Общие заметки относительно тела

Стхулашарира состоит из молекул, оживотворенных и одушевленных атомами. Молекула имеет семь принципов, в их пракритическом проявлении[290]. Как человек как единое целое содержит в себе всякий элемент, находящийся во Вселенной, и как в Макрокосме нет ничего, что не существовало бы в микрокосме[291], так и каждая молекула является, в свою очередь, зеркалом своей собственной вселенной – Человека. Именно это и позволяет человеку – и только ему – постигать Вселенную на этом плане существования; он заключает в себе и Макрокосм, и микрокосм[292].

Эзотерически атом содержит в себе шесть принципов и обитает в молекуле, причем молекула являет собой тело, или стхулашариру, атома, равно как Атма содержит в себе все и обитает в материальной Вселенной. В своем высшем аспекте он находится на седьмом подплане низшего пракритического плана и, следовательно, есть Атма объективного Космоса[293]. Стало быть, он духовен и вечно незрим на этом плане[294] и в первых своих проявлениях остается атомичным как Атма-Буддхи-Манас молекулы. Таким образом, на низшем Пракритическом подплане предоставлен материальный упадхи, через который высшие Принципы могут действовать в теле[295]. Эго атомично, духовно[296], и таковыми же являются атомы, которые эксплицитно образуют три высших Принципа молекул, равно как имплицитно содержат низшие. Молекулы формируются вокруг атома, и молекулы эти связаны с кама-манасом, камой, лингашарирой и, наконец, как внешнее покрытие, выявляются как молекулы стхулашариры[297]. Астральные тела молекулярны, каким бы эфиризированным ни было их строение, тогда как Эго атомично. В этом и заключается разница между природой и естеством астральных тел и Эго[298]. Атомы эти суть триста тридцать миллионов богов, встречаемых нами в индусских книгах[299]. Но, несмотря на все это, подлинная природа Эго не может быть постигнута конечным умом. Ученик теперь лучше поймет утверждение (с. 389)[300], что сознание чувств, будучи сознанием молекул, пребывает в Атма-Буддхи и без Манаса. Манасический упадхи не развит в молекуле, поэтому и манасический аспект семеричной Атмы не может в ней проявиться, и не существует никакого самосознания ни у молекулы, ни у клетки, состоящей из молекул[301]. Так, клетки ног или иных частей сознательны, но они есть рабы ниспосланной им идеи или воли и ей повинуются. Они не самосознательны и не могут порождать идей. Когда они утомлены, они могут послать в мозг ощущение тяжести, вызванное в них изнеможением, посредством сокращения пранической энергии. Таким образом они зарождают в мозгу идею усталости, причем низший манас преобразует клеточно-камическое чувство изнеможения в идею усталости[302].

Грубое физическое здоровье препятствует провидчеству, в чем можно убедиться на примере Сведенборга[303]. Именно избыток праны порождает мощные молекулярные вибрации, тем самым заглушая атомические[304].

Лингашарира, или эфирный двойник тела, молекулярна по своей конституции, но молекулы ее невидимы физическому глазу. Следовательно, она не однородна[305]. [Астральный свет есть не что иное, как тень истинного Божественного Света, и не молекулярен.][306]

Лингашарира

Лингашарира, как раньше часто говорилось, является проводником праны и поддерживает жизнь в теле. Она есть резервуар, или губка, жизни, впитывающая ее из всех окружающих царств природы, и суть посредник между царствами пранической и физической жизни. Жизнь не может тотчас же и прямо перейти от субъективного к объективному, ибо природа продвигается постепенно от сферы к сфере, ни через одну не перескакивая. Лингашарира служит посредником между праной и стхулашарирой, черпая жизнь из океана дживы и перекачивая ее в физическое тело в качестве праны. Ибо жизнь в действительности есть сама Божественность, Парабраман, вселенское Божество. Но чтобы она могла проявиться на физическом плане, она должна ассимилироваться с материей этого плана; это не может произойти непосредственно, поскольку чисто физическое слишком плотно и, следовательно, нуждается в проводнике – лингашарире[307].

