Тесты двигательного развития для детей с поражением мозга

Фамилия, имя__________ ._________________ Дата рождения_

Диагноз_________________________ _

Выполняемое действие Средний возраст здоровых детей Да­та Дата Дата Дата Дата!
Поднимание головы в положении            
на животе 1—2 мес          
на спине 4—6 »          
Поворот:            
со спины на бок 3—4 »          
с живота на спину 6 »          
со спины на живот 8 »          
Ползание на животе 7 »          
Овладение положением на четве            
реньках 8 »          
Передвижение на четвереньках 9 »          
Сидение:            
с вытянутыми ногами 7 »          
на столике 8 »          
боком 10 »          
Усаживание из положения лежа:            
на животе через положение си-            
ня боком 1С— 12 мес          
на спине через опору на локте 1 год— 5 лет          
Симметричное усаживание из по-            
ложения лежа на спине 5 лет          
Вставание:            
овладение прямым наклоном 10—11 мес          
овладение положением группи-            
ровки 8 »          
; овладение 'положением на од-            
ном колене 2—14 »          
вставание из положения на ко-            
ленях 10 »          
вставание из положения на од-            
ном колене 14 »          
умение стоять 14 »          
' стояние на одной ноге 21/2—3 года          
» » шатком основании 18 мес          
Ходьба:            
на коленках 12 »   »      
в барьерах (опора о мебель, по-            
ручень, трость) 10 »          
самостоятельно вперед 2—15 »          
с произвольной остановкой 5—18 »          
с остановкой и поворотом в сто- 3—16 »          
рону 4—16 »          
спиной вперед 5—16 »          
с 'переменой движения в про-            
извольном направлении ' 16 »          
по неровной поверхности 18 »          
с подниманием на порог 20—22 »          
со спусканием с порога 20—22 »          
с подниманием по. ступенькам            
лестницы 24—30 »          

Продолжение



Выполняемое действие Средний возраст здоровых детей Да­та Дата Дата Дата Дата
со спусканием по ступенькам лестницы по наклонной плоскости вверх » » » вниз 4-30 » 8—22 » 8—22 » -        
« перешагиванием порога 2 года          
по шаткому основанию и уме-            
нием поднимать предметы по балке 2 » 3 »          
Бегание по поверхности: ровной неровной Прыгание: с порога на правую ногу 18 мес 2года 2 1/2 года          
» » » левую » » » » обе ноги          
на месте на двух ногах » » » правой ноге » » » левой » 3 » 3'/2 » 3'/2 »          
через препятствие с отталкива-            
нием: правой ногой левой » двумя ногами Дополнительные навыки: 3—4 » 3—4 » . 4 — 5 лет          
падение вперед на руки            
падение назад и в сторону            
опора на руки сзади с супина            
-цией предплечья опора на правую руку сбоку опора на левую руку сбоку            
Сумма баллов            
Подпись проводящего тест            

Шкала оценок: ел.—слабо 1 балл

Хор. — хорошо 2 балла

оч. хор. — очень хорошо 3 балла

Существование стереотипов не позволяет ребенку выполнять произвольны^ движения. До тех пор пока данные стереотипы не будут разрушены с помощью длительных упражнений, ребенок не сможет ни воспроизводить изолированных элементов движений стереотипа, ни создавать из них иных стереотипов.

Патологически задержанные рефлексы. Развитие здорового ре­бенка протекает в определенной, довольно достоянной последова­тельности становления естественных движений и навыков (табл. 14). Они формируются ша основе появления в определен­ном возрасте определенных рефлексов, которые уступают место очередным рефлексам. 119

Очередность появления рефлексов соответствует развитию* определенных уровней центральной нервной системы (рефлексы? новорожденного, связанные с ранним филогенезом, рассматрива­лись выше): спинного мозга — до 2 мес, мое га мозга —4—6 мес,. [промежуточного мозга — 6—8 мес, коры головного мозга — появ­ляются в возрасте 6—18 мес и остаются на всю жизнь.

Ранние рефлексы у здоровых людей исчезают и проявляются лишь в некоторых условиях (например, при опасности).

При ДЦП наблюдается патологическое продление ранних реф­лексов. Даже у ребенка старше 10 лет, страдающего ДЦП актив­ной формы, могут сохраниться рефлексы первого полугодия жиз­ни, затрудняющие формирование нормальной для человека под­вижности в высоких положениях с вертикальной установкой тела.

Методика Бобатов

Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила* на основе собственного опыта и интуиции совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями. Началось с удачных попыток выявления позиций, позволяющих затормозить патологические рефлексы. В свою очередь это способ­ствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуще­ствимости управляемого движения.

С течением времени опыт обогащался и привел к разработке-методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат, супруг Бер­ты Бобат, обосновал теоретически.

Через некоторое время весть о методике распространилась из Лондона по всему миру. В настоящее время она применяется как нейродинамичеекий метод восстановления. Методика оказалась эффективной при большинстве видов ДЦП. Находит она также применение при поражениях других типов, особенно с нарушени­ями мышечного напряжения.

Авторы предлагают много правил поведения, дают практиче­ские рекомендации, не формулируя^ никаких схем. Это позволяет лучшим образом приспосабливать упражнения к индивидуальным нуждам больного.

Наши рекомендации