О свете и о цветах факелов и ламп; цвета, приписываемые звездам, их домам и элементам
Свет есть некое качество большей частью фориальное, некий простой акт ума и некое изображение, которые разлиты изначала божественным духом во всех вещах; и в Боге Отце, который есть отец светов, первый и истинный свет; и затем в его Сыне, освещающий отсвет, и в Святом Духе, сверкающий пыл, который превосходит всякую разумность, и даже свет Серафимов, как сообщает Дионисий. Будучи радостью, простирается он за границы разума. Тем не менее, он принимается посредством разных степеней: следуя природе воспринимающего объекта, свет опускается на небесное тело, где совершается изобильное и длительное распространение жизни в видимое сияние; и в огне — естественная сила, которая влита в него небесными телами; в людях, наконец, это блестящая речь, знания и разумное восприятие вещей божественных. Свет существует в разумных формах, следуя предрасположению тел, следуя распределяющей причине, которая распределяет его каждому. Свет переходит затем в фантазии, который выше чувств, переходит к глазам, где он делается видимой ясностью, которая сообщается поочередно со светлыми и темными телами. Все вещи чувствуют силу света, в зависимости от емкости, которая воссоединяет в себе все, благодаря живительному жару и проникает все существа, заставляя действовать и качества и свойства во всех вещах. Вот почему маги не хотят, чтобы что-либо было покрыто светом большого, так например, чтобы открывали его мочу перед солнцем или луной, т. к. лучи проникающего света уносят с собой плохие качества, изменяют тело и делают его больным, и сообщают ему это плохое качество. Вот почему колдуны и волшебники стремятся, чтобы их тень покрыла того, кого они хотят околдовать; также гиена, посредством прикосновения своего тела заставляет замолчать собак. Также делают искусственно свет с помощью ламп, факелов, свечей и тому подобного, из определенных вещей и жидкостей, извлеченных или составленных как звезды, которые формируются в зависимости от того, что им подходит. Они производят, обычно осенью, какие-либо замечательные и небесные эффекты, которыми люди часто восхищались. Как сообщает Плиний, сжигая или подогревая яд от кантуса кобыл на факеле, заставляют покориться чудовищ и лошадей; та же вещь происходит с мухами, погруженные в песок и сожженные, заставляют появиться мух. А кожа змеи, сожженной на лампе, заставляет появиться змей. Говорят, что если поместить виноград в цвету в бутылку, наполненную маслом и оставить его там до тех пор, пока она не погибнет, зажигая затем эту лампу, видят виноград. Говорят также, что свеча, сделанная из определенных сатурнических вещей, будучи погашенной во рту умирающего человека, каждый раз, когда ее зажигают одну, делает окружающих очень грустными и робкими. Гермес, Платон и Хирамид, а из более современных — Альберт — в одном трактате, сообщают, что существует много видов таких факелов и ламп.
Цвета — также от света, и смешиваясь с вещами, представляют их звездам и небесным телам, которым они соответствуют. И мы скажем впоследствии какого цвета свет планет, благодаря которому узнают природу неподвижных звезд, и чем нужно пользоваться, чтобы жечь лампы этого света. Но сейчас мы покажем каким образом цвета вещей и смесей здесь внизу распределены среди планет. Так, все цвета, которые подобают Сатурну, или его представляют — черные, блестящие, землистые, свинцовые и темные; те, которые принадлежат Юпитеру — цвета сапфира, воздуха или воздушные, и всегда зеленоватые или зеленые, светлые, цвета пурпурные, смеси золота и серебра. Цвета красные, пылающие, огненные, цвета пламени, фиолетовый, пурпурные цвета, цвета крови и железа представляет Марс. Цвета золота, желтые и наиболее сверкающие пурпурным представляют Солнце. Все цвета белые, прекрасные, разные, зеленые, красные, несколько желтоватые и пурпурные представляют Венеру, Меркурий и Луну. Также первый и седьмой дома Солнца имеют белый цвет, потом второй и двенадцатый — зеленый; третий и одиннадцатый имеют желтый; четвертый и десятый — красный; пятый и девятый — цвет меда, шестой и Восьмой — черный. Также и элементы имеют свои цвета. Так, цвет земли происходит из холодного и сухого, темного и черного и означает черную желчь и сатурническую натуру; голубой, который исходит из белого, означает слизь, полукрасный или красный смешанный означает кровь и цвет огня пылающего пламени. Светлая желчь можно удобно смешивать, благодаря ее тонкости, со всеми остальными, вызывая этим разные цвета. Будучи смешана с кровью, смесь имеет много силы, когда кровь доминирует, если же доминирует светлая желчь, она делает цвет несколько рыжеватым; если смесь равная — рыжий цвет; если светлая желчь сожжена с кровью, она дает серо-рыжий. А когда она смешана с соком черной желчи, смесь становится черной, с меланхолическим соком (черной желчью) и флегмой (слизью) поровну — серым; если изобилует флегма — цветом грязи, а если она смешана только с флегмой — цветок лимона; если есть избыток чего-то другого — бледным цветом, или несколько бледноватым. Итак, все цвета более сильны, когда они идут от металлов или от блестящих субстанций, или от драгоценных камней, или от того, что более всего подобно небесным телам.
Глава пятидесятая