Прошение и ходатайство на языках
В 1 Коринфянам 14:2 говорится не только о поклонении, славословии и благодарении, но конкретно сказано: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит Богу». Текст говорит о том, что мы во всех молитвах с различными нуждами можем молиться на языках. Ходатайство и прошение тоже включены в молитву духом.
К Римлянам 8:26 говорится: «Мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Греческое слово СТЕНАЦО, которое мы переводим как воздыхание, в греческом обиходе было выражением не умственной речи. Многие истолкователи единомышленны в том, что это указание на молитву на иных языках. Именно в случаях, которые нас подавляют горестями или перед которыми мы стоим беспомощно – не зная как нам должно молиться – на помощь нам приходит не умственная молитва на языках.
Иногда мы действительно не знаем, о чем молиться. Все может быть правильным или ложным. Только Бог знает, как Ему взяться за какое-либо дело. Уповая на Его обещание, мы можем духом говорить тайны. Правда, мы знаем, о чем мы молимся, но мы не знаем, что мы просим. Дух же ходатайствует за нас пред Богом.
Говорящий на языках говорит тайны духом (сравни 1 Кор. 14:2). Через дар говорения на языках мы имеем возможность – в общении с другими и все-таки непонятно для других – вымолить ответ на личные нужды. Для соседа это остается тайной, так как он не понимает молитву на языках. Поэтому можно утверждать, что не каждая молитва на языках должна быть истолкована. Не все истолкования служили бы к созиданию церкви или помощью неверующему. Истолкование должно следовать только на славословие и благодарение во всеуслышание: «Ибо, если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет аминь при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1 Кор. 14:16). Благодарение естественно имеет иной характер. Оно одновременно является и свидетельством. Для неверующего ничто иное не является такой помощью и плодовитым толчком, как свидетельство о том, что сделал Бог. Если мы восхваляем дела Божии, то иной атеист начинает задумываться: «Тогда вероятно все-таки есть Бог».
Поэтому славословие и благодарение не должны оставаться тайной, но должны быть истолкованы. Причина благодарения должна стать известной, чтобы неверующий понял нечто из реальности Бога и таким образом мог сказать свое «аминь». Но так как истолкование лишает молитву на языках тайного характера, то нельзя требовать истолкования на каждую молитву. Неправильно также говорить, что такие молитвы относятся к «личной комнате». В своей комнате не нужен был бы характер тайны, так как там нет никого, кто бы мог понять эту молитву. Павел думает о молитве в присутствии других, когда он говорит: «... никто не понимает его, он тайны говорит духом».
Расскажу одно личное переживание. В то время, когда я был пастором общины, один брат не хотел более ходить в общину. Поэтому я посетил этого брата, но посещение было безрезультатным. Он дал мне понять, что он никогда больше не придет в общину. Когда я ушел от него, я был очень печален. Как обычно в субботу в этот вечер в общине тоже было молитвенное собрание. Хотя было уже поздно, но я пошел с этой нуждой на молитвенное собрание. В моем сердце был вопрос: «Что ты будешь теперь делать? Можешь ли ты сообщить общине эту нужду?» Дух Святой не соглашался: «Не делай этого! Тем, что ты назовешь имя этого брата, ты сделаешь его темой разговора и обнажишь его пред всеми. Возвращение в общину этим сильно осложнится».
В сердце я взывал: «Но дорогой Спаситель, мне ведь нужно помолиться за этого брата, я же не могу оставить его диаволу.» Я решил, хотя ничего не говорить общине, но все-таки в общине помолиться за него. Проходя наперед в церкви, в моем сердце было слово: «Почему ты не молишься за этого человека на языках?» Прежде я никогда не делал этого. Когда мы склонились, я начал молиться за этого брата на языках. Я не знал, что я выражал в молитве, но был убежден, что я правильно молюсь в духе.
Эта молитва на языках вначале имела унылое, жалобное звучание. Это была серьезная борьба вплоть до слез. Внезапно я получил другой вид говорения на языках. Речь и звучание изменились. Теперь были звуки хваления и благодарения. Вначале я подумал: «Это неверно, ты сейчас не должен славить и благодарить, но ты должен помнить о нужде брата». Но попытка молиться языком борьбы показалась мне искусственной и пустой. Тут мне внутренне стало ясно: твой дух знает больше, чем твой разум. Во мне появилась внутренняя уверенность, что эта молитва услышана: Бог теперь говорит к этому брату, и завтра он придет на богослужение. Победа уже здесь!
На следующий день я сначала был разочарован. Почти 15 минут до богослужения брата еще не было в церкви. Когда же я взошел на кафедру и повернулся к общине, он внезапно оказался на месте. Во время проповеди слово так сильно коснулось его, что он наклонился вперед и начал сильно плакать. Бог вновь повстречался ему, и он справился со своим подавленным состоянием.
Возможности полномочного ходатайства и прошения включены и в молитву на языках. Если мы еще более познаем ценность этого дара, то мы и Павла поймем лучше, когда он говорит: «Я более всех вас говорю языками». Он знал о благословении этого дара и ревностно использовал его.