Лингашарира представляет собой, в некотором смысле, постоянное семя для стхулашариры человека, и Вейсман в своей теории о наследственном зародыше не так уж далек от истины. Но было бы ошибкой утверждать, что существует одно постоянное семя, одушевляемое одним Эго в серии перевоплощений[308]. Лингашарира одного воплощения исчезает, по мере того как стхулашарира, к которой она принадлежит, разлагается[309]. Аурическое яйцо предоставляет основу для новой лингашариры, и танхические элементалы формируют ее (с. 321-322) внутри аурической оболочки, так что преемственность, стало быть, сохраняется; она покоится спящей в утробном состоянии на протяжении дэвакхана той сущности, к которой она принадлежит, и в должное время вступает в утробу женщины. Она – первая в утробе, затем из мужчины-родителя исходит семя, ее оплодотворяющее. Она суть субъективный образ будущего человека, модель физического тела, в котором должен сформироваться и развиться ребенок. Затем она облачается в материю, как облеклись ею лунные питри, и потому часто называется чхайя[310]. Вплоть до семи лет она формирует и ваяет тело, но после этого возраста тело формирует лингашариру. Разум и лингашарира взаимодействуют и реагируют друг на друга, и таким образом подготовляется форма-образец для будущего воплощения[311]. Она суть совершенное изображение человека, хорошее или плохое, в зависимости от его собственной природы[312]. Следовательно, нельзя сказать, что существует одно постоянное семя лингашариры в перевоплощениях Эго; это есть вечная череда разрушений и преобразований, ибо манас, посредством аурического яйца, предоставляет постоянное семя; "это Небо и Земля целуют друг друга"[313].

