Удивительное действие воображения в мужчинах и женщинах


Которые думали, будто имеют общение телесное

С злыми духами

народным поверьям о явлениях и действиях духов относятся

Ê

поверья о телесном сообщении духов с людьми. Это поверье

известно было и в древности; в средние века оно изменило

несколько характер вследствие изменения направления в развитии.

В древних языческих религиях мы встречаем очень часто веру в

телесное общение богов с людьми. Большей частью волю богов о

том, что известный бог желает иметь общение с известной женщи-

ной или девицей, объявляли жрецы. Мужья и родители охотно

отпускали жен и дочерей во храм, считая это благоволением богов и

предзнаменованием счастия семейства. Жрец проводил во храм при-

глашенную особу и оставлял одну ночевать во храме. В глубокую

полночь являлся к ней бог и проводил с ней некоторое время. Ро-

дившееся после этого дитя считалось отродием, отраслью, племе-

нем богов, полубогом. Обычай этот существовал у многих древних

народов, особенно же у Персов и Египтян. Бог Бел или Ваал осо-

бенно часто осчастливливал многих своим посещением. О многих

знаменитых лицах известно, что они произошли от богов именно

таким образом. Говорят, будто таким образом родился Александр

Македонский. К его матери бог сам явился в дом. Впоследствии

времени узнали, что это был самый недобросовестный, самый низ-

кий обман легковерных со стороны ловких негодяев-жрецов, и те-

перь никто не верит, что боги сами требовали к себе известных особ;

всякий считает это проделкой жрецов, смеется и жалеет о легковер-

ных. Из греческой мифологии известно, что Зевс очень часто по-

сещал смертных с этой целью; то он превращает известную особу в

корову, ворону, то нисходит на нее золотым дождем и т. п. и посту-

пает так потому, чтобы не узнала этого его ревнивая жена (она же и

сестра) Юнона. Другие боги, как низшие, так и высшие, следовали

примеру Зевса, хотя реже и с меньшим успехом. Словом, история

Олимпийских богов полна подобных скандальных рассказов. Об




Энее известно, что он произошел от бога таким образом. Все Рим-

ские оргии и вакханалии напоминают об оргиях богов с смертными.

В Риме было целое общество девиц, посвятивших себя посмертному

девству и служению при храме. Это были весталки. За несоблюде-

ние обета, за нарушение девства, они строго наказывались. Чтобы

избавиться от наказания, весталки, в случае нарушения девства,




говорили, что боги посещали их за святость их жизни1 . В настоящее

время все рассказы эти считаются вздором, произведением фанта-

зии, обманом жрецов, игравших роль богов, весталок, желавших

избавиться от наказания; несмотря однако ж на всю нелепость этих

басен и обмана, в средние века допускали возможность их, только в

измененном виде, как сейчас увидим.

Торквемада говорит, будто в его время в Сардинском городе

Каглиари одна девушка была увлечена демоном в распутные с ним

связи, что она за это была арестована инквизицией и приговорена к

сожжению, которое она и потерпела, в надежде освободиться от свое-

го любовника и спастись. Тут же Торквемада рассказывает такой слу-

чай: один молодой человек из хорошего дома предложил руку од-

ной молодой девушке. Демон, приняв вид этого молодого человека,

явился этой девушке, дал ей обещание жениться на ней и нарушил

ее девство. Обман узнала девушка тогда, когда узнала от действи-

тельного жениха, что он в то время, когда демон в его образе давал

ей обещание жениться, и нарушил ее девство, находился на пятьде-

сят часов расстояния от нее, и ничего не знает обо всем случив-

шемся. Обманутая девушка пошла в монастырь и понесла здесь по-

каяние за двойное преступление, за невоздержание и сообщение с

демоном.

