Глава 7. Проведение ИВЛ транспортными респираторами

Нередко в реанимационном отделении есть только этот тип аппаратов ИВЛ. Кроме того, из-за нехватки техники врачи вынуждены использовать эти аппараты для проведения стандартной респираторной поддержки. В связи с этим рассмотрим подробно функциональные особенности транспортных респираторов.

Еще раз отметим, что проведение ИВЛ транспортными респираторами и нереанимационными аппаратами для домашнего пользования из-за их несовершенства возможно только в течение коротких промежутков времени. Это определяется несколькими причинами.

• Ограниченными возможностями увлажнения вдыхаемого воздуха.

• Упрощенной системой дозирования кислорода. В транспортных и нереанимационных моделях весьма ограничены возможности изменения содержания кислорода во вдыхаемой смеси. Во многих респираторах существует только две позиции регулятора: подача 50 и 100% кислорода. Однако даже в моделях с более плавной регулировкой концентрации кислорода следует учитывать ее приблизительность.

• Небольшим числом режимов и тревог. Транспортные респираторы имеют достаточно узкие возможности для проведения ИВЛ, особенно в течение длительного времени.

Режим PLV в транспортных моделях

В самых простых транспортных респираторах существует только одна возможность проведения ИВЛ - в режиме вентиляции, ограниченной по давлению (Pressure Limited Ventilation - PLV).

Число поданных механических вдохов зависит от модели респиратора. В простейших аппаратах врач вообще не может установить частоту дыханий. Респиратор подаст столько вдохов, сколько будет дыхательных попыток больного. Фактически это алгоритм Assist Control с нулевой частотой обязательных вдохов. Очевидно, что использование данного варианта ИВЛ требует тщательного контроля над дыханием больного для своевременной диагностики апноэ.

В ряде моделей респираторов врач устанавливает обязательную частоту механических вдохов, которая реализуется вне зависимости от наличия или отсутствия спонтанного дыхания больного (алгоритм Assist Control с выключенным триггером). В данном варианте имеется существенная вероятность несинхронности работы аппарата ИВЛ и дыхательных попыток больного. В случае совпадения механического вдоха и спонтанного выдоха респиратор преждевременно прекращает вдох и больной получает сниженный дыхательный объем. Из-за отсутствия датчика потока проблема достаточности вентиляции при проведении ИВЛ транспортным респиратором в режиме PLV стоит очень остро. Фактически единственным средством оценки является наблюдение за экскурсиями грудной клетки больного.

В некоторых моделях транспортных респираторов и аппаратов для домашнего пользования предусмотрена возможность регулирования скорости увеличения давления в дыхательной системе путем изменения времени вдоха. Указанная возможность позволяет лучше приспособить механический вдох к дыхательному паттерну индивидуального больного. Заранее нельзя решить, какому больному понадобится большая, а какому - меньшая скорость нарастания давления в режиме PLV. Решение принимается индивидуально в процессе наблюдения за пациентом.

Режим Volume Control в транспортных моделях

Некоторые модели позволяют осуществлять ИВЛ с контролируемым объемом (Volume Control). Чаще всего врач задает только величину вдыхаемого объема и частоту вдохов. Иногда в транспортных моделях существует возможность регуляции скорости введения заданного дыхательного объема путем изменения соотношения вдоха к выдоху. Отдельные модели осуществляют триггирование механических вдохов. Однако величина триггирования подбирается по очень приблизительным качественным критериям. Как правило, можно установить лишь большую или меньшую чувствительность.

Подача вдохов осуществляется в алгоритмах Assist Control или SIMV. В транспортных моделях при реализации алгоритма SIMV самостоятельные вдохи (по требованию) осуществляются только в режиме СРАР.

Единственная тревога в данном типе респираторов - ограничение максимального давления в дыхательных путях (Рmах). Указанная тревога не просто обеспечивает звуковую и световую сигнализацию о превышении допустимого давления в дыхательной системе, но и прерывает механический вдох для предупреждения баротравмы. Повторение подобных ситуаций может привести к гиповентиляции и гипоксии, поэтому необходимы меры по разрешению вызывающей тревогу проблемы, а именно:

• устранение перегиба шлангов респиратора, обтурации интубационной трубки и обструкции дыхательных путей больного;

• синхронизация дыхательных попыток больного и работы аппарата ИВЛ путем изменения отношения длительности вдоха к выдоху или повышения чувствительности триггера;

• синхронизация дыхательных попыток больного и работы респиратора путем использования седативных средств и(или) миорелаксантов.

Наши рекомендации