Соотношения форм по положению в пространстве

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу линейную и воздушную.

И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев. Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались. Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны. Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями. Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду.

ЦВЕТ

Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека. В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок. Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета. Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости:
  • зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости;
  • ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тонадействуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный;
  • светло-зеленый - оживленный, веселый;
  • темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения. Методы применения цветотерапии часто применяются и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона. Более эффективной признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др. Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются нахроматические и ахроматические.

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, светлота(яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым. Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении. На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников. Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (март- начало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрель- начало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную смену общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место. Выбирая любимые, ласкающие взгляд цвета и оттенки, необходимо помнить, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона. Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия. Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами. Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона. На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение. Если дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), необходимо использовать холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох. Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее.

Пример1: садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Пример2: садовый домик, выполненный из силикатного кирпича или имеющий оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Существует понятие одновременного цветового контраста. Одновременный цветовой контраст - это восприятие цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные). Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Наши рекомендации