В жизнеописании Бернарда читаем2 : в Бретани, в Нанте одна

женщина имела, или воображала, что имела общение с демоном; он

посещал ее ночью, даже в то время, когда с ней спал ее муж. Целых

шесть лет продолжалось это общение; по прошествии этого времени,

она почувствовала наконец отвращение к этой связи и покаялась в

ней перед священником. По совету священника она совершала много

благочестивых дел как для того, чтобы загладить преступление, так

и для того, чтобы избавиться от несносного любовника. Муж ее,

узнавши обо всем этом, оставил ее, не хотел более иметь с ней ника-

кой связи. Однажды сам демон предупредил ее, что скоро в Нант

прибудет Св. Бернард, и требовал, чтобы она не обращалась к святи-

телю, потому что, говорил он, аббат ничем не поможет ей; что если

она будет говорить с ним, то это послужит только к ее вреду, потому

что он, ее жаркий любовник, сделается в таком случае ее жестоким

врагом. Св. Бернард утешал несчастную женщину и посоветовал ей

перед сном ограждать себя крестным знамением и класть возле себя

на постели жезл, который он сам ей дал. Если опять придет демон,

говорил святитель, ты не бойся, пусть делает, что хочет. Демон дей-

ствительно опять явился, но уже не мог приблизиться к ее постели;

он начал изрыгать ей угрозы и сказал ей, что когда уедет Бернард,

он опять явится к ней для того, чтобы мучить ее. В следующее вос-



Обо всем этом можно найти почти во всяком сочинении о мифологии древних, особенно

в сочин. «Храм древности, содержащий в себе Египетских, Греческих и Римских богов

имена, родословие, празднества и проч.». Москва, 1764 г.



Vita S. Berngard, Tom I, lib. 21.



кресенье Св. Бернард вместе с епископами Нантским и Шартрским

отправился в соборную церковь; здесь он раздал зажженные свечи

всему народу, которого собралось большое множество, потом во все-

услышание рассказал странную историю, произнес заклятие на зло-

го духа и во имя Иисуса Христа повелел ему никогда более не при-

ближаться ни к указанной, ни ко всякой другой женщине. Каждый

потушил свою свечу, и власть демона была сокрушена.

Приведенные рассказы, передаваемые с такой обстоятельностью,

по-видимому, дают основание верить, что во всем, что рассказывает-

ся относительно телесного сообщения демонов с людьми, есть своя

доля правды; но если присмотреться к делу повнимательнее, то ока-

зывается, что все это не более, как дело в высшей степени рас-

строенного воображения и предрассудка! 1 Св. Бернард прежде всего

действует на душу женщины тем, что дает ей трость и велит эту

трость класть возле себя в постели. Этого уже достаточно было для

первоначального влияния. Для совершенного исцеления он закли-

нает и изгоняет демона с возможно большей церемонией: соби-

раются в церковь епископы, стекаются толпы народа, публично ог-

лашается все дело; заклинается дух, погашаются свечи, все эти тор-

жественные церемонии оказывают самое сильное влияние на душу

женщины, и ее воображение совершенно выздоравливает. Иероним

Кардан рассказывает2 два замечательных в этом отношении при-

мера влияния воображения. Сам он узнал их от Франциска де-ля

Миранда. «Я знал, рассказывает этот последний, одного семидеся-

типятилетнего священника, который жил воображаемой женой, ко-

торую он называл Гермелиной, спал и разговаривал с ней, гулял с

ней по улицам. Но он один только видел ее или, лучше, воображал,

что ее видит, и потому его считали помешанным. Имя этого священ-

ника Бенедикт Бейна. Он был арестован и наказан, как преступник,

потому что под пыткой сознался, что он при совершении литургии

не произносил главных слов священнодействия, что он давал жен-

щинам частицы Св. даров для какого-то безбожного употребления

их, сосал кровь детей и пр.». Во всем этом он сознался под пыткой.

Другой священник, Пикета, говорят, тоже жил с демоном, как с

женой, и в течение целых сорока лет имел с ним телесное сооб-

щение. Этот священник был жив еще во время Франциска де-ля Ми-

ранда, передавшего рассказ о нем.