На протяжении воплощения зародыш, или же жизненная сущность, лингашариры находится, как сказано, в селезенке; чхайя лежит здесь свернувшись[314]. Ученик должен избежать путаницы, отличая различные астральные тела от истинного астрала. Астрал, par excellence, второй принцип в человеке, соответствующий второму Принципу в Космосе, есть потомство чхайи лунных питри и аурической сущности, что поглотила его. (См. с. 319). Он есть ваятель тела младенца, образец, о котором говорилось выше. В качестве своего физического органа он имеет селезенку и в течение воплощения пребывает в ней. Он поставляет основу для всех астральных тел, для лингашариры как таковой и майявируп, используемых в качестве носителей различных принципов. Давайте же называть его теперь чхайя, ввиду его происхождения. Когда надлежит сформироваться астральному телу, чхайя развивает призрачно-туманную, спиралеобразную сущность наподобие дымки, которая постепенно, по мере своего выявления, приобретает форму. Чтобы сущность эта могла стать видимой, чхайя облекается в окружающую атмосферу, привлекая к себе определенные мельчайшие частицы, в ней витающие, итак вне физического тела формируется лингашарира или другой астральный проводник. Процесс сей часто наблюдается на спиритических сеансах, на которых происходят материализации[315]. Один эзотерик видел, как из левого бока Эглинтона* выявилась чхайя, формируясь описанным выше путем[316]. Это эфирное тело, сложенное вне стхулашариры, и есть лингашарира, справедливо так названная[317]; она не могла бы сформироваться в вакууме[318]; она создается временно, причем в основании ее лежит чхайя, и растворяется, когда чхаическая основа вовлекается в тело. Эта лингашарира соединена с физическим телом пуповиной, материальным канатиком и, следовательно, не может удаляться от него на дальнее расстояние[319]. Она может быть повреждена острым инструментом и будет сторониться меча или штыка, хотя легко пройдет через стол или другой предмет мебели. Когда мечом ударяют по теням, то режет сам меч, а не его лингашарира, или астрал. Только острые инструменты могут пронзать такие астралы; поэтому удар тупым предметом под водой не повредит вам так, как порез[320]. На спиритических сеансах материализуется лингашарира медиума, сходство же с умершими создается преимущественно воображением, но иногда и элементалом, который набрасывает на лингашариру отображение облика усопшего в астральном свете, производя таким образом подобие. Облачение таких фантомов слагается из живых частиц тела медиума и не является реальным одеянием, также не имеет оно ничего общего и с одеждой медиума. За все материальные облачения, видимые на сеансах материализации, приходится расплачиваться[321]. Материализованные формы должны быть пока что подразделены на два класса: а) на имеющих определенную форму, созданную подсознательной или иной мыслью человека, которому эта форма принадлежит или как сказано выше; и б) на те, форма, подобие или выявление которых вызваны совокупной мыслью человека, которому она принадлежит, и человека, который ее лицезреет, так что внешнее проявление обязано мысли либо воображению того или другого. Воображение или мысль в этих случаях действуют одновременно, с интервалом слишком малым, чтобы его заметить[322]. Именно эти факты об астральных телах проливают свет на арабские и восточные сказки о джиннах и заключенных в бутылку ифритах[323]. Дугпа способны воздействовать на лингашариру других людей. Когда человек посещает другого человека в астральном теле, то отправляется именно лингашарира, но это не может случиться на сколько-нибудь большом расстоянии[324]. Также именно лингашарира виднеется неподалеку от людей как их "двойник". И именно лингашарира используется для передвижения предметов без видимого контакта. Лингашарира может быть образована высвобождающейся чхайя, без всякого ведома человека, ее эманирующего, и может витать поблизости, но тогда она не будет в полной мере наделена сознанием. Но подобную проекцию астрального тела предпринимать не следует[325]. Более важным типом астрального тела является майявирупа, или иллюзорное тело, степени которого различны. Все имеют чхайя в качестве упадхи, но они могут быть бессознательными или сознательными[326]. Если человек напряженно думает о другом человеке на расстоянии, его майявирупа может предстать перед этим лицом без всякого ведома о том со стороны проецирующего. Эта майявирупа образуется посредством бессознательного использования крийяшакти, когда мысль сильно напряжена и сосредоточена. Она формируется без всякой идеи о сознательной проекции и сама по себе бессознательна – мысленное тело, но не проводник сознания. Но когда человек сознательно проецирует майявирупу и использует ее в качестве проводника сознания, он – адепт. Два человека не могут одновременно сознавать присутствие друг друга, если только один из них не является адептом[327].

При формировании майявирупы, как уже было сказано, упадхи поставляется чхайей – "основой всех форм". Когда адепт проецирует свою майявирупу, то руководящий разум, что ее оживотворяет, исходит из сердца, поскольку в него входит сущность Манаса; свойства же и качества притягиваются из аурической оболочки[328]. Ничто не может повредить майявирупу, ни один острый инструмент или оружие, ибо, что касается этого плана, она чисто субъективна[329]. Она не имеет никакой материальной связи с физическим телом, никакого пупочного канатика. Она духовна и эфирна и везде проходит беспрепятственно. Таким образом, она совершенно отличается от лингашариры, повреждение которой отражается на физическом теле[330]. Майявирупа есть тело манасическое, и ее не следует путать с лингашарирой; проекция ее суть всегда акт манасический, поскольку она не может быть сформирована без энергии крийяшакти[331]. Майявирупе можно придать столько жизненной энергии, что она сможет перейти на другой план, соединиться там с существами того плана и тем самым их одушевить[332]. Но сделать это может лишь адепт[333]. Дугпа и колдуны, адепты левого пути, способны создавать и использовать свои собственные майявирупы[334].

Как сказано, проекцию лингашариры предпринимать не следует, но ученик должен стремиться к развитию силы крийяшакти при сознательном проецировании майявирупы[335].

