Список рекомендуемых источников. Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Читинский государственный университет»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Психофизиология
(54 часа, реферат, зачет)
Краткое содержание курса
Курс «Психофизиология» охватывает комплексный теоретический и практический материал, рассматривающий проблемы методологии в психофизиологии. В данном курсе рассматриваются, анализируются и изучаются особенности психофизиологии на современном уровне в России и за рубежом. В настоящем курсе рассматриваются вопросы междисциплинарных связей с другими науками: физиологии, неврологии, психологии и основами психической деятельности и поведения человека.
Темы для рефератов
Темы выбираются по списку группы
- Психофизиология как междисциплинарная наука о поведении
- Системные основы психофизиологии
- Психофизиологические методы исследования
- Психофизиология функциональных состояний
- Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
- Психофизиология восприятия и внимания
- Психофизиология памяти и научения
- Психофизиология мыслительной деятельности
- Психофизиологический феномен сознания
- Психофизиология двигательной системы
- Психофизиология сенсорных процессов.
- Проблема функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия головного мозга
- Возрастная психофизиология, понятия, проблемы и направления исследования.
- Психическое развитие детей и подростков и созревание головного мозга.
- Психическая инволюция и старение организма
- Проблема индивидуально-психологических различий в дифференциальной психофизиологии
- Психофизиологические особенности поведения мужчин и женщин
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Педагогическая психофизиология: проблемы и направления исследования
- Социальная психофизиология: проблемы и направления исследования
- Экологическая психофизиология: проблемы и направления исследования
- Психофизиология анормального поведения
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет, объект, задачи психофизиологии.
2. Основной принцип исследования в психофизиологии и связь с другими
науками.
3. Основные методы психофизиологического исследования.
4. Принципы переработки информатики в ЦНС. Микро уровень протекания
физиологических реакций.
5. Принципы переработки информации в ЦНС. Макро уровень протекания
физиологических реакций.
6. Концепция функциональной системы Анохина: Элементы, динамика.
7. Понятие сенсорных систем. Свойства и принципы организации.
8. Виды анализаторов. Особенности кодирования и декодирования
информации в них.
9. Взаимодействие сенсорных процессов. Адаптация и операции сенсорных
систем.
10. Центральные аппараты управления движениями. Двигательный навык,
его формирование и автоматизация.
11.Системы управления движениями, ее строение, уровни.
12.Память, как последовательность сложных процессов преобразования
информации.
13.Основные свойства нейронных механизмов памяти и научения. Виды
памяти.
14.Импринтинг и его нейронные механизмы. Привыкание и его нейронные
механизмы. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.
15.Внимание как динамическая характеристика протекания познавательной
деятельности.
16. Основные показатели и свойства внимания, их характеристика.
17. Понятие функционального состояния. Роль, место функционального
состояния в поведении.
18. Основные уровни и компоненты функционального состояния человека,
их характеристика.
19. Сущность ориентировочного рефлекса.
20. Нейронные механизмы принятия решений, их характеристика.
21. Эмоции. Функции эмоций. Проблема исследований эмоций в
современной психофизиологии.
22. Нейроанатомия эмоций.
23. Влияние эмоций на деятельность человека. Характеристика объемов
вегетативных сдвигов. Сущность психосоматического феномена.
24. Концепция, потребностно - информационной теории эмоций.
25. Основные концепции сознания. Проблемы исследования в современной
психофизиологии.
26. Нейронные механизмы мыслительной деятельности. Асимметрия мозга и
локализация «фокусов взаимодействия».
27. Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические
характеристики индивидуальности. Критерии пластичности
индивидуального поведения.
28. Интегральная индивидуальность и ее уровни, характер взаимосвязей
внутри и между.
29. Психофизиологические компоненты работоспособности, их
характеристика.
30. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной
пригодности.
31. Психофизиологический анализ содержание профессиональной
деятельности.
32. Проблемы сна и бодрствования.
Список рекомендуемых источников
1 Абульханова - Славская К.А. «Деятельность и психология личности». – М.: Наука, 2000. – 180с.
2 Александров Ю.И. «Основы психофизиологии; учебник для вузов». М.
ИНФРА.М.: 2000. - 281 с.
3 Александров Ю.И. «Психологическое значение активности центральных и
периферических нейронов в поведении». М.: Наука, 2000. - 181 с.
4 Анохин П.Н. «Условные вопросы теории функциональной системы». М.:
Наука, 2000. - 261 с.
5 Бехтерева Н.П. «Нейрофизиологические аспекты психической
деятельности». Л, Наука, 2001. - 201 с.
6 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтел «Мозг, разум и поведение». М.: Мир,
2000. - 281 с.
7 Батуев А.С. «Высшая нервная деятельность» М.: высшая школа, 2000. - 413 с.
8 Батуев А.С. «Высшие интегративные системы мозга». СПб, Наука, 2000. - 201 с.
9 Батуев А.С. под ред. «Ассоциативные системы мозга» СПб,. Наука,
10 Бойко Е.И. «Мозг и психика». М.: Просвещение, 2000.- 219 с.
11 Данилова Н.И. «Психофизиологическая диагностика функциональных
состояний». М.: МГУ 2000. - 200 с.
12 Данилова Н.И. «Психофизиология ВНД» (учебник для вузов) М.: МГУ,
2001. - 194 с.
13 Данилова Н.И., Крылова А.Л. «Физиология ВНД». Ростов-на-Дону
«Феникс», 2000. - 201 с.
Ведущий преподаватель Р.Э Попова
Зав. кафедрой - К.Г. Эрдынеева