Это поверье существует еще и теперь в захолустьях. Одна барыня

не шутя уверяла меня, что к ее горничной часто являлся злой дух,

беседовал с ней и имел с нею преступные связи до тех пор, пока она

не созналась священнику, который простил ей ее преступление и не

заклял духа, который с этого времени прекратил свои нощения.

Священник, знавший не хуже барыни и понимающий лучше ее дело,

объяснял это так: «Горничная спала в постели, лежа на спине, в



Здесь автор совершенно справедлив.

Cardan, De variet. Lib. XV, c. LXXX, p. 290.



комнате, наполненной нечистым воздухом, потому что это была

кухня, пекарня и пр. Девушка была 22 лет, полнокровная, здоровая,

мечтавшая о замужестве и с этими мечтами засыпавшая, как сама

созналась». Очень естественно, что она сонные грезы принимала за

действительность. Что она во сне говорила с воображаемым демо-

ном, в этом нет ничего странного; ведь мы часто говорим во сне. А

думала, что имеет общение с демоном потому, что в действитель-

ности не видела мужчины похожего на того, который являлся ей

ночью.

Другой факт еще страннее. К молодой вдове очень часто являлся

ночью умерший муж, беседовал с ней, имел с ней плотское сообще-

ние, приносил иногда подарки: платье, платки, бурнус и т. п. и даже

деньги. Члены семейства почти всегда видели, как он входил к жене

и уходил, слышало тихий разговор и пр. Молодая вдова искренне

убеждена была, что лицо, являвшееся ночью, был ее умерший муж,

и была очень рада этим посещениям, как потому, что очень любила

мужа, так и потому, что он приносил ей подарки. Одно только ее

беспокоило, именно то, что он страшно наскучивал ее каждый раз

своими любезностями. Но еще более беспокоились родные и доло-

жили священнику, который сначала хотел подействовать на нее

убеждениями в том, что это все вздор, что это болезнь, развившаяся

вследствие сильной тоски по умершем муже. Но вдова и ее родные

опровергли его фактом, указав на подарки, и этим поставили его в

тупик. Священник избрал другой путь для достижения цели; он

начал угрожать ей церковной епитимией, если она не прекратит об-

щения с умершим, вечными мучениями и т. п. Вдова обратилась за

советом к бабам, которые посоветовали ей насыпать в миску коноп-

ли, положить горячих угольев, насыпать конопли в пазуху и когда

явится покойник, вынимать из пазухи коноплю, раскусывать ее,

чтобы она трещала в зубах и бросать на раскаленные уголья: когда

же спросит: «Что это?» нужно было отвечать: «Вши одолели». Свя-

щенник между тем произнес на умершего проклятие, чтобы впредь

не являлся. Ночью, когда явился умерший, было совершенно темно

на улице, а в доме, кроме темноты, смрад и дым. Явившись, умерший

начал упрекать жену в ее недобросовестности, грозил убить ее и

отнять у нее все, что подарил. Испуганная вдова впала в обморок,

тем более, что этому способствовал дым и вонь. Очнувшись от об-

морока, вдова ничего не нашла из подарков. Между тем, когда мерт-

вец уходил с забранными подарками, спавшие в чулане и разбужен-

ные шумом родные вдовы слышали, как умерший ударился в стену,

конечно впопыхах, и как затрещало у него платье. На другой день

нашли кусок, оторванный от полы поддевки, задетой за гвоздь, вби-

тый в стену. Последнее обстоятельство открыло милого покойника.