Кама и камарупа

Хотя ученик не может более рассматривать прану как один из семи принципов, поскольку она есть вселенская Жизнь, он не должен забывать, что она как энергия праническая оживотворяет собой все и вся[336]. Каждый принцип есть дифференциация дживы, а жизнь-движение в каждом есть прана – "дыхание жизни"[337]. Она есть нэфеш: и джива становится праной только тогда, когда рождается дитя[338]. Следовательно, кама зависит от праны, без которой не было бы никакой камы. Прана пробуждает камические зародыши к жизни и делает все желания жизненными и живыми[339].

Следует помнить, что прана не является продукцией бесчисленных "жизней", составляющих человеческое тело, равно как и сонма клеток и атомов тела. Она суть породительница этих "жизней", а не их продукт. К примеру, можно погрузить в океан губку; вода внутри губки может быть уподоблена пране; вода же вовне есть джива. Прана есть движущий принцип в жизни. Тело оставляет прану, прана же не оставляет его. Выньте губку из воды и она высохнет, символизируя таким образом смерть[340].

Кама в течение жизни не образует тела, которое может быть отделено от физического тела. Она межмолекулярна, причем каждой своей молекулой соответствует физическому телу, и неотделима от него молекулярно. Стало быть, она есть форма и все же не-форма; форма внутри физического тела, но не способная проецироваться вовне как форма. Это – внутренний, или астральный, человек, в котором находятся центры восприятия, психические чувства и от чьей молекулярной связи с физическим телом зависит все восприятие и целенаправленное действие[341]. В момент смерти каждая клеточка и молекула выделяет эту сущность и из нее-то, наряду с отбросами аурической оболочки, и образуется отдельная камарупа; но это не может произойти при жизни[342]. Кровь является прекрасным символом камарупы, ибо она, пребывая в теле, заполняя собой каждую частицу, но будучи заключена в сосудах, принимает образ тела и имеет форму, хотя сама по себе бесформенна. Если использовать термин "камарупа" для обозначения этой межмолекулярной структуры, которая суть психический человек, отдельная post mortem форма должна именоваться камарупа-астрал, или астрал камарупы[343].

В течение жизни низший манас действует через эту камарупу и таким образом вступает в контакт со стхулашарирой; вот почему сказано, что низший манас "воцарился в камарупе" (с. 363). После смерти он какое-то время одушевляет камарупу, пока высшая Триада, поглотив низший манас или ту его часть, которую она может поглотить, не переходит в дэвакхан[344]. Период, в течение которого любая часть сознания остается в камалоке, т. е. связана с камарупой, обычно длится сто пятьдесят лет[345]. Камарупа в конечном итоге распадается, оставляя в камалоке танхические элементалы (с. 321), а ее уцелевшие частицы переходят в животных; теплокровные животные произошли от человека, а холоднокровные суть продукт материи прошлого[346].

Мы уже видели, что в теле кама особенно связана с кровью, печенью, желудком, пупком и органами размножения, опуская сейчас ее органы в голове, которые связаны скорее с ее психическим, нежели с животным, аспектом. Половой инстинкт, столь тесно связанный с органами, что поддерживают и размножают жизнь[347], является кульминацией камы. Идиоты обнаруживают подобные желания, равно как аппетит и т. д., но ничего выше этого[348]. Следовательно, чтобы избавиться от камы, вы должны подавить в себе все материальные инстинкты – "раздавить материю"[349]. Но в то же время вы должны помнить, что кама, часть которой составляют порочные страсти и эмоции, животные инстинкты, все же помогает вам развиваться, также возбуждая желание и давая импульс, необходимые для восхождения[350]. Ибо в кама-пране находятся физические элементы, побуждающие к росту как физически, так и психически, и без этих энергичных и мятущихся элементов продвижение было бы невозможно[351]. Солнце имеет физическое, а также и ментальное воздействие на человека, и это воздействие Солнца на человечество связано с кама-праной, с этими самыми физическими камическими элементами, ибо из Солнца истекает Жизненный Принцип, который, упадая на них, дает толчок к росту[352]. Потому-то ученик должен учиться подчинять и очищать каму, пока в качестве движущей силы не останется лишь ее энергия – энергия, всецело направляющаяся манасической волей[353].

Наши рекомендации