Особенности сердечно сосудистой системы
Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела.
При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нарастание имеет постепенный характер.
Таблица №4. Возрастная динамика функциональных показателей и развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по: Аганянц Е. К. и др., 1991)
Показатели | 4 года | 7 лет | 11 лет |
Количество крови (% от массы тела) | |||
Количество эритроцитов (1012/л) | 4.7 | 4.8 | 4.9 |
Содержание гемоглобина (г/л) | |||
Количество лейкоцитов (109/л) | 11.0 | 10.0 | 8.2 |
Частота сердцебиений (уд./мин) | |||
Минутный объем крови (л/мин) | 2.8 | 3.0 | 3.1 |
Артериальное давл., макс, (мм рт. ст.) | |||
Артериальное давл., мин. (мм рт. ст.) | |||
Частота дыхания (вд./мин) | |||
Жизненная емкость легких (л) | 1.1 | 1.9 | 2.1 |
Дыхательный объем (мл) | |||
Минутный объем дыхания (л/мин) | 3.4 | 3.8 | 6.8 |
Макс, вентиляция легких (л/мин) | — | ||
Макс, потребление кислорода (л/мин) | — | 1.8 | 2.1 |
Задержка дыхания на вдохе (с) | — | ||
Задержка дыхания на выдохе (с) | — | ||
Суточный расход энергии (ккал) | |||
Становая сила (кг) | |||
Время реакции на звук (мс) | 3% | ||
Теппинг-тест (дв./10 с) | |||
PWC,70 (кгм/мин) | |||
Гибкость, наклон вперед (см) | +4 | +5 | + 11 |
Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпатических влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему школьному возрасту, вызывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр.).
Таблица №5. Частота сердечных сокращений у детей
Возраст | ЧСС в норме | Границы нормы |
Плод | 120-160 | |
Новорожденный (до 1 мес) | 110-170 | |
1 - 12 мес | 102-162 | |
1 - 2 года | 94-154 | |
2 - 4 года | 90-140 | |
4 - 6 лет | 86-126 | |
8 - 10 лет | 68-108 | |
10- 12 лет | 60-100 | |
12-16 лет | 55-95 |
Исследование артериального пульса дает возможность получать важные сведения о работе сердца и состоянии кровообращения.
По пульсу судят о сердечной деятельности и ее нарушениях. Оцениваются следующие качества пульса: частота, ритм, высота, скорость, напряжение. В нормальных условиях частота пульса у взрослого человека соответствует частоте сердечных сокращений и равна 60-80ударов в минуту, ЧСС менее 60 ударов называется - брадикардией, а более 90 – тахикардией. (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб «Физиология человека»)
Возрастные особенности управления движениями
Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения (особенно условно рефлекторного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями.
Малый двигательный опыт, слабое отражение в сознании функциональных изменений в организме при физических нагрузках обуславливают недостаточное развитие субъективных ощущений усталости. К тому же дети не умеют в нужной мере отражать изменения своего внутреннего состояния в речевых отчетах. Даже в возрасте 8-9 лет в 41 % случаев у них вообще отсутствует ощущение усталости, а при его наличии в 77% случаев дети сообщают о наступлении усталости лишь после окончания работы. Это требует особого внимания к тщательной дозировке мышечных нагрузок, особенно при работе с дошкольниками.
С основными этапами созревания мозга связаны и этапы изменений процессов управления движениями (Фарбер Д. А., 1990).
В возрасте 3-6лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительныеобратные связи, формирующие единую зрительно - двигательную функциональную систему.
Начиная с 5-6-летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период от 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.
В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей. Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными.
Постепенно совершенствуется координация движений в ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 3 года наблюдается в 10%, в 4 года — в 50%, в 6-7 лет — в 80% случаев. С 5-6 лет появляется способность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает дальность и точность прыжков.(Коц Я.М. «Спортивная физиология»)
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