Основные приемы работы с животными
Кафедра патофизиологии
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ лечебного
и медико-профилактического
ФАКУЛЬТЕТов
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ
Курск – 2008
УДК 616-092.18(075.4) | Печатается по решению |
ББК 52.5я73 | редакционно-издательского |
совета ГОУ ВПО КГМУ | |
Росздрава |
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов (УМО-883 от 29.11.07).
Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Ляшев Ю.Д., Антопольская Е.В., Заугольникова Н.С., Крюков А.А., Умеренкова Н.С., Долгинцев М.Е.Задания для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного и медико-профилактического факультетов по патофизиологии. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – 152 с.
Пособие содержит основополагающую информацию для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов по организации теоретической подготовки к занятиям по патофизиологии и ориентировочные указания (ООД) к выполнению учебных экспериментальных работ. Развёрнутые планы каждой темы и вопросы для самоконтроля помогут студентам конкретизировать и систематизировать изучаемый материал.
Рецензенты: профессор, д.м.н. П.В. Калуцкий
доцент, к.м.н. В.Т. Дудка
ISBN 5-7487-1116-8 | ББК 52.5я73 |
ã Коллектив авторов ã ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА…………. | |
2. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ УМИРАНИЯ И РЕАНИМАЦИИ….. | |
3. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ………………………………………………………………….. | |
4. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ…………………………………………………………………... | |
5. РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА……………………………. | |
6. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И КОНСТИТУЦИИ В ПАТОЛОГИИ……………... | |
7. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ……………….. | |
8. НАРКОМАНИИ. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА………………………………………………………………………… | |
9. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ. ТРОМБОЗ И ЭМБОЛИЯ………………………………........ | |
10. ВОСПАЛЕНИЕ…………………………………………………………………………. | |
11. ЛИХОРАДКА…………………………………………………………………………… | |
12. АЛЛЕРГИЯ……………………………………………………………………………… | |
13. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА КРОВИ. АНЕМИИ. ПОЛИЦИТЕМИИ... | |
14. ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ……………………………………………………. | |
15. ЛЕЙКОЗЫ………………………………………………………………………………. | |
16. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА…………………………………………………. | |
17. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ (итоговое занятие)………………………………….. | |
18. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ……………………………………. | |
19. НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. ГИПОКСИИ………. | |
21. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ…………………………………………….. | |
20. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕЧЕНИ………………………………………………………. | |
22. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ…………... | |
23. НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА…………………………... | |
24. НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА……………………………………………… | |
25. НAРУШЕНИЯ СОСУДИСТОГО ТОНУСА………………………………………….. | |
26. КОРОНАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ…………………………………………….... | |
27. СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ОБЩЕГО КРОВООБРАЩЕНИЯ………………………………………………………………….. | |
28. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (итоговое занятие)………………………………………………………………………………..… | |
29. ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГИПОФИЗА И ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ………………………… | |
30. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА………………………………………………………………………………… | |
31. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ И ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ……….. | |
32. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЩИТОВИДНОЙ И ПАРАЩИТОВИДНЫХ ЖЕЛЕЗ……… | |
33. ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ……………………………. | |
34. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….. | |
35. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НЕЙРОГЕННЫЕ ДИСТРОФИИ………………………………………………………. |
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Патологическая физиология является ведущей теоретической дисциплиной в сфере медицинского образования. Она учит будущего врача применять научные знания у постели больного, формирует навыки научного исследования, развивает у врачей диалектико-материалистическое мышление и помогает познать конкретные механизмы развития болезни.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- задачи и методы патологической физиологии,
- основные методологические этапы в развитии медицины и роль патофизиологии в познании сущности болезни,
- историю создания основных школ патофизиологии и особенности развития отечественной экспериментальной медицины,
- основные направления и особенности развития современной патофизиологии и ее вклад в общее развитие медицины.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения темы "Патофизиология как научная дисциплина" необходимо знать сущность и общее содержание таких учебных дисциплин, как биология, нормальная физиология, биохимия.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Патологическая физиология и ее роль в формировании диалектико-материалистического мировоззрения и клинического мышления. Задачи патофизиологии (научные, учебные, философские). Методы воспроизведения патологии в эксперименте (методы раздражения, выключения, включения, парабиоза, изолированных или переживающих органов, тканевых культур и сравнительной патологии). Методы изучения проявлений экспериментальной патологии (метод наблюдения, функциональные, морфологические, биохимические, иммунологические и физические методы). Методологические этапы познания сущности заболевания: клиническое наблюдение, экспериментальное изучение этиологии и патогенеза, экспериментальная терапия и использование данных эксперимента в клинике. Роль патофизиологии в изучении сущности заболеваний. Знание биологических законов - основа научного понимания сущности патологического процесса. Связи патофизиологии с клиникой и другими медицинскими науками.
2. Становление патофизиологии и этапы ее развития. Основоположники экспериментальной патологии в России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.В. Пашутин, А.Б. Фохт, Б.И. Подвысоцкий). Особенности развития отечественной патологии (эволюционный принцип, невризм и целостность организма - основа научного понимания патологических процессов). Современный период развития патофизиологии: а) выделение патофизиологии в самостоятельную науку, б) ведущие отечественные патофизиологи их вклад в развитие медицинской науки, в) вклад патофизиологов в разработку методов лечения раненых в годы Великой Отечественной войны, г) основные направления и особенности развития современной патофизиологии.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекций.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого и др. - М.: Триада-X, 2001. - С. 18-34.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 4-12.
4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко, - 1994. - С. 7-19 или то же. - 1985. - С. 7-19.
б) дополнительная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. В 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - Т. 1. - С. 9-24.
2. Тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие для студентов медуниверситета. – Курск: КГМУ, 1998. - С. 4-5.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Определение патологической физиологии как науки.
2. Основные аспекты задач и их сущность.
3. Сущность основных методов воспроизведения патологии в эксперименте. Основные требования к создаваемым в эксперименте моделям болезненных процессов.
4. Методы изучения проявлений экспериментальной патологии.
5. Сущность основных требований к проведению патофизиологического эксперимента и его составные элементы.
6. Отличительные особенности хронического эксперимента.
7. Основные методологические этапы познания сущности заболеваний.
8. Роль патофизиологии в изучении сущности заболеваний.
9. Содержание связей патофизиологии с биологией, клиникой и другими медицинскими науками.
10. История формирования экспериментального направления в патологии.
11. Особенности развития патологической физиологии в России.
12. Роль И.М. Сеченова, В.В. Пашутина, А.Б. Фохта, В.В. Подвысоцкого и И.П. Павлова в развитии патофизиологии.
13. Особенности развития патофизиологии в современный период.
14. Значение трудов отечественных патофизиологов для развития медицинской науки.
15. Вклад российских физиологов в разработку методов лечения раненых в годы Великой Отечественной войны.
16. Основные направления и особенности развития современной патофизиологической науки.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Написать в тетради определение патофизиологии как науки, содержание основных задач патофизиологии и методов воспроизведения патологии в эксперименте.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие установочно-практическое.
1. Контроль самоподготовки (проводится после чтения вводной лекции) и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. 3накомство с правилами работы на кафедре - инструкция по технике безопасности и по поддержанию чистоты в учебных учреждениях.
3. Изучение основных правил работы с животными по инструкции Министерства здравоохранения РФ.
4. Знакомство со способами фиксации животных.
5. 3накомство с методиками проведения различных видов наркоза у животных.
6. 3накомство с некоторыми методами функционального исследования в патофизиологии.
7. 3накомство с основными хирургическими инструментами и самостоятельное выполнение некоторых манипуляций (наложение шва на рану, выполнение подкожных и внутривенных инъекций) после объяснения и показа преподавателем.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЖИВОТНЫМИ
ФИКСАЦИЯ ЖИВОТНОГО имеет большое значение для успешного проведения эксперимента. Для каждого вида животных используются различные методы фиксации.