Помещичий конторщик, человек женатый, давно ухаживавший за

женою умершего без успеха при жизни мужа, теперь думал достиг-

нуть цели. Когда он через неделю по смерти мужа обратился в окно




к вдове с просьбою пустить его в дом или по крайней мере объяс-

ниться с ним у окна, вдова, постоянно думавшая и засыпавшая с

мыслью об умершем муже, будучи пробуждена стуком в окно во вре-

мя сонных грез о муже, решила, что это умерший муж вздумал по-

сетить ее, сильно испугалась и закричала. Ее крик разбудил семью,

которой она объяснила, что к ней являлся умерший и просился к

ней, что она испугалась и закричала. В деревне на другой день раз-

несся слух, что умерший муж являлся ночью к вдове. Конторщик,

конечно, узнал об этом и воспользовался слухом. Явившись в дру-

гую ночь, он разыграл роль умершего, объяснил ей, что он по-преж-

нему ее любит, что будет посещать ее по ночам, и будет приносить

ей подарки, и тут же подал ей через окно ситцу на платье. Обману-

тая жена приняла конторщика за мужа, тем более что конторщик

был во многом похож на умершего. Эти посещения продолжались

до тех пор, пока священник не потребовал этого от вдовы. На вопрос

жены, не раз замечавшей, как муж ночью уходил — на вопрос: куда

он ходит по ночам? — он отвечал: «Ходил посмотреть контору». На

другой день после скандала у конторщика был разбит висок и отор-

ван кусок полы в поддевке. Это несчастное обстоятельство контор-

щик объяснял жене так: «Когда я подошел к конторе, то заметил

здесь какого-то человека; я крикнул на мошенника, который ударил

меня в висок палкой, и когда я начал кричать, он бросился бежать,

оставив узел. От боли и испуга я побежал в комнату и, задев за

дверь поддевкой, разорвал полу». Жена его передала это несчастие

другим и история через два дня открылась. Дело кончилось тем, что

конторщика наказали розгами и лишили места.

Таких фактов можно бы привести очень много, но это была бы

слишком скучная история, потому что все эти факты похожи один

на другой, как различные вариации на одну и ту же тему.

Одни из них были обманом несчастных со стороны ловких него-

дяев. Мы видели, как бессовестно жрецы языческие обманывали

неопытных, не знавших, что роль богов разыгрывают жрецы, требуя

в капище известных женщин или девиц для удовлетворения своей

постыдной страсти. Жрецы за этот низкий обман оставались безна-

казанными, а особы, приглашенные в капище, считались любими-

цами богов потому, что никто не знал проделки жрецов.

В средние века относились к делу иначе. Считая всех тех, которые

говорили, что имеют телесное общение с духами, людьми нечистыми,

колдунами и колдуньями, их мучили, резали, жгли, не исследовав

хорошо дела. Почти во всех следствиях над ведьмами в средние

века, показывается, по сознанию ведьм, что дьявол одет в черное

платье, носит на голове шляпу с перьями и сидит на огне, но лоша-

диных ног не имеет. Католические безженные священники и другие

проказники, конечно, в длинные зимние вечера всего удачнее разы-

грывали роль странствующих демонских рыцарей. Между тем нес-

частных, воображавших, что имеют сношения с демонами, мучили,




пытали и казнили. Кроме обманов было много помешанных, кото-

рые только воображали, что имеют сообщение с демонами, тогда

как на самом деле ничего подобного не было.

Инквизиционный суд должен был бы основательно рассматри-

вать дело и тогда уже решать судьбу обвиняемых, а не вести судеб-

ного процесса наобум. Если бы дело было ведено таким образом, то

открылись бы только обманы и помешательства, и тогда бы нужно

было казнить не обманутых, а обманщиков; помешанных же изле-

чивать, как это потом и делали, излечивая их простым и естествен-

нным способом. В помешанных освежали кровь, очищали их орга-

низмы от дурных соков, занимали их воображение постоянно новыми

впечатлениями, развлекая их, возбуждая в них новые и новые суж-

дения, и таким образом не давали им времени заниматься их вздор-

ными фантастическими бреднями и сосредоточиваться на одном и

том же предмете помешательства.

В заключение мы пожалеем только о том, что инквизиторы не

могли сообразить того, что духи, как такие, по самой природе своей,

не имеют возможности телесно сообщаться с людьми.

∆ ∆ ∆



II.

Наши рекомендации