Перечень практических умений

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ФФМО (лечебное дело)

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №16

Тема: «Кора больших полушарий и мозжечок: цито - и миелоархитектоника. Волокна мозжечка. Вегетативная нервная система. Схема строения длинной и короткой вегетативной рефлекторной дуги. Строение периферического вегетативного нервного ганглия. Возрастные особенности».

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: ст. преп. Э.Д. Кривенко

Красноярск

1. Тема занятия«Кора больших полушарий и мозжечок: цито - и миелоархитектоника. Волокна мозжечка. Вегетативная нервная система. Схема строения длинной и короткой вегетативной рефлекторной дуги. Строение периферического вегетативного нервного ганглия. Возрастные особенности».

Форма организации учебного процесса - практическое занятие

Значение темы

Каждый орган нервной системы представляет собой анатомически определенную, функционально-специализированную часть организма. Знания гистофизиологии периферической нервной системы (нервы, нервные узлы) и центральные нервные системы (спинной мозг, головной мозг) необходимо для понимания интегрирующей и координирующей функции нервной системы, а также для правильной диагностики заболеваний, связанных с нарушением работы этих органов.

Цели обучения

4.1. Общая цель:

Изучить послойное расположение нейронов в коре мозжечка и коре больших полушарий, межнейронные связи, нейронный состав вегетативной нервной системы, рефлекторные дуги, ганглии и сплетения.

4.2. Учебные цели:

1. Студент должен знать: гистологические препараты коры больших полушарий и мозжечка, схемы строения длинной и короткой вегетативной рефлекторной дуг, строение периферического вегетативного нервного ганглия

2. Студент должен уметь: различать в мозжечке - кору, белое вещество, слои коры мозжечка и характерные для них нейроциты, различать слои и нейроциты в коре больших полушарий головного мозга.

3. Студент должен иметь представление: о рефлекторной деятельности коры мозжечка с участием тормозных и возбуждающих нейроцитов, о рефлекторной деятельности коры больших полушарий головного мозга на основе знаний ее цито- и миелоархитектоники, о работе вегетативной нервной системы.
4.3. Психолого-педагогическая цель:

а) Знание строения и функции головного мозга, мозжечка способствует
формированию у студента представления о функционировании высшей
нервной деятельности. Материал предлагается изучить от простого
(предыдущих тем, связанных с этой темой) с дальнейшим выделением
главного, существенного в данной теме.

б) Для достижения каждого студента реально-возможного для него в данный
период успеваемости, воспитанности, развитости, занятия построены так,
чтобы сочетались: фронтальный опрос, групповое обсуждение материала и
индивидуальная работа с препаратами.

5. Место проведения практического занятия -учебная комната

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микропрепараты №55, 56; компьютерная версия атласов, ООД по теме занятия

7. Структура содержания темы (хронокарта):

Продолжительность занятия 135 минут

№ п/п Описание этапа Время, мин. Цель этапа Оснащенность Ответственный
Организационный этап 1. Отметить отсутствующих; 2. Значение темы. 1. Учебная комната Преподаватель, дежурный группы
Определение исходного уровня знаний 1. Устный опрос по результатам самоподготовки студентов (с оценкой журнал). 2. Объяснение преподавателем особенностей препаратов. 1. Таблицы 2. Схемы 3. Микроскопы 4. Препараты 5. Компьютер 6. Методические разработки Преподаватель
Самостоятельная работа студентов 1. Микрокопирование гистологических препаратов и зарисовка их в альбом. 2. Изучение контрольно- диагностических препаратов. 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Таблицы 4. Атлас 5. Компьютер 6. Альбом и цветные карандаши 7. Карта ООД (приложение № 4) Преподаватель, дежурный группы
Определение конечного уровня знаний 1. Ответы на контрольные вопросы 2. Решение контрольных задач 3. Тестовый контроль 1. Вопросы для самоподготовки (приложение № 1) 2. Тестовые задания (приложение № 2) 3. Ситуационные задачи (приложение № 3) Преподаватель
Подведение итогов 1. Обобщение темы 2. Коррекция и подписание рисунков 3. Выставление оценок в журнал   Преподаватель
Домашнее задание Тема: «Органы чувств» 1. Лекции профессора, доцента 2. Учебник 3.Методическая разработка для самоподготовки Преподаватель

Аннотация

Темы «Нервная ткань» и «Нервная система» не так часто отдалены друг от друга, как основные темы общей и частной гистологии. Это создает большие возможности для повторения материала у нервной ткани. При этом надо учесть и возможности для повторения материала. По нервной системе для изучения органных систем. Кроме того, при изучении структур нервно системы тканевые компоненты также повторяются.

Разбор материала необходимо начать с краткого повторения характеристики важнейших тканевых элементов нервной системы: цитологии и цитофизиологии нейрона, принципов классификации нейронов и глии морфофизиологических основ иннервации и проведение нервного возбуждения, гистофизиологии и классификации синапсов. Здесь целесообразно вспомнить со студентами принципиальную схему рефлекторной дуги и обратить внимание на значение ее целостности: подчеркнуть непрерывную связь глии и нейронов, входящих в состав рефлекторной дуги. С этих позиций следует охарактеризовать рефлекторную дугу как структурно- функциональную единицу нервной системы. Далее разбор нового материала можно вести, используя схему рефлекторной дуги, конкретизируя ее. Здесь, в частности, необходимо чтобы студент четко усвоил, что чувствительный нейрон всегда локализуется в ЦНС. Затем перейти к разбору по препаратам структурной организации спинального ганглия.

