Фантазия, между прочим, это предтеча интеллекта. Если ребенок хорошо играет, это значит, что потом у него все в порядке будет с формальным интеллектом, скорее всего
Родители большого города — что делать с гневом на детей?
Автор: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог.
Тема «Гнев в семье» оказалась очень востребованной, она регулярно собирает много людей, которые считают, что эта тема им важна. Для меня эта тема интересна как для эмоционального и вспыльчивого человека — и в прошлом, и в настоящем.
Я бы хотела поговорить о том, как влияют внешние факторы жизни в большом городе, жизни в современных ритмах, на количество гнева в семье, на гнев родителей по отношению к детям. Мне кажется, здесь присутствует большая связь.
Многие из нас склонны вести себя неконтролируемым образом, когда устали или спешат.
Есть люди, которые контролируют себя в состоянии усталости и спешки. Они относятся к так называемому типу «флегматик». Флегматики при усталости и перегрузке не ускоряются, не становятся более гневливыми и вспыльчивыми. Они затормаживаются, становятся еще более медлительными. Этот касается и детей, и взрослых и называется «запредельное торможение». Подобное может вызывать большие сложности от непонимания вторым супругом или родителем этих состояний.
Для того чтобы понять, что человек находится в состоянии запредельного торможения, нужно провести простой эксперимент: начать этого человека, который замедляется, притормаживает, поторапливать. И посмотреть — ускорит ли его это, или наоборот — сделает еще более расконцентрированным.
Тех, кто впадает в запредельное торможение, максимум 20%. Есть очень маленький сегмент тех, на кого спешка и усталость вообще никак не влияют. Это люди очень устойчивые, выносливые. Возможно, они прошли какую-то школу обучения в семье. Возможно, кто-то из их родителей умел что-то делать со своим гневом, раздражением. Возможно, у них просто очень выносливая, крепкая нервная система. Это ориентировочно сангвиники, причем не истощенные постоянной переработкой, перегрузками…
Замечу, я с большой неохотой употребляю термины «сангвиник», «флегматик», «холерик», «меланхолик», поскольку они очень условны.
Употребляя их, я имею в виду не совсем то клише, которое можно встретить в популярных журналах и газетах. Это условное обозначение типа человека, поскольку нет ни чистых холериков, ни чистых сангвиников, ни чистых флегматиков. Но есть некоторые черты личностного стиля, которые склоняются в ту или иную сторону.
Итак, людей устойчивых — небольшой процент. Это, например, спортсмены, военные, не истощенные жизнью. Они на спешку не реагируют.
Остальные люди, и их очень много — 78% примерно, будут реагировать увеличением, усилением нервных реакций на спешку. Если мы приближаемся по географическим широтам к югу, то вспыльчивых людей будет еще больше. Там норма реакций — еще с большей эмоциональностью.
Если мы поднимаемся немного ближе к северу, там больше проявлен флегматический темперамент. Северные народы — менее темпераменты, медленнее реагируют.
Мы в нашей полосе находимся где-то посерединке.
Нервные горожане
За последнее время было проведено немало исследований, согласно которым жители мегаполисов — гораздо более нервные граждане, чем жители маленьких городов, деревень.
С чем это связано? С ритмом жизни окружающих, с ночным освещением, спешкой, агрессией, плотностью населения на квадратный метр, нарушением зоны личного пространства, избытком информации, уровнем шума, света, расстояния, транспорта…
Мы даже не слышим шум, мы начинаем слышать тишину, когда уезжаем из города.
Все это, конечно, плохо, на это наша среда обитания. И без этого в сельской местности городской житель начинает тосковать. То есть, определенное количество стимулов вызывают определенную адреналиновую реакцию. Вне этого городскому человеку не хватает, особенно первое время, потока событий. Они маленькие, может быть — отрицательно окрашенные, но мы привыкли к тому, что все время через нас что-то проходит, что мы что-то новое видим, слышим, в чем-то участвуем, куда-то двигаемся.
Есть такое понятие, которое психологи называют «синдромом выходного дня» у детей, когда ребенок в конце выходных, проведенных активно, впадает в состояние крайней усталости, граничащей с истерикой, возможно, в ступор. В любом случае имеет место необычное поведение от перегрузки впечатлений.
В мегаполисе все вокруг бегут. Это особенно осознается, когда вы приезжаете в какой-нибудь маленький городок и начинаете нервничать — чего ж все вокруг так медленно двигаются!
Если нашу среду обитания не осмысливать положительно, то стресс будет еще более сильным. Ведь не все всерьез готовы расстаться с мегаполисом.
Стрессовые плюсы
А если посмотреть на плюсы жизни в большом городе? Профессиональная реализация, возможность заработать, возможность получения образования, культурная жизнь, возможность общения.
Но ведь работа, учеба и культурная жизнь тоже могут быть стрессовыми .
Мне кажется, что количество событий за единицу времени, особенно в пространстве, насыщенном большим количеством людей, делает человека гораздо более раздражительным, чем он является от природы.
Тот же самый человек, отдохнувший неделю, отоспавшийся, выпавший из привычного ритма, меняется. Скажем, во время детских каникул, когда вставать рано не надо, а количество дел поменьше, раздражительность падает.
Если среднего раздражительного человека немножко разгрузить, дать ему отдохнуть, он будет совсем не таким раздражительным.