Фиксация собак. В зависимости от характера исследования, собак можно фиксировать стоя в специальном станке (частичная фиксация) или лежа путем привязывания к операционному столику. Иногда при частичной фиксации собаки требуется дополнительно фиксировать одну из частей тела (голову, конечности, хвост). В таких случаях используют фиксацию руками или дополнительное привязывание к станку. В некоторых исследованиях для полного обездвиживания собак без наркотизации используют миорелаксанты (кураре 1 мл 1% взвеси на 1 кг веса или его заменители: дитиллин, диплацин и др.).
Фиксация кроликов. Кроликов фиксируют руками, пеленанием полотенцем, привязыванием к операционному столику или помещением в специальные ящики. Для фиксации головы кролика используются ящики с отверстиями для шеи.
Морские свинки, белые крысы и мыши фиксируются руками (для инъекций), обездвиживаются забинтовыванием или зашиванием в марлевый мешок (особенно мыши) и привязыванием к столику.
Фиксация лягушек. Лягушек, в зависимости от стоящей перед экспериментатором задачи, фиксируют прикалыванием к специальном столику (дощечке), руками, обертыванием салфеткой или обездвиживают разрушением спинного мозга с декапитацией или без декапитации.
НАРКОЗ. Для обезболивания при операциях и полного обездвиживания животных применяются все виды наркоза: ингаляционный, инъекционный (в/в, в/м, п/к, внутрибрюшинный) или комбинированный и смешанный.
Кроликам эфирный наркоз дается путем вдыхания эфира через маску. Гексеналовый наркоз достигается путем введения в вену 5% раствора в дозе
30‑40 мг/кг.
Морские свинки, крысы, мыши, кошки. Для получения у них эфирного наркоза животных сажают под стеклянный колпак (банку, стакан) и кладут кусочек ваты, смоченный в эфире.
После засыпания животные привязываются к столику и наркоз продолжается путем вдыхания эфира через специальную маску. Уретановый наркоз достигается путем подкожного введения 10% раствора из расчета: морской свинке 1,5 г/кг веса, крысе 1,0 г/кг, мышке - 15 мг на 10 г веса.
Лягушки. Для наркотизации эфиром достаточно приложить к брюшку лягушки на несколько минут смоченную эфиром вату. Уретан 10% вводится в п/к лимфатический мешок 1,5 - 2 мл (0,2 г на лягушку). Для получения алкогольного наркоза лягушка помещается на 10-15 мин в 10% этиловый спирт - наркоз длится около 20 мин.
Наркотический эффект достигается введением дозы этанола 4,5 г/кг в виде 25% раствора внутрибрюшинно. Индивидуальный подбор дозы (в мл) в зависимости от веса животного представлен в таблице.
г/г | ||||||||||
0,00 | 0,18 | 0,36 | 0,54 | 0,72 | 0,90 | 1,08 | 1,26 | 1,44 | 1,62 | |
1,80 | 1,98 | 2,16 | 2,34 | 2,52 | 2,70 | 2,88 | 3,06 | 3,24 | 3,42 | |
3,60 | 3,78 | 3,96 | 4,14 | 4,32 | 4,50 | 4,68 | 4,86 | 5,04 | 5,22 |
УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ УМИРАНИЯ И РЕАНИМАЦИИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Учение о болезни является введением в изучение патологии человека. Знакомство с развитием общих представлений о болезни позволит правильно понять сущность основных понятий и терминов, употребляемых при изучении человеческой патологии, что является совершенно необходимым при изучении всех последующих тем патофизиологии и всех клинических дисциплин.
Современное развитие медицинской науки и практики позволяет врачу активно вмешиваться в течение болезни на всех, в том числе на конечных этапах ее, т.е. останавливать процесс умирания и даже восстанавливать жизнедеятельность организма после наступления смерти. Эти успехи медицины обусловили выделение самостоятельной медицинской специальности - реаниматологии. Знание механизмов умирания и условий восстановления жизнедеятельности организма способствует формированию у врача патофизиологически обоснованного подхода к проведению реанимации и интенсивной терапии.