Далее следует опросить лекционный материал по гистофизиологии спинного мозга. При этом подчеркнуть его принадлежность к стволовой части ЦНС. На препаратах спинного мозга, кроме деталей строения белого и серого вещества, нужно обратить внимание на топографию и строение основных ядер серого вещества, а также на характеристики главных коротких и длинных, восходящих и нисходящих пучков белого вещества (без детализации проводящих путей). Здесь уместно подчеркнуть, что основная масса нейронов ЦНС относится к вставочным нейронам, что двигательные клетки расположены в ядрах передних рогов спинного мозга и в соответствующих им ядрах ствола мозга. Здесь же необходимо добиться, чтобы у студентов составилась представление о сегменте и о сегментном аппарате, и подкрепить этот материал на примере двух - (коленный рефлекс) и трех членной соматической рефлекторной дуги.

Далее весьма целесообразно перейти к анализу принципов организации вегетативной нервной системы, отметив при этом, что принципиальной разницы структурной организации соматического и вегетативного отделов нервной системы нет. Следует проговорить возможные варианты локализации чувствительных Неронов вегетативной нервно системы (спинальные и черепно-мозговые ганглии, клетки Догеля 2-го типа в экстра- и интрамуральных ганглиях).

Далее, таким образом, студент должен анализировать локализацию вставочных и двигательных нейронов симпатических и парасимпатических рефлекторных дуг, раскрыв на конкретных примерах содержание понятий пре- и постганглионарное волокно.

После всего этого появляется возможность разобраться в структуре периферического нерва, в принадлежности составляющих его волокон, его оболочек, периневральном пространстве.

Затем следует остановиться на характеристике нервного центра, при этом студенты должны усвоить неоднозначность понятий «узел» и «нервный центр» и составить представление о нервных центрах ядерного (узлового) и экранного типа.

На примере мозжечка есть возможность показать нервный центр экранного типа, усвоить, что в понятие «слой» и «экран» вкладывается различное содержание (в мозжечке тир слоя и один экран).

Далее можно перейти к рассмотрению коры больших полушарий головного мозга. Начав анализ с описания «типичной, шестислойной коры, затем перейти к характеристики значительного разнообразия цито- и миелорархитектоники коры. Здесь же преподавателю следует проверить степень усвоения студентами лекционного материала по филогенезу коры головного мозга, понимания ими развития коры в филогенезе с развитием системы анализаторов, обратить внимание студентов на то, что в отличие от неокортекса филогенетически более древнее области коры у человека имеет и более примитивную структуру. Нелишне еще раз подчеркнуть, что все нейроны коры- вставочные и двигательные, отметить множественные связи, короткие и длинные внутри коры, а также основные афферентные и эфферентные связи.

Важно отметить, что вегетативная нервная система является частично единой нервной системы. Она иннервирует внутренние органы. Ее называют автономной, она функционирует независимо от сознания, но все стороны ее деятельности находятся под контролем коры большого мозга. И соматическая, и автономная системы построены по одной схеме, но развиваются дивергентно: соматическая система- вместе с органами движения. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую и работают они как антагонисты. В ней различают центральные и периферические отделы. Центральные отделы симпатической нервной системы представлены ядрами боковых рогов тораколюмбального отдела спинного мозга. Парасимпатические волокна краниобумбарного отдела выходят в состав 3-й, 7-й, 9-й и 10-й пар черепно-мозговых нервов. Периферические отделы вегетативной системы образованы нервными стволами ганглиями, сплетениями. Необходимо разобрать рефлекторные дуги вегетативной нервной системы короткую и длинную, указав на их особенности, а также строение вегетативного ганглия и отличия его от спинального ганглия.

9. Вопросы для самоподготовки(приложение №1)

10.Тестовые задания по теме(приложение №2)

11.Ситуационные задачи по теме(приложение №3)

Рекомендации по УИРС

А) Темы рефератов:

1. Развитие коры большого мозга млекопитающих и человека.

2. Передача информации от нейрона к нейрону как основа функциональной деятельности мозга.

3. Тормозные системы нейронов мозжечка и коры большого мозга.

Б) Реставрация и изготовление препаратов, схем, таблиц.

Перечень практических умений

Студент должен уметь:

1. Микроскопировать гистологические препараты.

2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных.

3. Дифференцировать микропрепараты систем органов.

4. Зарисовать гистологические препараты.

Стандарты ответов 1-4

Препарат №55 Мозжечок (Окраска: серебрение).

Препарат №56 Кора полушарий головного мозга. (Окраска: импрегнация серебром).

В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, приведенное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого занятия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком является микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.

На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие типа Р-12.

Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2.

Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2. Предметный столик:

Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8 Пределы поворота от 0 до 360

Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микроскоп. В нем различают оптическую и механическую части.

1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.

2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.

3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фронтальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью микровинта. Перемещая препарат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанавливают в центре ноля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для этого с помощью револьверного устройства ставят объектив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.

4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсионный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и покровного стекла марлей. Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы различных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:

1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.

2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.

3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.

4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.

5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.

Наши рекомендации