Необходимые для ответа базисные знания

Министерство здравоохранения

Российской Федерации

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Симптомы и синдромы в нефрологии

Методические рекомендации для студентов 2 и 3 курсов лечебного факультета

Волгоград 2014

УДК 616ю61-002 (07)

ББК 56.9 я 75

Составитель: доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ВолгГМУ Скворцов В.В.

Рецензенты: зав. кафедрой госпитальной терапии Ставропольской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор А.В.Ягода, зав. кафедрой внутренних болезней Смоленской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор Г.А.Никитин.

Аннотация:методические рекомендации предназначены студентам 3 курса лечебного факультета. В рекомендациях изложены основные вопросы семиотики, диагностики, лабораторно-инструментального обследования нефрологических больных.

Методические рекомендации утверждены к изданию цикловой методической комиссией Волгоградского государственного медицинского университета (протокол N от

20___ года).

Волгоградский государственный медицинский университет

400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Схема обследования почечного больного………………………………………………..

Симптомы и синдромы в нефрологии..…………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………………….

Заболевания мочевыделительной системы занимают зна­чительное место среди патологии других органов и систем организма. Поздняя диагностика и лечение этих заболеваний приводят к возникновению дистрофических процессов, про­лиферации соединительной ткани в почечной паренхиме с последующим сморщиванием почек и развитием прогресси­рующей почечной недостаточности. Большая медико-соци­альная значимость заболеваний почек, обусловленная частотой, трудностью лечения, высокой инвалидизацией и смертностью в молодом возрасте, обязывает врача уметь своевременно и правильно диагностировать патологию почек. Квалифи­цированное обследование мочевыделительной системы в на­стоящее время предполагает комплексное применение традиционных и современных инструментальных методов ис­следования. В связи с этим вы должны с большой ответст­венностью подойти к изучению методов исследования в не­фрологии, что будет способствовать формированию вашего профессионального мастерства.

Общая цель: овладение навыками обследования больных с заболеваниями почек.

Конкретные цели:

1. Научиться выявлять и анализировать жалобы почеч­ных больных.

2. Обучиться изучению анамнеза болезни и анамнеза жизни.

3. Овладеть методами осмотра почечного больного.

4. Научиться оценивать показатели лабораторных и ин­струментальных методов исследования.

5. Научиться выявлять синдромы, характерные для бо­лезней почек.

Ознакомьтесь с планом самоподготовки и практического занятия.

Восстановите приобретенные на других курсах знания, касающиеся данной темы.

Ознакомьтесь с основными теоретическими вопросами, необходимыми для усвоения темы.

Изучите схему обследования почечного больного.

Уясните, как следует использовать схему обследования как средство решения задач.

Научитесь на задачах выявлять симптомы и син­дромы, характерные для заболевания почек.

Ознакомьтесь с методическими указаниями для работы на практическом занятии.

Подготовьте вопросы для выяснения их на занятии.

ЗАДАНИЕ 1

Вопросы

1. Можно ли прощупать почки в брюшной полости у здо­рового человека?

2. В каких случаях возможна пальпация почки?

3. Опишите расположение ру­ки исследующего при попыт­ке пальпации правой почки.

4. Механизм фильтрации пер­вичной мочи

5. Элементы строения почеч­ного фильтра

6. Где образуется ренин, как активируется его секреция,

его физиологические эффекты?

Необходимые для ответа базисные знания

1. Топография почек, их перемещение вниз при акте дыхания

2. Аномалии расположе­ния, патологическое из­менение размеров почки

3. Топография почек

4. Физиология процессов мочеобразования

5. Анатомия почки

6. Механизмы гормональ­ной регуляции мочевыделительной системы

Ответьте на вопросы, где происходят

процессы:

а) фильтрация первичной мо­чи;

б) резорбция большей части воды и элементов первич­ной мочи;

в) осуществление противоточного механизма концент­рации мочи;

г) регулируемая резорбция натрия и воды;

д) секреция.

Теоретические вопросы, необходимые для усвоения темы:

1. Физиология и анатомия почек.

2. Физические свойства нормальной мочи, их изменения при патологии.

3. Глюкозурия, ее виды (физиологическая, ренальная, первичная, вторичная), причины появления.

4. Лейкоцитурия, причины, выявление источника лейкоци­турии.

5. Эритроцитурия, ее виды, диагностика гломерулярной и негломерулярной гематурии.

6. Диагностическое значение эпителиальных клеток и цилиндров.

7. Методы исследования функционального состояния по­чек (проба Зимницкого, проба на разведение, проба Реберга, определение концентрации в крови мочевины, остаточно­го азота, креатинина, индикана, калия, магния, фосфора).

8. Рентгенологическое и радиоизотопное исследование почек.

9. Биопсия почек.

10. Изучение основных симптомов и синдромов, характер­ных для заболеваний ночек.

11. Изучение методов расспроса, осмотра почечных боль­ных, пальпации почек, выявления симптома Пастернацкого.

ЗАДАНИЕ 2

Наши рекомендации