видов в классе млекопитающих.
3. Положение человека в классе приматов.
4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.
5.Рассмотреть методологические основы изучения анатомии;
Эволюционная лестница типа хордовых начинается с ланцетника по причине того, что у этих животных закладывается соединительнотканный осевой скелет – спинная струна, «хорда». Она закладывается в процессе эмбриогенеза, но по мере развития зародыша и плода, постепенно редуцируется, оставаясь в виде пульпозных ядер межпозвоночных дисков.
Таким образом, хордовые относятся к подтипу – позвоночные (verterbrata); класс – круглоротые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
отряд - приматы
человек разумный
Филогенез человека (развитие его как биологического вида) рассматривается с атеистической мировоззренческой позиции, которая опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина. Предполагается, что в процессе эволюции из простейших одноклеточных, а затем и многоклеточных организмов возникло в результате естественного отбора все многообразие растительного и животного мира и, наконец, человек. Предположительная эволюционная лестница типа хордовых основана на классификации животного мира от низших форм к высшим. Следует отметить недоказанность эволюционной теории, которая в последнее время подвергается обоснованной критике по мере накопления наукой фактов, прямо опровергающих ее положения.
В противовес эволюционной теории существует достаточное количество иных теорий, пытающихся объяснить, в том числе, и антропогенез. Так, общность строения различных видов животного мира объясняется имеющимся единым планом строения, задуманным Создателем.
Но, учитывая факт наличия эволюционной теории в ГОСе, кратко рассмотрим положение человека в природе.
В процессе эволюции у человека появились речь, творчество, интеллект, сознание. Однако, как живое существо, человек принадлежит к животному миру. Человек относится к типу хордовые (Chordata); подтипу — позвоночные (Vertebrata); классу — млекопитающие (Mammalia); подклассу плацентарные одноутробные (Mammalia placentalia); отряду — приматы (Primates); подотряду — человекоподобные приматы (Anthropoidea); надсемейству — человекообразные приматы (Anthropomorpha); семейству — люди (Hominideae); роду — человек (Homo); виду — человек разумный (Homo sapiens).
РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНАТОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Норма – устанавливаемое равновесие между организмом и внешней средой. Это равновесие достигается благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела рассматривается как нормальное. При этом функциональные режимы организма, которые всегда адаптивны по своей сути, являются оптимальными, т.е. требуемый адаптивный результат достигается минимумом энергозатрат.
Так как различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его органов и систем варьирует. Но эта вариабельность не нарушает установившееся равновесие со средой. Таким образом норма не есть что-то застывшее и неизменное. Она многообразна и представлена многими вариантами строения.
Вариант – это видоизменение строения организма и его отдельных частей, не нарушающих равновесие организма со средами (внешней и внутренней).
Аномалия – это отклонение от нормы, выраженное в различной степени нарушении равновесия организма со средами (внешней и внутренней). Причины аномалий в неправильном развитии, не нарушающем равновесие и не отражающемся на функции (правое положение сердца). Другие аномалии нарушают функции органов – «волчья пасть», или приводят к полной нежизнеспособности – отсутствие черепа (акрания).
Методологические основы изучения анатомии:
- систематический подход – описание организма как совокупности взаимосвязанных систем;
- топографический подход – изучение формы и строения тела с учетом расположения и взаимоотношений органов;
- функциональный подход – изучение формы и строения тела с учетом выполняемых функций;
- индивидуальный подход - изучение формы и строения тела с учетом характерных признаков для каждого конкретного индивидуума;
- причинный (каузальный) подход – изучение причин и факторов, влияющих на организм и определяющих его строение;
- аналитический подход – анализ особенностей строения тела;
- синтетический подход – изучение целостного организма.
Контрольные вопросы к лекции:
1.Эволюционная лестница хордовых.
2. Классификация видов в классе млекопитающих.
3. Положение человека в отряде приматов.
4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.
5. Методологические основы изучения анатомии.
Лекция 3
Начальные стадии эмбриогенеза. Учение о тканях.
Цель лекции. Рассмотреть стадии эмбриогенеза. Раскрыть основные положения учения о тканях. Выработать у студентов научное представление об особенностях тканей, органов, системах органов, аппаратах.
план лекции:
1. Охарактеризовать стадии эмбриогенеза.
2. Рассмотреть основные морфологические изменения на начальных стадиях эмбриогенеза.
3. Раскрыть особенности формирования зародышевых листков на стадии гаструдяции, обособления тела зародыша, органогенеза.
4. Раскрыть особенности формирования и последующее значение для эмбрио- и органогенеза зародышевых листков и осевого комплекса зачатков.
5. Рассмотреть общую характеристику тканей.
6. Раскрыть структурно-функциональные особенности эпителиальной ткани.
7. Раскрыть структурно-функциональные особенности соединительной ткани.
8. Раскрыть структурно-функциональные особенности нервной ткани.
9. Раскрыть, структурно-функциональные особенности мышечной ткани.
10.Рассмотреть анатомическую характеристику органа, системы органов и аппаратов.
Развитие индивида (онтогенез) включает 2 больших периода, отделенных дуг от друга моментом рождения.
1. Внутриутробный (антенатальный), когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери; этот период длится от момента зарождения до рождения.
2. Внеутробный (постнатальный), когда особь продолжает свое развитие вне тела матери; длится от момента рождения до смерти.
Внутриутробный период делится на две фазы:
1) эмбриональную – первые 2 месяца, когда происходит начальное развитие зародыша (эмбриона) и совершается основная закладка органов;
2) фетальную (3-9 месяцев), когда идет дальнейшее развитие и созревание плода.
Эмбриогенез – внутриутробное развитие зародыша, длительность около 9 месяцев. Является частью онтогенеза – развитием особи. Таким образом, эмбриогенез является дородовым периодом онтогенеза. В этот период закладываются врожденные признаки, а также различные нарушения: пороки, аномалии развития. Характеризуется кардинальными изменениями тканей органов, а затем и систем. К примеру, вес зиготы увеличивается до рождения в десятки миллиардов раз, а после рождения (от 3 до 70 лет) приблизительно в 20 раз. Истоки многих наследственных заболеваний лежат в эмбриогенезе.
I этап – оплодотворение, образование зиготы – слияние спермия и яйцеклетки;
II этап – дробление зиготы на бластомеры, из которых одни группируются в эмбриобласт, а другие в трофобласт. Трофобласт создает плаценту;
III этап – гаструляция (появление полости)
а) формирование зародышевых листков – эктодерма (наружный), энтодерма (внутренний), мезодерма (средний между ними)
б) осевого скелета зачатков, который состоит из закладок:
- нервная пластинка, которая позднее превращается в нервную трубку – зачаток нервной системы;
- хорда, которая позднее превращается в позвоночник;
в) мезодерма;
Рис. 1
1- нервная трубка; 2 – первичная кишка; 3 - хорда; 4 – склеротом;
5 – целом; 6 – дерматом; 7 – миотом; 8 – мезенхимная закладка