Особенности сердечно сосудистой системы

Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела.

При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нараста­ние имеет постепенный характер.

Таблица №4. Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по: Аганянц Е. К. и др., 1991)

Показатели 4 года 7 лет 11 лет
Количество крови (% от массы тела)
Количество эритроцитов (1012/л) 4.7 4.8 4.9
Содержание гемоглобина (г/л)
Количество лейкоцитов (109/л) 11.0 10.0 8.2
Частота сердцебиений (уд./мин)
Минутный объем крови (л/мин) 2.8 3.0 3.1
Артериальное давл., макс, (мм рт. ст.)
Артериальное давл., мин. (мм рт. ст.)
Частота дыхания (вд./мин)
Жизненная емкость легких (л) 1.1 1.9 2.1
Дыхательный объем (мл)
Минутный объем дыхания (л/мин) 3.4 3.8 6.8
Макс, вентиляция легких (л/мин)
Макс, потребление кислорода (л/мин) 1.8 2.1
Задержка дыхания на вдохе (с)
       
Задержка дыхания на выдохе (с)
Суточный расход энергии (ккал)
Становая сила (кг)
Время реакции на звук (мс) 3%
Теппинг-тест (дв./10 с)
PWC,70 (кгм/мин)
Гибкость, наклон вперед (см) +4 +5 + 11

Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпати­ческих влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вы­зывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, раз­личных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр.).

Таблица №5. Частота сердечных сокращений у детей

Возраст ЧСС в норме Границы нормы
Плод 120-160
Новорожденный (до 1 мес) 110-170
1 - 12 мес 102-162
1 - 2 года 94-154
2 - 4 года 90-140
4 - 6 лет 86-126
8 - 10 лет 68-108
10- 12 лет 60-100
12-16 лет 55-95

Исследование артериального пульса дает возможность получать важные сведения о работе сердца и состоянии кровообращения.

По пульсу судят о сердечной деятельности и ее нарушениях. Оцениваются следующие качества пульса: частота, ритм, высота, скорость, напряжение. В нормальных условиях частота пульса у взрослого человека соответствует частоте сердечных сокращений и равна 60-80ударов в минуту, ЧСС менее 60 ударов называется - брадикардией, а более 90 – тахикардией. (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб «Физиология человека»)

Возрастные особенности управления движениями

Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения (особенно условно рефлекторного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утом­ляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями.

Малый двигательный опыт, слабое отражение в сознании функ­циональных изменений в организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений ус­талости. К тому же дети не умеют в нужной мере отражать измене­ния своего внутреннего состояния в речевых отчетах. Даже в возрасте 8-9 лет в 41 % случаев у них вообще отсутствует ощущение усталости, а при его наличии в 77% случаев дети сообщают о наступлении ус­талости лишь после окончания работы. Это требует особого внима­ния к тщательной дозировке мышечных нагрузок, особенно при ра­боте с дошкольниками.

С основными этапами созревания мозга связаны и этапы измене­ний процессов управления движениями (Фарбер Д. А., 1990).

В возрасте 3-6лет главным регулятором произвольных движе­ний при их программировании и текущем контроле становятся зрительныеобратные связи, формирующие единую зритель­но - двигательную функциональную систему.

Начиная с 5-6-летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период от 5 до 8 лет устанав­ливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигатель­ных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей. Приобретается адресная точность передачи мо­торных команд к различным звеньям тела, а сами команды становят­ся более тонкими и сложными.

Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются простран­ственные и временные параметры шагов. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 3 года наблюдается в 10%, в 4 года — в 50%, в 6-7 лет — в 80% случаев. С 5-6 лет появляется способ­ность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает дальность и точность прыжков.(Коц Я.М. «Спортивная физиология»)

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации