Физиологически обоснованное пеленание

Когда мама носит малыша на руках или спит вместе с ним, она своими объяти­ями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки — материнские объятия препятствует «вскидываниям». Со­гретый теплом матери, ребенок не нуждает­ся в большом количестве одежды и может находиться с обнаженными ручками и нож­ками. Это позволяет ему, прикасаясь к раз­личным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенца­ми многие народы, сохранившие архаич­ную культуру и биологически обоснован­ный уход за детьми. У этих народностей широко распространены различные при­способления для постоянного ношения ре­бенка на себе. Это различные держатели, перевязи и т. д. Однако следует учесть, что в этих культурах обычно отсутствуют уст­ройства типа колыбелек, гамаков, колясок и пр., куда бы ребенка помещали отдельно от матери. Поэтому там младенец находит­ся при матери 24 часа в сутки, на что вряд ли способны современные родители.

Если же родители откладывают ма­лыша, и он вынужден какое-то время находиться без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний», сохраняя при этом не­обходимые для его развития стимулы, яв­ляется обычное пеленание. В данном слу­чае речь идет о свободном физиологичес­ки обоснованном пеленании, имитирую­щем положение ребенка в плодном пузы­ре. Во время пеленания младенцу прида­ют комфортное внутриутробное положе­ние, позволяющее совершать руками и ногами такие же движения, как в матке.

В свое время пеленка была придума­на и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным кли­матом, где человек был вынужден носить большое количество одежды. Именно обилие одежды не позволяло носить ре­бенка на себе постоянно во время повсе­дневной работы. Одновременно с наличи­ем пеленки у таких народов обязательно существовали какие-то специальные мес­та, куда откладывали спеленатого ребен­ка, например, зыбка, колыбелька, гамак и т. д. Эти устройства делались маленькими и тесными, а кроме того, их, как правило, можно было покачивать. В такую колы­бельку укладывали спеленатого ребенка и начинали его качать, что создавало пол­ную иллюзию пребывания на руках у взрослого.




Пеленание под ручки: шаг за шагом

Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru

 
  Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru

уход за новорожденным ребенком

Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше условия для развития младенца. Ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Помимо этого, пеленка обхватывает тело малыша и стимулирует осязание всей его кожи, которая с ней соприкасается. В пеленке количество стимулов ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т. д. Однако основное ее назначение — создавать иллюзию опоры, но при этом не стеснять естественные движения младен­ца, ограничивая их только в области пле­чевых суставов, как это и было в матке.

Сроки пеленания

Свободно спеленатый новорожден­ный имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами. Постепенно ребенок при­выкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Примерно к двум-трем неделям малыш начинает рас­сматривать комнату, лица окружающих, предметы, попавшие в поле его зрения. Теперь во время бодрствования ему дей­ствительно хочется вынуть из пеленок ру­ки. Чуткая мама обязательно отреагирует на желание своего ребенка и начнет пеле­нать его под ручки.

Примерно с этого же времени, т. е. с трех недель, начинают исчезать «вскиды­вания», и дети перестают будить себя рез­кими движениями. Теперь и на время сна «пеленание с руками» можно заменить на «пеленание под ручки».

Однако у части детей «вскидывания» могут сохраняться до -шестимесячного возраста. Такие малыши нуждаются в пеленании на время сна до того момента, пока «вскидывания» не прекратятся, т. е. до трех — шести месяцев. Такое длитель­ное сохранение «вскидываний» обычно связано с тяжелым родовым стрессом, в результате которого ребенок долго не мо­жет принять новую реальность. Не стоит торопить его с адаптацией к новому миру. Форсирование событий может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Груд­ных детей следует пеленать до тех пор, по­ка они сами не изъявят желания выйти из пеленок. В этом случае произойдет посте­пенное привыкание к новому миру. Ребе­нок понемногу приспособится к новому пространственному объему, и его психика не пострадает.

Современные родители, часто не знаю­щие, как правильно пеленать младенца, совершенно не видят в пеленании ника­ких преимуществ, потому что не уме­ют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав свое «сопротивляющееся» ча­до, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет па­лец. Вместо того, чтобы с пониманием отнестись к происходящему и оставить все как есть, позволив ребенку наслаж­даться преимуществами свободного пе­ленания, она упорно перепеленывает его, добиваясь, чтобы он не смог вытащить руки. В эти минуты мама даже не дога­дывается, что именно так и должен де­лать ребенок с первых дней жизни.

Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru

 
  Физиологически обоснованное пеленание - student2.ru

уход за новорожденным ребенком

Наши рекомендации