Список рекомендуемых источников. Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Психофизиология

(54 часа, реферат, зачет)

Краткое содержание курса

Курс «Психофизиология» охватывает комплексный теоретический и практический материал, рассматривающий проблемы методологии в психофизиологии. В данном курсе рассматриваются, анализируются и изучаются особенности психофизиологии на современном уровне в России и за рубежом. В настоящем курсе рассматриваются вопросы междисциплинарных связей с другими науками: физиологии, неврологии, психологии и основами психической деятельности и поведения человека.

Темы для рефератов

Темы выбираются по списку группы

  1. Психофизиология как междисциплинарная наука о поведении
  2. Системные основы психофизиологии
  3. Психофизиологические методы исследования
  4. Психофизиология функциональных состояний
  5. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  6. Психофизиология восприятия и внимания
  7. Психофизиология памяти и научения
  8. Психофизиология мыслительной деятельности
  9. Психофизиологический феномен сознания
  10. Психофизиология двигательной системы
  11. Психофизиология сенсорных процессов.
  12. Проблема функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия головного мозга
  13. Возрастная психофизиология, понятия, проблемы и направления исследования.
  14. Психическое развитие детей и подростков и созревание головного мозга.
  15. Психическая инволюция и старение организма
  16. Проблема индивидуально-психологических различий в дифференциальной психофизиологии
  17. Психофизиологические особенности поведения мужчин и женщин
  18. Психофизиология профессиональной деятельности
  19. Педагогическая психофизиология: проблемы и направления исследования
  20. Социальная психофизиология: проблемы и направления исследования
  21. Экологическая психофизиология: проблемы и направления исследования
  22. Психофизиология анормального поведения


Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, объект, задачи психофизиологии.

2. Основной принцип исследования в психофизиологии и связь с другими
науками.

3. Основные методы психофизиологического исследования.

4. Принципы переработки информатики в ЦНС. Микро уровень протекания
физиологических реакций.

5. Принципы переработки информации в ЦНС. Макро уровень протекания
физиологических реакций.

6. Концепция функциональной системы Анохина: Элементы, динамика.

7. Понятие сенсорных систем. Свойства и принципы организации.

8. Виды анализаторов. Особенности кодирования и декодирования
информации в них.

9. Взаимодействие сенсорных процессов. Адаптация и операции сенсорных
систем.

10. Центральные аппараты управления движениями. Двигательный навык,
его формирование и автоматизация.

11.Системы управления движениями, ее строение, уровни.

12.Память, как последовательность сложных процессов преобразования
информации.

13.Основные свойства нейронных механизмов памяти и научения. Виды
памяти.

14.Импринтинг и его нейронные механизмы. Привыкание и его нейронные
механизмы. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

15.Внимание как динамическая характеристика протекания познавательной
деятельности.

16. Основные показатели и свойства внимания, их характеристика.

17. Понятие функционального состояния. Роль, место функционального
состояния в поведении.

18. Основные уровни и компоненты функционального состояния человека,
их характеристика.

19. Сущность ориентировочного рефлекса.

20. Нейронные механизмы принятия решений, их характеристика.

21. Эмоции. Функции эмоций. Проблема исследований эмоций в
современной психофизиологии.

22. Нейроанатомия эмоций.

23. Влияние эмоций на деятельность человека. Характеристика объемов
вегетативных сдвигов. Сущность психосоматического феномена.

24. Концепция, потребностно - информационной теории эмоций.

25. Основные концепции сознания. Проблемы исследования в современной
психофизиологии.

26. Нейронные механизмы мыслительной деятельности. Асимметрия мозга и
локализация «фокусов взаимодействия».

27. Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические
характеристики индивидуальности. Критерии пластичности
индивидуального поведения.

28. Интегральная индивидуальность и ее уровни, характер взаимосвязей
внутри и между.

29. Психофизиологические компоненты работоспособности, их
характеристика.

30. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной
пригодности.

31. Психофизиологический анализ содержание профессиональной
деятельности.

32. Проблемы сна и бодрствования.

Список рекомендуемых источников

1 Абульханова - Славская К.А. «Деятельность и психология личности». – М.: Наука, 2000. – 180с.

2 Александров Ю.И. «Основы психофизиологии; учебник для вузов». М.
ИНФРА.М.: 2000. - 281 с.

3 Александров Ю.И. «Психологическое значение активности центральных и
периферических нейронов в поведении». М.: Наука, 2000. - 181 с.

4 Анохин П.Н. «Условные вопросы теории функциональной системы». М.:
Наука, 2000. - 261 с.

5 Бехтерева Н.П. «Нейрофизиологические аспекты психической
деятельности». Л, Наука, 2001. - 201 с.

6 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтел «Мозг, разум и поведение». М.: Мир,
2000. - 281 с.

7 Батуев А.С. «Высшая нервная деятельность» М.: высшая школа, 2000. - 413 с.

8 Батуев А.С. «Высшие интегративные системы мозга». СПб, Наука, 2000. - 201 с.

9 Батуев А.С. под ред. «Ассоциативные системы мозга» СПб,. Наука,

10 Бойко Е.И. «Мозг и психика». М.: Просвещение, 2000.- 219 с.

11 Данилова Н.И. «Психофизиологическая диагностика функциональных
состояний». М.: МГУ 2000. - 200 с.

12 Данилова Н.И. «Психофизиология ВНД» (учебник для вузов) М.: МГУ,
2001. - 194 с.

13 Данилова Н.И., Крылова А.Л. «Физиология ВНД». Ростов-на-Дону
«Феникс», 2000. - 201 с.

Ведущий преподаватель Р.Э Попова

Зав. кафедрой - К.Г. Эрдынеева

Наши рекомендации