Есть какое-то количество гнева и раздражения, связанное с нашим темпераментом, с нашей семейной историей, с нашей травматикой, которую убрать сложно. А есть количество гнева, связанное с жизненной ситуацией.
Этот более «внешний» слой раздражения при желании и определенных навыках можно сделать тоньше. По крайней мере, можно увидеть, как на вас влияет спешка, ритмы большого городка, перегрузка. Если мы научимся это лучше видеть — и про себя и про супруга, и про детей, тогда, возможно, гнева станет меньше.
Гнев — это первичная реакция на раздражитель. Словно руку от горячего отдергиваешь. Это инстинктивная реакция, направленная на избежание неприятности. Гнев — реакция на события, которые идут не по нашему сценарию.
Какими мы становимся под влиянием спешки? А если человек спокойно реагирует на то, что вокруг все торопятся, спешат, нервничают? Какие эмоции вызывает он у окружающих? Человек, который среди суеты сохраняет спокойствие, может вызывать раздражение и гнев. Причем тоже инстинктивно: «Почему это мне плохо, а ей (ему) хорошо?».
Если кто-то из супругов, из родителей в семье изначально умеет не раздражаться, даже когда вокруг спешат, даже когда перегрузка, можно, условно говоря, действовать двумя путями. Можно «изводить» спокойного члена семьи, чтоб ему тоже стало плохо, а можно этот островок спокойствия в семье беречь, смотреть на такое поведение, как на инстинктивно правильный образец. Но очень часто, понимая, что правильным был бы второй способ, люди действуют первым способом.
Когда маленький ребенок расплакался, кому его проще успокоить — раздраженному человеку или спокойному? Понятно, что спокойному. И если кто-то из родителей является оплотом, островком спокойствия, надо стремиться присоединиться к нему.
Жизнь людей в большом городе часто обусловлена ритмами, которые не мы сами себе задаем. Мы вписываемся в массу структур, которые работают по своему ритму, а нам нужно успевать. И эта необходимость успевать — причина довольно большого числа эпизодов раздражения.
Существа другого вида
Маленький ребенок — еще не самостоятельный, сам он не удерживает в голове, что нужно двигаться в определенном ритме, не осознает времени (это особенность детского восприятия), не обладает возможностью быстро выполнять некоторые действия.
Быстрота человеческих реакций в целом связана с тем, насколько завершен процесс миелинизации нервных волокон. Нервные волокна у нас покрыты миелиновой оболочкой. Она играет роль своего рода изоляции. По изолированному проводу ток течет быстрее. По миелинизированному нервному волокну импульсы поступают быстрее, человек может быстрее реагировать. Поэтому, чем младше ребенок, тем медленнее его реакция.
Тут есть поправки на индивидуальность, на темперамент. Некоторые дети изначально быстрее реагируют, чем их сверстники, а некоторые — изначально медленнее. Но в целом ребенок реагирует и действует медленнее, чем взрослый. Где-то до 6 лет идет активная миелинизация, самый активный период — до двух лет, особенно первые полгода.
Процесс миелинизации нервных волокон, связанный с созреванием нервной системы, продолжается все детство.
Только начиная с 12 лет миелинизация окончательно заканчивается, дозревает так называемая третичная доля головного мозга. Ребенок начинает не только быстрее реагировать, но еще реагировать интегрировано.
Для чего я все это говорю? Просто родителям часто кажется, что ребенок СПЕЦИАЛЬНО делает медленнее, чем может. Назло не вписывается в ритм родителей, в график, составленный родителями.
А большинство детей просто не могут реагировать так быстро в силу своих физиологических и нейрофизиологических особенностей. Процесс миелинизации не закончен, лобные доли не дозрели. Компьютер с меньшей оперативной памятью. Ребенок, собираясь гулять, натягивает колготки, но делает это настолько медленно, что мы его уже готовы стукнуть. Если же он одну колготку надел, потом задумался, сказал, что это у него — рельсы, и — пошла игра, не связанная с одеванием, это уже воображение.
У ребенка есть способности, которые у нас уже исчезли. Правое полушарие, связанное с творчеством, фантазией у нас работает гораздо хуже, чем у детей. Мы просто не такие творческие люди, эти способности у нас уже ушли.
Ребенок — дошкольник осваивает мир через игру. У него пакетный способ получения информации. Поиграл, скажем, в железнодорожника, и сразу понял массу всевозможных сведений, возможно, освоил навыки. Но это мешает исполнению формальных обязанностей и попаданию в ритм.
То есть, с ритмом проблемы возникают по нескольким статьям. Взрослый может быстрее действовать, потому что у него оперативной памяти больше, пользуясь аналогией с компьютером. Взрослый умеет не отвлекаться, у него есть концентрированное внимание. У ребенка-дошкольника нет возможности концентрировать внимание. До семи лет произвольное внимание не зрелое. Оно может сконцентрироваться, но очень ненадолго.
Мы имеем дело с существами другого вида. У дошкольников другой обмен веществ, они совершенно иначе воспринимают реальность и действуют в ней. Плюс, они еще невероятные фантазеры, которые отвлекаются и играют в любой момент. Если они умеют играть.
Фантазия, между прочим, это предтеча интеллекта. Если ребенок хорошо играет, это значит, что потом у него все в порядке будет с формальным интеллектом, скорее всего.