Предистория и природа практики

Школа Гелуг, которая сформировалась в начале XIX столетия как слияние линий из дюжины более раниих сект, получила передачу Шести Йог в основном от школы Жалу (Сакья). Жалу получила их от Дрикунг Кагью (одной из Восьми Поздних Школ Кагью),

которая, в свою очередь, происходит от Пакмо Друпа Кагью (одной из Четырёх Ранних Школ Кагью). Линия Гелуг представляет Шесть Йог согласно тому, как они были переданы Ламой Пал Пакмо Друпа, основателем Школы Дрикунг Кагью.

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа шесть йог перечислены следующим образом: йога внутреннего тепла; йога иллюзорного тела; йога ясного света; йога переноса сознания в высшие сферы; йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции); йога бардо.

При таком расположении шести йог, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.

Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений»,

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расануи лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.
Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения [эманации]», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ-с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал. Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости

махамудры...
В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло, краеугольный камень». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются. Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Затем, основываясь на этой способности, практикующий может надеятся на карма мудру как способствующее условие для пробуждения четырёх благодатей. На этом основании пробуждается врождённая благодать. Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры. Практикующий объединяет внутреннюю благодать с [медитация на] пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя (ориг. applies oneself) к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света.
Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознование иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна [т.е. ясного света, который возникает в момент засыпания], и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осозносанием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик [йоги сна и йоги сновидений] является доктрина внутреннего тепла.
Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять [с йогами бардо] краеугольным камнем является уровень энергии (ориг. power), достигнутый посредством внутреннего тепла...
Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедательные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог.

Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цзонкапа и большинство более поздних комментаторов-гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.

Однако, Цзонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа, обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.

Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги

форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё еще существует.

Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.

Наши рекомендации